Страхи у детей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования: изучение детских страхов и возможности их коррекции в дошкольном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологические особенности феномена страха и условия его коррекции у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребёнка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника, поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.35 Кб (Скачать файл)

Пожалуйста, никогда и  ни при каких условиях не пугайте  детей! Существует масса других, значительно  менее вредоносных, но не менее эффективных  методов воздействия на ребенка  – от объяснения до наложения запрета. Все ли дети подвержены возникновению  страхов? Обычно выделяют группу детей  в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине  их душевного склада. Это дети чрезмерно  впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко  чувствующие. Кроме того, психологи  отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих  родителей и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно  строгие, подвержены различным страхам  в большей степени. Каждый человек  имеет право сам решать, бояться  ему или нет тех или иных вещей. Обычно страх перед чем-либо – это способ защиты для человека и это необходимо понимать и осознавать. Если вы научите ребенка сознательно  управлять своими страхами, то дадите ему огромное жизненное преимущество. Ребенок, отвечающий «да» на вопрос нравится ли ему бояться делает именно это  – учится контролировать свои страхи - помните мультфильм про котенка  Гав и щенка Шарика, бегавших на чердак во время грозы «бояться»? Такой страх развивает малыша. Но как только звучит ответ: «нет, не нравится», или ребенок вообще отказывается говорить на эту тему, значит страх  – деструктивный. В такой ситуации не откладывайте поход к детскому психологу. Он владеет различными методами помощи детям и подберет необходимую  коррекционную программу для  малыша и его родителей.  
Реальные страхи – боязнь воды. 

Непременно избегайте  научных объяснений. Если Вы возьметесь объяснять малышу закон Архимеда, то только потеряете время. Вы думаете  разумные доводы лучшее лекарство? Но даже у взрослых страхи зачастую иррациональны и рассудочные доводы не имеют никакой силы, что же говорить о детях? Не прибегайте к эмоциональному шантажу. "Ну, пожалуйста, мой хороший, не огорчай меня, сделай мне приятное". Ребенок конечно совершенно не хочет Вас огорчить и готов сделать все, что угодно, чтобы Вас порадовать. Но даже ради Вас он не может преодолеть свой страх, поэтому испытает не только вину и стыд, из-за того, что ни на что не способен, но и решит, что будет меньше любим, потому что расстраивает Вас. Авторитарный метод - неудачная стратегия. Мы требуем преодолеть свой страх, приводим в пример разных неустрашимых детей, сравниваем их с другими, лишая уверенности и поддержки. Некоторые дети в результате даже бояться признаться, что им страшно. В общем, это верный путь, чтобы страх перерос в фобию. Покажите ребенку, что воспринимаете его боязнь всерьез, скажите, что многие дети и взрослые испытывают подобный страх и что через какое-то время он пройдет, а Вы ему в этом поможете. 
Невротические страхи – страх смерти.

1. Родителям необходимо  помнить, что детский страх  - это сигнал к тому, чтобы еще  больше оберегать нервную систему  ребенка и это призыв о помощи. 

2. С уважением, без лишнего  беспокойства и фиксации, относится  к страху ребенка. Вести себя  так, словно знаете давно и  нисколько не удивляетесь его  опасениям. 

3. Уделить ребенку побольше  внимания, ласки, теплоты. Успокоить  его, вернуть душевное равновесие. 

4. Создать в доме такую  обстановку, чтобы малыш без стеснения  мог рассказать обо всем, что  тревожит. 

5. Отвлечь ребенка от  неприятных чувств и переживаний,  заполнить его жизнь яркими  и интересными впечатлениями,  лишний раз сходить в театр,  цирк, на концерт, посетить аттракционы. 

6. Расширить круг интересов  и контактов, т.к. чем больше  интересов у детей, тем меньше  они застревают на своих ощущениях,  представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо  из родственников, в любом случае  это нужно сказать ребенку,  но в самой осторожной форме.  Лучшее оправдание смерти - это  старость или очень редкая  болезнь. 

8. По возможности отложить  операции по удалению аденоидов,  не отправлять одного на долгое  время "поправить здоровье" в санаторий. 

9. Знать, что ребенок  подражает родителям и вполне  может "заразиться" взрослыми  тревогами: бояться собак, воров,  молнии, самолетов и т.д., т.е. постараться  преодолеть свои недостатки и  страхи. 

10. Если Вы отправляете  ребенка отдохнуть к родственникам,  попросить их придерживаться  ваших методов воспитания. Понимая  чувства и желания детей, их  внутренний мир, родители помогают  ребенку справится со страхом  смерти и перейти на более  высокую ступень психического  развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Страх является наиболее опасной  из всех эмоций. С возрастом у  детей меняются мотивы поведения, отношение  к окружающему миру, взрослым, сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения, будет  зависеть тот положительный эмоциональный  контакт, который является основой  нервно-психического здоровья ребенка. 

Ребёнок первых лет жизни  боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные  персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут  жить вечно. У маленьких детей  всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга  – это живое существо, обитающее  где-то рядом. Только постепенно у детей  складывается объективный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться  со своими чувствами и мыслить  абстрактно – логически. 

