Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа
Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
1.2. Причины возникновения
и особенности проявления
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении ребенка, они информируют нас взрослых, о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. От простых базовых чувств возникающих у ребенка в младенчестве по мере его роста и развития к дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится разнообразнее и богаче, он переходит к более сложной гамме чувств, радуется, сердится, восторгается и удивляется, ревнует, грустит. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребенок
овладевает умением сдерживать бурные
и резкие выражения чувств. Пятилетний
ребенок, в отличие от двухлетнего,
уже может показать не показать страх
или слезы. Он научается не только в значительной
степени управлять выражением своих чувств,
облекать их в культурно принятую форму,
но и осознанно пользоваться ими, информируя
окружающих о своих переживаниях, воздействуя
на них.
Несмотря на это, эмоции, которые испытывают
дошкольники, легко прочитываются у них
на лице, в их поведении. Для практического
психолога поведение ребенка, выражение
им чувств – важный показатель в понимании
внутреннего мира маленького человека,
свидетельствующий о его психическом
состоянии, благополучии, возможных перспективах
развития. Информацию о степени благополучия
ребенка дает психологу эмоциональный
фон, который может быть положительным
или отрицательным. Отрицательный фон
характеризуется подавленностью, плохим
настроением, растерянностью. Одной из
причин такого эмоционального состояния
ребенка может быть проявление повышенного
уровня тревожности.
Наряду с попытками
прийти к согласованному определению
для описания тревоги, исследователи
пытаются выявить, в чем кроются
истинные причины возникновения
этого состояния. Среди возможных
причин называются физиологические
и индивидуальные особенности детей,
взаимоотношения со сверстниками и
родителями, влияние социальной среды.
Т.Д Марцинковская, кроме выше перечисленных,
выделяет в качестве причины побуждающей
возникновение тревожности
В процессе развития личности
каждого ребенка существуют стабильные
и критические периоды –
При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность, по терминологии В.С.Мерлина ) в качестве основных факторов возникновения тревожности признаются природные предпосылки – свойства нервной систем и эндокринной систем, в частности слабость нервных процессов (Н.Н.Данилова, 1992; В.С.Мерлин, 1986). Так дети, по своей природе имеющие меланхолический или холерический тип темперамента чаще других могут иметь высокий уровень тревожности. Т.Д Марцинковская в качестве причин тревожности обусловленных психодинамическими свойствами называет индивидуальные особенности детей и их личностные качества. Так дети, имеющие повышенную чувствительность (сензитивность) очень остро реагируют на происходящие вокруг них события, он чувствителен не только к обидам, нанесенным ему, Но и проявляет не меньшую чувствительность по отношению к окружающим его людям.
Исследуя влияние природных
предпосылок на возникновение тревожности
(Мусина И.А., 1994; Рейковский Я., 1979, Спилбергер
Ч.Д. и другие) считают, что состояние
тревоги продуцируют влияние
двух факторов: безусловных, таких как
вегетативное, или « психовегетативное»,
реагирование и так же обусловленных
какими либо факторами в жизни
человека.
Так Е.Савина на первое место среди причин
вызывающих детскую тревожность ставит
неправильное воспитание и неблагоприятные
отношения ребенка с родителями, особенно
с матерью. Так отвержение, непринятие
матерью ребенка вызывает у него тревогу
из-за невозможности удовлетворения потребности
в ласке, в любви и защите. В этом случае
у ребенка возникает страх: ребенок ощущает
условность материнской любви, ребенок
думает, что если он что-то сделает плохо,
его не будут любить.[9]
Высока вероятность воспитания тревожного
ребенка родителями, осуществляющими
воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная
защита, мелочный контроль, большое количество
ограниченных запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с ребенком
носит авторитарный характер, ребенок
теряет уверенность в себе и в своих собственных
силах, он постоянно боится отрицательной
оценки, начинает беспокоиться, что он
делает, что-то не так, т.е. испытывает чувство
тревоги, которое может закрепиться и
перерасти в стабильное личностное образование
– тревожность.
Не менее губительное
влияние оказывает чрезмерная
похвала, если одобрять
Воспитание по типу гиперопека,
может сочетаться с симбиотическим,
т.е. крайне близкими отношениями ребенка
с одним из родителей, обычно с
матерью. В этом случае общение взрослого
с ребенком может быть как авторитарным,
так и демократичным (взрослый не
диктует ребенку свои требования,
а советуется с ним, интересуется
его мнением). К установлению подобных
отношений с ребенком склонны
родители с определенными
Существует зависимость
между количеством страхов у
детей и родителей, особенно матерей.
В большинстве случаев страхи,
испытываемые детьми, были присущи
матерям в детстве или
Помимо перечисленных факторов, страхи
возникают и в результате фиксации в эмоциональной
памяти сильных испугов при встрече со
всем, что олицетворяет опасность или
представляет непосредственную угрозу
для жизни, включая нападение, несчастный
случай, операцию или тяжелую болезнь.
Причиной тревожности у детей может быть
конфликтная атмосфера в семье (если супруги
ссорятся между собой), и неудовлетворенность
взрослых в семье своим уровнем дохода,
работой, образом жизни.
Почти у всех детей вызывает резкое повышение
тревожности развод родителей. Особенно
травматично протекает этот период для
тревожного ребенка, если взрослые не
могут договориться между собой, и непоследовательны
в своем поведении. Например, если папа
обещает завтра пойти с дочерью в парк,
но потом пропадает на неделю, решая свои
проблемы, или если мама, когда подходит
время встречи с папой, начинает убеждать
девочку, что ей нужно сегодня подготовиться
к занятиям или сделать еще что-нибудь
полезное (вместо полноценного досуга
с отцом).
