Стресс. Понятие стресса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 19:20, реферат

Описание работы

Стресс - это не заболевание и не патология, стресс - это норма жизни.
Это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих. Это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.
Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.

Файлы: 1 файл

Stress.docx

— 163.98 Кб (Скачать файл)

Вступление:

 

Стресс - это аромат жизни, и избежать его может лишь тот, кто ничего не делает… Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть. 
Ганс Селье

 

   Среди неспециалистов появилась  тенденция отождествлять стресс (и особенно психологический стресс) просто с нервным напряжением  (отчасти в этом повинен сам  термин, означающий «напряжение»  в переводе с английского). Стресс — это не просто душевное волнение или нервное напряжение. В первую очередь, стресс — это универсальная физиологическая реакция на достаточно сильные воздействия, имеющая описанные симптомы и фазы (от активации физиологического аппарата до истощения).

    Стресс - это не заболевание  и не патология, стресс - это  норма жизни.

   Это древнее приобретение  эволюции: в состояние стресса  способны впадать все без исключения  живые организмы: от одноклеточных  растений и животных до млекопитающих.  Это ответная реакция организма  на экстремальные условия, нарушающие  эмоциональное спокойствие и  равновесие человека. 
   Когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть мигрени, повышенное давление, боли в спине, сахарный диабет, импотенция.  

   Мы привыкли понимать  под стрессом нечто негативное, однако, это не так. Стресс помогает организму поддерживать внутреннюю среду неизменной, постоянной. Многие среды организма: кровь, лимфа и прочие - должны обладать определенными свойствами, если эти свойства изменить организм погибает. Так вот основная функция стресса - обеспечить сохранение этих свойств, то есть поддержание гомеостаза организма (постоянства внутренней среды).

 Стрессовая реакция развивается не только на негативные воздействия, но и на позитивные, если только они существенно меняют ситуацию для организма.

   Независимо от того, радуетесь ли вы неожиданной премии или, наоборот, расстроены штрафом на крупную сумму, на физиологическом уровне начальная реакция на оба эти события будет одинаковой. Для организма не важно: плохо это или хорошо, для него важно насколько изменились свойства крови, лимфы и других тканей, может ли он с этими изменениями жить и как вернуть их обратно. Организму важна реальность, а не наши сказки вокруг переживаний.

   Концепция стресса очень  стара. Вероятно, еще доисторическому  человеку приходило в голову, что изнеможение после тяжких  трудов, длительное пребывание на  холоде или на жаре, кровопотеря,  мучительный страх и любое  заболевание имеют нечто общее.  Он не осознавал сходства в  реакциях на все, что превышало  его силы, но, когда приходило  это ощущение, инстинктивно понимал,  что достиг предела своих возможностей  и что "с него хватит". 
   Человек скоро должен был обнаружить, что его реакции на продолжительное и непривычное суровое испытание - плавание в холодной воде, лазание по скалам, отсутствие пищи - протекают по одному шаблону: сначала он ощущает трудность, затем втягивается и, наконец, чувствует, что больше вынести не в состоянии.

 

Понятие:

 

   Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

   В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой и другие стрессы.

  Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным  или физическим (или тем и другим  одновременно), воздействие его на  организм имеет общие неспецифические  черты.

 

История термина:

 

   Впервые термин «стресс»  в физиологию и психологию  ввел Уолтер Кэннон в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

  Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»).

  Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.

   Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом, в общем-то, известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию, как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.

   При стрессе, наряду с  элементами адаптации к сильным  раздражителям, имеются элементы  напряжения и даже повреждения.  Именно универсальность сопровождающей  стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.

    Наиболее существенным  недостатком в теории Селье является отрицание ведущей роли ЦНС в происхождении стресса.

   Селье и его последователи показали, что реакция на стресс представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на сохранение целостности организма, и одинаков как для человека, так и для животных. Но в отличие от животных, у человека физиологическая реакция может определяться непосредственно не присутствием стресса,а его психологическим воздействием на личность.

  В своей общеупотребительной  форме слово «стресс» стало  сборным термином для обозначения  всех нагрузок, которые мы испытываем  в жизни. Селье определил стресс как реакцию и ввел другой термин - «стресс - фактор», для описания стимула или события, провоцирующего стрессовую реакцию. Он определял стресс как «неспецифическую реакцию организма на любое напряжение или требование». В его терминологии стрессом называется общая реакция организма на любые стресс-факторы. «Очень важно, что всеобъемлющий стресс (вызванный продолжительным голоданием, усталостью или холодом) может нарушить защитные механизмы организма. Это относится к адаптации, которая зависит как от химического иммунитета, так и от препятствий воспалительным процессам. Именно по этой причине так много болезней свирепствует вовремя войн и стихийных бедствий. Если возбудитель постоянно находится в нас или вокруг нас и все-таки не вызывает болезнь, пока мы не поддаемся стрессу, то что тогда есть «причиной», нашей болезни - микроб или стресс? И то, и другое, причем в равной степени. В большинстве случаев болезнь начинается не в результате действия возбудителя как такового, и не вследствие наших адаптивных реакций как таковых, а лишь из-за неадекватности наших реакций на возбудителя болезни».

 

   Первым попытался разграничить  физиологическое и психологическое  понимание стресса Р. Лазарус. Он, развивая учение о стрессе, выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с реальным раздражителем, и психический (эмоциональный) стресс, при котором человек (на основе индивидуальных знаний и опыта) оценивает предстоящую ситуацию как угрожающую, трудную.

