Стресс в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Стадия тревоги – первая стадия стресса, пусковыми факторами которой являются: воздействие на организм чрезвычайного фактора, нарушающего гомеостаз, отклонение от нормального диапазона различных параметров гомеостаза.
Острые стрессовые реакции - то временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней.

Содержание работы

Тема 1. Общие понятия о стрессе
3
Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности
7
Тема 3. Методы определения стресса
23
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология стресса.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

 Основной подход к  развитию стрессоустойчивости –  это добровольные сознательные  регулярные дозированные стрессовые  воздействия, на фоне которых  целенаправленно выполняется какая-либо  деятельность. Методика развития стрессоустойчивости совпадает с общими принципами тренировки (сознательность, целенаправленность, регулярность, систематичность и т.д.), сложность заключается в подборе упражнений. Поскольку стержневым переживанием стресса является напряжение и дискомфорт, то именно эти признаки помогают подбирать упражнения на развитие стрессоустойчивости.

СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ И ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Разобрав основные подходы к управления стрессом, следует увязать стресс-менеджмент с тайм-менеджментом и ответить на вопрос «Что когда делать?». Поскольку управление стрессом имеет вспомогательный характер, то все мероприятия стресс-менеджмента целесообразно «привязывать» к этапам основной деятельности. Разделив основную деятельность на три этапа (подготовка, реализация, анализ), получим временные «маркеры» для трех главных задач стресс-менеджмента. А в дополнение к этому не будем забывать про необходимость поддержания и развития стрессоустойчивости.

ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ

В общем виде алгоритм управления стрессом может быть разбит на три этапа: Моделирование и планирование; Проверка; Реализация.

1. МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

1. Описать текущую или  предстоящую стрессогенную ситуацию.

2. Оценить сложность задачи  и определить оптимальный для  ее решения уровень стресса (средний, низкий, высокий).

3. Оценить предполагаемую  или текущую степень стрессогенности  ситуации.

4. Оценить свое долгосрочное  психическое состояние и уровень  своей стрессоустойчивости.

5. Оценить потенциальный  или реальный уровень стресса и свою предполагаемую эффективность при решении данной задачи.

6. Определить до какой  степени желательно снизить (повысить) уровень стресса и/или повысить  свою стрессоустойчивость.

7. Исходя из задачи  и из своих возможностей, выделить  необходимый ресурс: временной, эмоциональный, при необходимости финансовый.

8. Разработать план мероприятий  по управлению стрессом в данной  ситуации:

• по снижению стрессогенности ситуации;

• по улучшению своего долгосрочного психического состояния и здоровья и по повышению своей стрессоустойчивости (базовой, ситуативной).

• по саморегуляции (отобрать удобные для себя и адекватные ситуации методы саморегуляции; при необходимости освоить новые или усовершенствовать владение старыми).

• по восстановлению после завершения стрессовой ситуации.

2. ПРОВЕРКА

1. Провести мысленный  эксперимент: Представить, что все  мероприятия реализованы и оценить  произошедшие изменения уровня  стрессогенности ситуации, своего  состояния и уровня стрессоустойчивости. При необходимости внести в  план коррекцию.

2. Аналогичную операцию  провести по отношению к мероприятиям  по управлению стрессом внутри  ситуации, а также к восстановительным  мероприятиям.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ

1. Приступить к реализации  плана.

2. Проводить регулярный  мониторинг уровня стрессовости своего состояния; сравнивать его с запланированным.

3. При необходимости вносить  коррективы в свой план.

ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ НОТА ИЛИ КОЕ-ЧТО ОБ ОПТИМИЗАЦИИ

Да! Внедрение в свою жизнь стресс-менеджмента требует определенных затрат. Но есть и хорошая новость - при регулярной практике деятельность по управлению стрессом станет такой же привычной, как и другие виды деятельности. Более того, она естественным образом будет планироваться и осуществляться в рамках вашей основной деятельности как бы сама собой, практически не требуя дополнительного времени и специальных усилий. Но пока этого не произошло, рекомендуется уделять стресс-менеджменту специальное внимание. Однако при этом целесообразно постоянно оптимизировать процесс управления стрессом.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Несмотря на кажущуюся сложность предложенной технологии, для ее успешного применения требуется всего лишь желание. Любой взрослый человек с высшим или средне-специальным образованием способен ее освоить, не зависимо от своей специальности. На наш взгляд, любой профессионал должен уметь управлять стрессом. Но, в первую очередь, это касается людей «сложных» - стрессовых профессий: финансистов, менеджеров, врачей, политиков, педагогов. Именно они способны получить от данной технологии максимум пользы [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995  -155с.