Дети старшего дошкольного  возраста подвержены большому количеству страхов, особенно ярко из которых проявляется  страх темноты, наказания, сказочных  персонажей, крови, животных. То есть дети боятся того, что угрожает их жизни, значит можно сделать вывод о  том, что дети старшего дошкольного  возраста больше всего подвержены страху смерти.  
 Однако следует помнить, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в этом возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено благоприятное время для формирования чувства ответственности. 

Заключение

 

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал  чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные  неотъемлемые проявления нашей психической  жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости  от них меняется поведение человека вплоть до «эмоционального паралича». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребёнок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера. 

Детские страхи, если к ним  правильно относиться, понимать причины  их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены  или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной  ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных  отношений в семье. Для того чтобы  воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как  возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. В  современных цивилизациях существует всё более возрастающее число  объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом  научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. 

Страх - это эмоция, которая  может возникнуть в любом возрастном периоде. Исследования, которые были проведены, подтверждают, что в старшем  дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Что к моменту поступления  в школу у детей наблюдается достаточно высокий уровень тревожности и опасения перед поступлением в школу. 

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием раннее предшествующих страхов и тревог. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность  их отсутствия в подростковом возрасте. Если психологическая, родительская и  медицинская помощь будет оказана  в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза в  подростковом возрасте. Поэтому, учитывая все выше сказанное, необходимо выделить следующие основные параметры в  работе с детскими страхами:  

Чтобы существенно снизить  тревожность ребенка перед поступлением в школу необходимо педагогам  и родителям обеспечить реальный успех ребенка, в какой либо деятельности. Необходим щадящий режим в  той области, в которой успехи невелики.  

Педагогам и родителям  решившим помочь детям избавиться от страха, можно использовать программу  коррекционной работы, коррекционные  игры и задания, которые должны подбираться  на основе проведённых диагностических  методик.  

Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от страхов, преподавателям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как  возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как  предупредить страхи у детей и  что предпринять, если они уже  есть. 

С целью предупреждения появления  неврозов у детей, необходимы позитивные перемены в жизни самого ребенка  и семьи.  
 Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

Список литературы

  1. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика - М., 1996. 
  2. Введение в психологию. / Под.ред. А.В.Петровского. – М.: Академия, 1998. 
  3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.  
  4. Гонкова–Ямпольская Р.В., Черток Т.Л. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста - М.: Просвещение, 1987. 
  5. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие под. ред. Дубровиной И.В. – М.: «Академия», 1998. 
  6. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1.  
  7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия – «Психология ребёнка». – СПБ: 2000. 
  8. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М.: Педагогика, 1986. 
  9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993.  
  10. Изард К.Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. – СПБ: Издательство «Питер», 2000. 
  11. Изгард К. Эмоции человека. - М.: Просвещение, 1980.  
  12. Климанова Ю. Нарисуй свой страх: Детские страхи. // Семья и школа. – 1999. - № 9. 
  13. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М., 1991. – 134 с. 
  14. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.: Т.Ц. «Сфера», 1996. 
  15. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. / Л.В.Кузнецова, Л.И.Солнцева и др.; под.ред. Л.В.Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  16. Зинкевич-+Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. СПб.: Питер, 1996.
  17. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 1997. 
  18. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребёнок в детском саду.- 2003.
  19. Коренева Е.Н. Детские капризы.- Ярославль: Академия развития, 2001. 
  20. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие.- М.: Генезис, 2003. 
  21. Лебедева Л. Силуэт человека // Школьный психолог.- 2002. 
  22. Леви В.Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006. 
  23. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. Пер. с англ. Книга для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1991. 
  24. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание.- 2004. 
  25. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. Пер. с англ. .- М.: Педагогика, 1990.
  26. Лосева В.К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений.- М.: АПО, 1995.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Инструкция: "Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…"

  1. остаться один
  2. заболеть
  3. умереть
  4. каких-то детей
  5. воспитателей
  6. того, что они тебя накажут
  7. бабу-ягу, кощея, бармалея
  8. страшных снов
  9. темноты
  10. волка, медведя, пауков, змей
  11. машины, поездов, самолетов
  12. бури, грозы, наводнения
  13. высоты
  14. в маленькой темной комнате, туалете
  15. воды
  16. огня, пожара
  17. войны
  18. врачей, кроме зубных
  19. крови
  20. уколов
  21. боли
  22. резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Бланк ответов

Ф.И.О.________________________________________________.  
Возраст_________________ 
Дата проведения_______________________

Содержание

Группа

1

остаться один

 

2

заболеть

 

3

умереть

 

4

каких-то детей

 

5

воспитателей

 

6

того, что они тебя накажут

 

7

бабу-ягу, кощея, бармалея

 

8

страшных снов

 

9

темноты

 

10

волка, медведя, пауков, змей

 

11

машины, поездов, самолетов

 

12

бури, грозы, наводнения

 

13

высоты

 

14

в маленькой темной комнате, туалете

 

15

воды

 

16

огня, пожара

 

17

войны

 

18

врачей, кроме зубных

 

19

крови

 

20

уколов

 

21

боли

 

22

резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

 

Информация о работе Страхи у детей в дошкольном возрасте