Неминуемо тревожность (и другие проблемные
черты) возникнет у детей в семьях, где
нет согласия между взрослыми по вопросам
воспитания или их действия спонтанны
и непоследовательны. Отец считает, что
за совершенный ребенком проступок его
надо наказать домашним арестом на неделю,
мама в принципе согласна, но считает меру
слишком суровой и втайне от папы ее смягчает
(если ребенок ведет себя хорошо, то она
позволяет ему ходить в гости к другу),
а бабушка игнорирует полученные ребенком
запреты вовсе и отпускает его куда угодно,
когда родители отсутствуют. Причем в
следующий раз позиции взрослых могут
меняться на противоположные. Если ребенок
попадает в такие ситуации систематически,
то он, либо становится тревожным (не понимает,
какую реакцию семьи на свой поступок
встретит на этот раз), либо начинает манипулировать
взрослыми, учитывая их слабости и отношения
между собой.
Если в силу тех или иных причин в семье обстановка сложится так, что за короткий промежуток в жизни ребенка происходит много перемен, к которым ему приходится адаптироваться. Так, если сложить вместе переезд в другой город, замену бабушки няней, выход мамы на работу и начало обучения в первом классе, то нужно ли говорить, что результатом такой "суммы" может стать повышенная тревожность даже у вполне спокойного и эмоционально устойчивого ребенка.
К пяти-шести годам дети
благодаря играм, начинают осознавать,
что существует определенная социальная
система отношений. Появление собственных
мотивов, целей, стремлений имеет для
него большое значение, помогает формированию
его самосознание, развитию интеллекта,
созданию более полного и правильного
образа мира и своего места в нем.
Однако именно эти качества могут
стать и причиной тревоги личности
дошкольника. Если семейное воспитание
складывается из одних запретов, то
у одних детей (например, с выраженной
экстрпунитивностью) это принимает
форму постоянной агрессии и желание
противоречить взрослому, у других
форму постоянной тревоги, вызванной
сознанием своей вины. Когда в
сознании ребенка сосуществуют одновременно
два мотива (например, желание сделать
по своему и желание получить похвалу
взрослого), постоянное одергивание
со стороны взрослого не дает возможности
ребенку реализовать оба этих
мотива, что приводит к возникновению
тревоги и неуверенности у
большинства детей независимо от
их индивидуальности.
Одним из условий бесконфликтного развития
личности является положительное отношение
к себе, наличие точных знаний о себе. В
этом случае самооценка совпадает с оценкой
окружающих. Родителям надо помнить, что
постоянные замечания, одергивания, недооценка
его стараний, могут вызвать у детей неуверенность
в себе, повышенную тревожность, чувство
вины, что в общей массе может привести
уже в дошкольном возрасте к комплексу
неполноценности.
Родители и воспитатели
в дошкольных учреждениях должны
знать и понимать, что в дошкольном
детстве помимо самооценки начинает
формироваться уровень
Марцинковская выделяет еще тревоги и
страхи мальчиков, при воспитании которых
родители (чаще отцы) устанавливают холодный,
отстраненный тип общения. Требуя от мальчиков
сдержанности чувств, ассоциируя это с
мужским стилем поведения, когда поцелуи
и нежность исключаются вообще. Высказывания
типа «Не плачь, ты не девочка», «Будь настоящим
мужчиной, умей дать сдачи» и т.д. мало
подходят для детей дошкольного возраста.
Как уже подчеркивалось раньше, для детей
важно ощущать привязанность родителей,
их тепло, особенно матери, что создает
у них уверенность в своей защищенности,
развитие смелости, умения рисковать и
настаивать на своем, то есть тех качеств,
которые обычно и хотят воспитать в мальчике.
Холодность и отсутствие нежности плохо
влияют на всех детей, но особенно плохо,
когда таким путем родители своего мягкого
и чувствительного мальчика пытаются
сделать жестким и агрессивным. В этом
случае тревога мальчика усугубляется
тем, что он не только не соответствует
требованиям взрослых, но и идеалу мужчины
вообще, что приводит к формированию комплекса
«Я плохой». Неспособность выполнить требования
сопровождается у них усилением тревожности.
Страхи множатся, и ребенок все более утверждается,
что он трус. Как не парадоксально, именно
нежность и ласка матери не только его
еще большей «нюней», но придадут ему некоторую
уверенность и вызовут желание заслужить
эти проявления одобрения и в дальнейшем.[8]
Детскую тревожность вызывает
ситуация непринятия со стороны сверстников.
Ребенок считает: в том, что его
не любят, есть его вина. Заслужить
любовь ребенок будет стремиться
с помощью положительных
Ситуация соперничества, конкуренции, вызывает особенно сильную тревожность. Дети, попадая в ситуацию соперничества, стремятся любой ценой достигнуть самых высоких результатов.
Ситуация повышенной ответственности.
Когда тревожный ребенок
У детей с данным уровнем
тревожности формируется
Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства.
Теперь он все преломляет
через призму тревожности, мнительности.
Личность с повышенным уровнем тревожности,
а именно с личностной тревожностью склонна
воспринимать угрозу своей самооценке.
Как правило, у нее формируется неадекватная
заниженная самооценка.
Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку,
находятся в постоянном психическом перенапряжении,
которое выражается в состоянии напряженного
ожидания неприятностей, нарастающей,
несдерживаемой раздражительности, эмоциональной
неустойчивости.
Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Они очень чувствительны к своим неудачам, болезненно и остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.
Часто такие дети имеют
склонность к вредным привычкам
невротического характера (они грызут
ногти, сосут пальцы, выдергивают
волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция
с собственным телом снижает
у них эмоциональное