  Доктор Лазарус определяет психологический стресс как «конкретные отношения между человеком и окружающей обстановкой, которые он оценивает как трудные или превышающие его ресурсы и угрожающие его благополучию». Это означает, что одно и то же событие может быть более стрессовым для кого-то, кто по какой-то причине имеет меньше ресурсов для преодоления стресса, чем для другого человека с более значительными ресурсами того же характера.

    Слово «ресурсы» означает соединение внутренних и внешних сил и опорных факторов, которые помогают нам справиться с изменяющимися испытаниями. Могущественными внутренними ресурсами являются крепкие внутренние убеждения в значимости жизненного опыта и в том, что он поддается пониманию и управлению. Менее вероятно, что люди, которые развивают в себе такие убеждения, будут более бояться событий, чем люди с меньшими ресурсами. 

Физиология стресса:

 

   Главным виновником ущерба, который стресс наносит иммунной  системе, является разновидность  гормонов стресса, известных как  глюкокортикоиды.   Присутствие гормонов стресса в течение непродолжительного времени и в умеренных количествах полезно. Во время физического напряжения глюкокортикоиды объединяют свои усилия с катехоламинами (класс нейрогрансмиттеров, в который входит эпинефрин или адреналин), мобилизуя и пополняя запасы энергии для мозга и всего организма. Кроме того, эти вещества помогают мозгу мгновенно формировать память о неожиданных событиях, вызвавших стрессовую реакцию, а также перемещать клетки иммунной системы в те части тела, где они нужны для борьбы с инфекцией.    Это полезный адаптационный механизм для выживания в дикой природе, обеспечивающий приток энергии при столкновении с хищником, запечатление в памяти угрожающего события, чтобы в следующий раз держаться подальше от приближающейся опасности, а также оказывать первую помощь при ранении. 

   Высокий уровень кортизола  активизирует химические рецепторы  гиппокампа, который посылает команду надпочечникам снизить выработку этого гормона. При хроническом стрессе кортизол начинает убивать нейроны и рецепторы гиппокампа, которые задействованы в процессе обратной связи, и мозг теряет свою способность управлять выработкой кортизола. По мере нарастания уровня кортизола погибает все большее количество нервных клеток, все сильнее раскручивая спираль деградации - пока не возникает расстройство памяти и когнитивной функции. 
   Вильгельм Райх говорил, что большинство людей умирают от отравления кортизолом.

Функции стресса:

  Сохранение и поддержание  постоянства внутренней среды  организма в постоянно меняющейся  окружающей среде.

   Мобилизация ресурсов организма для выживания в трудной обстановке.

   Адаптация к непривычным условиям жизни.

 

Адаптационная энергия:

 

    Развивая концепцию стресса,  Г. Селье в 1938 г. предложил концепцию краткосрочной и среднесрочной адаптации (адаптации взрослых особей на временах, заметно меньших времени жизни), основанную на понятии адаптационной энергии.

    Концепция адаптационной  энергии приобрела «аксиоматическую»  форму:

адаптационная энергия  имеется в ограниченном количестве, заданном от рождения.

   Существует верхнее ограничение  на количество адаптационной  энергии, которое может быть  использовано индивидом в любой  момент (дискретного) времени. Это  количество может быть сконцентрировано  на одном направлении или распределено  между различными направлениями  ответа на множественные вызовы  окружающей среды.

   Существует порог воздействия  внешнего фактора, который должен  быть перейден, чтобы вызвать  адаптационный ответ.

   Адаптационная энергия может  быть активна при двух различных  уровнях компетентности: первичный  уровень, при котором порождение  ответа происходит в ответ  на высокий уровень фактора,  с высокими затратами адаптационной  энергии и вторичный уровень,  на котором ответ порождается  на низком уровне воздействия,  при малых расходах адаптационной  энергии.

   В 1952 году Голдстоун предложил критику и развитие теории Селье. Он дополняет лабораторные эксперименты Селье описанием типичных клинических случаев, подтверждающих эту картину. При этом он опровергает первую аксиому и предлагает концепцию постоянной продукции адаптационной энергии, которая может также накапливаться и храниться в ограниченном количестве. Он также использует работы Каррела, который изучал адаптацию к стимулам, лежащим ниже порога тревоги, и показал, что такие упражнения неспецифически усиливают («пробуждают») общую адаптационную реакцию, что противоречит чисто затратной концепции Селье.

   Голдстоун утверждает, что постоянно поступающие слабые негативные стимулы постоянно встречаются и преодолеваются непрерывно действующей адаптацией. Инициализирующий эффект стимулов состоит в пробуждении системы адаптации и в приведении ее в состояние готовности к более быстрому и эффективному ответу. Более сильные стимулы могут потребовать большего расхода адаптационной энергии, чем ее производится; тогда адаптационный резерв пускается в дело, а если он израсходуется, то наступает смерть. Существует максимально возможная скорость потребления адаптационной энергии, и на этом максимуме организм не может справиться ни с каким дополнительным стимулом.

   Аксиома Голдстоуна: адаптационная энергия может производиться, хотя ее производство снижается в старости, она также может сохраняться в форме адаптационного капитала, хотя емкость для этого капитала ограничена. Если индивид тратит свою адаптационную энергию быстрее, чем производит, то он расходует свой адаптационный капитал и умирает при его полном истощении.

 

  Современные модели адаптации  и адаптационной энергии базируются на идее лимитирующих факторов, впервые предложенной в 1828г. К. Шпенглером и получившей известность в приложении к агроценозам после работ фон Либиха, 1840, и эволюционных принципах оптимальности, ведущих начало от работ Дж. Б. С. Холдейна. Адаптация представлена как эволюционно оптимальная система распределения адаптационной энергии на нейтрализацию наиболее вредных факторов.

 

Информация о работе Стресс. Понятие стресса