Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики детских страхов и приобретает важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди детей.
Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой [34]. Тест позволяет выявить количество страхов у детей и определить их характер.
В ходе индивидуальной беседы, выясняется, боится ли ребенок одиночества, нападения (бандитов), заболеть, умереть, смерти родителей, некоторых людей, наказания, сказочных персонажей, темноты, животных, транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, врачей, крови. После, составляется список страхов каждого ребенка.
Ни в коем случае нельзя торопить ребёнка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают встречу с ним, контакт, соприкосновение, что само по себе уменьшает остроту его восприятия(Приложение 2).
Если количество страхов превышает норму, ребенок берется на коррекцию.
Проективную методику «Мои
страхи» А.И.Захарова [18]. Цель: выявление количества и группы детских
страхов
Процедура проведения: проводится в форме
опроса, беседы, ребенку задается вопрос:"Скажи,
пожалуйста, ты боишься или нет…"
Инструкция для ребенка: "
Обработка результатов: на основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.Эти страхи можно разделить на несколько групп:
Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).
После предварительной
беседы, актуализирующей воспоминания
ребенка о том, что его пугает,
ему предлагают лист бумаги
и цветные карандаши. В
Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой [25]
Инструкция: «Нарисуй силуэт человека в полный рост. Размести в этом силуэте различные эмоции, чувства и раскрась их в соответствующие цвета».
Диагностирует эмоциональное состояние ребёнка по цветовому выбору, согласно Максу Люшеру. Исследования Макса Люшера показали, что четырем цветам соответствуют четыре типа ощущения себя [40].Человеку, предпочитающему синий цвет, свойственна удовлетворенность жизнью, тому, кто выбирает красный, — жизнерадостность, активность, зеленый — серьезное отношение к жизни, стабильность, светло-желтый — веселость, открытость. Кроме того, «синие» стремятся к единству, нуждаются в согласии, «красные» стремятся к успеху, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто предпочитает зеленый (а М. Люшер считает, что этот цвет в его тесте «холодный»), стремятся к безопасности и стабильности (власть, знания, компетентность). «Желтые» настроены на изменения, им нужна свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В рамки этих четырех цветов вписывается и время. Спокойному синему соответствует протяженность во времени, оранжево-красному — настоящее, зеленому — текущее мгновение «здесь и сейчас», а желтому — будущее.
Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно обратить внимание на цветовой ряд. Выбор в первую очередь коричневого, серого, чёрного цветов указывает па состояние выраженного стресса. Это может быть объективно сверх сложная ситуация или невротическая реакция на жизненные трудности.. Чувства выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость.
Рисунки эмоций и чувств есть, говоря образно, своеобразный аналог невербальной формы исповеди, откровения которой невольно становятся достоянием психолога. В контексте, интерпретации рисунка, стоит обратить внимание, где именно расположены такие «говорящие» чувства и эмоции, как боль, вина, обида, злость, унижение, страх, месть.
Информативно «эмоциональное содержимое» жизненно важных зон: области мозга, шеи, груди, живота. Оно может указывать на проблемы, которые беспокоят человека, но по каким-либо причинам пока не осознаются или сознательно подавляются.
Методика «Рисунок
семьи» Г.Т. Хоментаускаса и В.К. Лосевой позволяет отследить эмоциональные
проблемы и трудности взаимоотношений
в семье ребёнка, увидеть его субъективную
оценку о его месте в семье и отношениях
с другими членами семьи.
Г.Т. Хометаускас в своей работе «Использование
детского рисунка для исследования внутрисемейных
отношений» говорит: "Особенности графических
презентаций членов семьи выражают чувства
ребёнка к ним, то, как ребёнок их воспринимает,
какие характеристики членов семьи для
него значимы, какие вызывают тревогу".
Тест помогает выявить
отношение ребенка к членам своей
семьи, как он воспринимает каждого
из них и свою роль в семье, а
также те взаимоотношения, которые
вызывают в нем тревогу [30].
Ситуация в семье, которую родители оценивают
положительно, может быть воспринята ребенком
совершенно противоположно. Узнав, каким
он видит окружающий мир, семью, родителей,
себя, можно понять причины возникновения
многих проблем ребенка и эффективно помочь
ему при их решении.
Порядок проведения: Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21X29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 с; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они делают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса
провоцируют ребенка на открытое
обсуждение чувств, что не каждый ребенок
склонен делать. Поэтому, если ребенок
не отвечает на них или отвечает
формально, не следует настаивать на
эксплицитном ответе. При опросе психолог
должен пытаться выяснить смысл нарисованного
ребенком: чувства к отдельным
членам семьи; почему ребенок не нарисовал
кого-нибудь из членов семьи (если так
произошло); что значат для ребенка
определенные детали рисунка (птицы, зверушки
и т. д.). При этом по возможности
следует избегать прямых вопросов,
настаивать на ответе, так как это
может индуцировать тревогу, защитные
реакции. Часто продуктивными
После опроса мы предлагаем ребенку решить 6 ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет в гости но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь «N.» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.
Опросник авторов П. Бейкер и М. Алворд советуют присмотреться к ребёнку и даёт возможность увидеть характерны ли для поведения дошкольника следующие признаки, критерии определения тревожности у ребенка:
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении [31].
В детском саду дети часто
испытывают страх разлуки с родителями.
Необходимо помнить, что в возрасте
двух-трех лет наличие этой черты
допустимо и объяснимо. Но если ребенок
и в подготовительной группе постоянно
плачет при расставании, не сводит глаз
с окна, ожидая каждую секунду появления
родителей, на это следует обратить
особое внимание.
Наличие страха разлуки можно определить
по следующим критериям, согласно психологам
П.Бейкер и М. Алворд:
Если хотя бы три черты проявлялись в поведении ребенка в течение четырех недель, то можно предположить, что у ребенка действительно наблюдается этот вид страха [31].
Чтобы, понять ребенка, узнать, чего же он боится, какие испытывает страхи, необходимо попросить родителей, воспитателей, педагогов заполнить бланк опросника. Ответы взрослых прояснят ситуацию, помогут проследить семейную историю. А наблюдения за поведением ребенка подтвердят или опровергнут предположение. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности (в игре, на улице), в общении с другими детьми.
2.2 Рекомендации
родителям по преодолению
Страхи невротические представляют собой гораздо большую проблему. Испытывая их, ребенок обычно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения и справиться с ним сам чаще всего не в состоянии. Необходимо понимать, что невротические страхи почти всегда имеют внезапное происхождение – страх в испугавшей ситуации, может возникнуть почти моментально. Психологи выделяют три основных вида невротических страхов – это страхи одиночества, темноты и животных. В отличие от возрастных страхов, переводящих ребенка на новый уровень понимания окружающего мира, невротические страхи деструктивны. Они разрушают внутреннее убеждение ребенка в миролюбии окружающего мира и заставляют погрузиться в длительные, сложные и часто неразрешимые для ребёнка переживания.
Можно ли избежать появления
страхов или, по крайней мере, значительно
смягчить последствия испугов? Безусловно,
если родители будут вести себя грамотно.
Даже резкий испуг для очень
Есть еще одна тема, которую
невозможно обойти стороной при рассматривании
проблемы детских страхов. Это то,
что известно абсолютно всем, но
абсолютное же большинство родителей
его игнорирует. Это вопрос сознательного
пугания ребенка в
Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка милиционерами в магазинах, Бабаями с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.