Стресс в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Стадия тревоги – первая стадия стресса, пусковыми факторами которой являются: воздействие на организм чрезвычайного фактора, нарушающего гомеостаз, отклонение от нормального диапазона различных параметров гомеостаза.
Острые стрессовые реакции - то временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней.

Содержание работы

Тема 1. Общие понятия о стрессе
3
Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности
7
Тема 3. Методы определения стресса
23
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология стресса.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Содержание    

Тема 1. Общие понятия о стрессе

3

Тема 2.  Стресс  в  профессиональной деятельности

7

Тема 3. Методы определения стресса

23

Список используемой литературы

37

Приложение

38


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Общие понятия о стрессе

Вариант 3

1.Словарь: истощение, стадия тревоги, острые стрессовые реакции, совладающее поведение.

Истощение – чувство эмоциональной опустошенности, усталости, вызванное выполнением профессиональных обязанностей.

Стадия тревоги – первая стадия стресса, пусковыми факторами  которой являются:  воздействие на организм чрезвычайного фактора, нарушающего гомеостаз, отклонение от нормального диапазона различных параметров гомеостаза.

Острые стрессовые реакции - то временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней.

Совладающее поведение - (копинг-механизмы, копинг- поведение, копинг стратегии) это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Совладающее поведение обозначает прежде всего нормальную, здоровую стратегию решения проблем и выхода из стресса. Часто копинг-механизмы противопоставляются механизмам психологической защиты. Последние представляют патологические, невротические механизмы ухода от решения проблем [1].

2.Проанализировать  статью: Н. Самоукина  «Пожиратель  нервов, или стресс по жизни» (См. журнал «Карьера» № 12 декабрь 2003г. или файл «Дополнения к самостоятельной внеаудиторной работе» ).

В статье Самоукина даёт следующее определение стресса: «Стресс — это напряженное состояние человека, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных условий ситуации. В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать решение при жестком ограничении во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких. В зависимости от индивидуальных особенностей, человек по-разному реагирует на стресс. Одни становятся сверх-возбужденными, суетятся, много говорят и много двигаются. Другие резко замедляются, впадают в состояние эмоционального «ступора», замолкают и временно как бы «выключаются» из жизни и общения».

Автор даёт советы, как относиться к стрессу:

Полезнее поставить перед собой такие задачи:

Научиться регулировать свое состояние в стрессовой ситуации.

Использовать полезные функции стресса и исключать вредоносные.

способствует повышению жизненной энергии, разрядке, снижению неудовлетворенности людей друг другом, улучшению взаимопонимания между ними.

Стресс помогает решить проблему, возникшую в жизни или на работе.

Чтобы не избегать конструктивного стресса и в то же время не попадать в стресс деструктивный, необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу. Следует научиться определять, сколько времени и до какого уровня воздействия можно выдержать стресс, не снижая своей успешности и даже ее повышая. Необходимо также чувствовать, в какой момент стресс может разрушить внутреннее равновесие, снизить уверенность в себе и заблокировать контроль над собой и ситуацией [2].

Важно также найти свои индивидуальные способы защиты от разрушающего (деструктивного) стресса и практиковать их во время возникновения стрессовых ситуаций на работе и в жизни.

Автор статьи рассказывает о том, как протекает стресс и по каким стрессовым сценариям. Самоукина даёт следующие рекомендации, для того, чтобы понять, что Вы переутомлены и устали, можно по таким критериям:

-возникновению равнодушия  и безразличия к своей жизни  и работе

-ощущению того, что Вы  живете не своей, а чужой, навязанной Вам жизнью

-пониманию того, что большая  часть дел, которую Вы выполняете, лично Вам совсем не нужна

-возникновению чувства, что Вы потеряли себя, свое  «Я»

-наблюдению того, что  многие дела стали для Вас  скучными и рутинными, поскольку они повторяются из года в год

-возникновению потребности  в чем-то новом, свежем, необычном.

«Как сделать стресс полезным? Можно ли научиться владеть собой? Можно ли перестроить свой стрессовый сценарий?  Безусловно, да! Замечено, что более успешны в жизни и работе люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

-сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо  того, чтобы с раздражением отвечать  на несправедливое замечание);

выйти из комнаты;

-переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Нужно всегда стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение [2].

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:

-перебрать свои деловые  бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

-подойти к окну и  посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;  « обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

-зайти в туалетную  комнату и на 2-3 минуты опустить  ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» нужно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки себя» вошло в привычку» [2].

3. Подобрать 3 теста  на определение стресса (см. приложение).

4.Протестировать 2 человека по одному из выбранных вами тестов, сделать выводы и дать рекомендации испытуемым.  

Мною было протестировано 2 человека (Мария, 22 года и Владимир, 25 лет)   Тестом №2.  «Умеете ли вы быть счастливым?».  Результаты тестирования (18 баллов) Марии  показали, что она  достаточно счастливый человек. Радуется  жизни, не обращает внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек она жизнерадостный, нравится окружающим своим оптимизмом. Возможно, она поверхностно и легковесно относится ко всему происходящему.  Может быть, ей не хватает немного трезвости и скепсиса.

Результаты тестирования Владимира показали результаты (13 баллов), что он "оптимально" счастливый человек, и радости в его жизни явно больше, чем печали. Он храбр, хладнокровен, у  него трезвый склад ума и легкий характер. Не паникует, сталкиваясь с трудностями, трезво их оценивает. Окружающим с Владимиром  удобно.

 

 

 

 

Тема 2. Стресс  в  профессиональной деятельности

Вариант 3

1.Словарь: дефицит свободного времени, эмоционально-энергетический ресурс, дистресс, организационный фактор профессионального «выгорания».

Дефицит свободного времени представляет собой нехватку времени на отдых, занятия хобби, общение с близкими и друзьями и т.п. Дефицит свободного времени способствует формированию усталости от работы, быстрому эмоциональному выгоранию.

Эмоциональная среда организации - это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Они имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значение, поэтому их можно рассматривать как ресурсы - заставить их работать, научиться управлять ими. Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Например, радость дает энергию, но отнюдь не обязательно энергию действия. Последние исследования показали, что радость в первую очередь дает энергию общения. Тревога и страх в одних случаях дают энергию (возможно, энергию бегства), а в других случаях отнимают ее. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

С позиций менеджмента главный эмоционально-энергетический ресурс в организации - это эмоция интереса у сотрудников. Чтобы реализовать этот ресурс имеет смысл выявить интересы персонала, распределить работу с учетом интересов или создать такую работу, которая вызывает состояние интереса. Отсутствие эмоции интереса вызывает у сотрудников бы струю усталость от работы, скуку, неудовлетворенность своей работой.

Дистресс (от греч. dys - приставка, означающая расстройство + англ. stress - напряжение) - стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье [6].

Организационный фактор. Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию [4].

2.Признаки профессионального «выгорания». Способы диагностики.

Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:

1. Предупреждающая фаза - чрезмерное участие (активность, чувство  незаменимости, отказ от потребностей, не связанных с работой, ограничение социальных контактов), истощение (чувство усталости, бессонница).

2. Снижение уровня собственного  участия - по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного  восприятия коллег, переход от  помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям, доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворённости работой, возрастание требований (потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях, чувство переживания того, что люди используют тебя, зависть) [3].

3. Эмоциональные реакции - депрессия (постоянное чувство  вины, снижение самооценки, безосновательные  страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).

4. Фаза деструктивного  поведения - сфера интеллекта (снижение  концентрации внимания, отсутствие  способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения), мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции), эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).

5. Психосоматические реакции - снижение иммунитета, неспособность  к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, алкоголя, кофе.

6. Разочарование - отрицательная  жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.

В.В. Бойко предложил выделять три фазы выгорания, каждая из которых характеризуется четырьмя симптомами. На основании такой классификации автор разработал методику диагностики синдрома эмоционального выгорания.

Методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания как динамического процесса, возникающего поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда присутствуют три фазы такового. Уровень эмоционального выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются в соответствии с фазами и симптомами (табл. 1):

Информация о работе Стресс в профессиональной деятельности