2. Журнал «Карьера» № 4 апрель 2004г. М., Просвещение – 289 с.

3. Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: Наука, 2000. -322 с.

4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проект, 2009.-178с.

5. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970.-211с.

6. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009.- 158с.

7. Чернышева О.Н., Леонова  А.Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (Хрестоматия).- М.: «Радикс», 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Тест №1 . Тест на стрессоустойчивость

1. Постарайтесь определить, насколько сильно вы переживаете по поводу следующих событий. Оцените по 10-бальной системе каждое событие, поставив любое число от «1» (совершенно не задевает), до «10» (очень сильно беспокоит и напрягает):

1.1 Высокие цены (на транспорт, продукты, одежду) _____

1.2 Внезапно испортившаяся погода, дождь, снег ________

1.3 Машина, которая обрызгала  вас грязью _____________

1.4 Строгий, несправедливый  начальник (преподаватель, родитель) ______

1.5 Правительство, депутаты, администрация _______

2. Отметьте по 10-бальной  системе, какие из перечисленных ниже качеств вам присущи (10 баллов — если данное свойство у вас очень выражено, 1 — если оно отсутствует).

2.1 Излишне серьезное отношение  к жизни, учебе, работе _________

2.2 Стеснительность, робость, застенчивость ________

2.3 Страх перед будущим, мысли о возможных неприятностях и проблемах ________

2.4 Плохой, беспокойный сон __________

2.5 Пессимизм, тенденция отмечать  в жизни в основном негативные  черты _______

3. Как проявляются ваши  стрессы, на вашем здоровье (оцените  по 10 бальной шкале признаки):

3.1 Учащенное сердцебиение, боли в сердце _________

3.2 Затрудненное дыхание ________

3.3 Проблемы с желудочно-кишечным  трактом ________

3.4 Напряжение или дрожание  мышц ______

3.5 Головные боли, повышенная  утомляемость ________

4. Насколько для вас характерно применение ниже приведенных приемов снятия стресса (отметьте по 10 бальной системе, где «1» - совсем не характерно, а «10» - применяю почти всегда).

4.1 Алкоголь ______

4.2 Сигареты ______

4.3 Телевизор ______

4.4 Вкусная еда _____

4.5 Агрессия (выплеснуть зло  на другого человека) ____

5. Насколько для вас  характерно применение ниже приведенных  приемов снятия стресса (отметьте  по 10 бальной системе, где «1» - совсем  не характерно, а «10» - применяю  почти всегда)

5.1 Сон, отдых, смена деятельности ______

5.2 Общение с друзьями  или любимым человеком _____

5.3 Физическая активность (бег, плавание, футбол, ролики, лыжи  и т. д.) ____

5.4 Анализ своих действий, поиск других вариантов ____

5.5 Изменение своего поведения  в данной ситуации______

6. Как изменился уровень  Вашего постоянного стресса за  последние три года? (отметьте V ).

Значительно уменьшился 

Незначительно уменьшился 

Не изменился 

Незначительно возрос 

Значительно увеличился

-20                                  -10                           0                         +10                        +20

Подсчет результатов:

Фактически, данный стресс оценивает уровень стрессочувствительности — показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.

Просуммируйте результаты по первым 4 шкалам. Вы получите сумму, которая будет варьировать от 20 до 200 баллов. Это базовый показатель стрессочувствительности. Значение этого показателя в пределах от 70 до 100 баллов можно считать удовлетворительным.

Затем подсчитывается показатель динамической чувствительности к стрессам. Для этого из базового результата вычитается сумма результатов по 5 пункту (она показывает способность сопротивляться стрессам с помощью адекватного поведения).

Затем к полученному результату добавляется показатель 6-го пункта ( с + или -) в зависимости от выбора испытуемого. Если стрессы меньше беспокоят человека за последнее время, то результат будет с минусом и итоговый результат уменьшится, а если стрессы нарастают, то итоговый показатель стрессочувствительности возрастет.

Средние результаты по итогам теста:

Устойчивость к стрессу 

Норма 

Повышенная чувствительность к стрессу

Менее 35 баллов 

От 35 до 85 баллов 

Более 86 баллов

Интерпретация по отдельным шкалам:

Первая шкала определяет повышенную реакцию на обстоятельства, на которые мы не можем повлиять. Средние показатели– от 15 до 30 баллов.

Вторая шкала показывает склонность все излишне усложнять, что может приводить к стрессам. Средние показатели — от 14 до 25 баллов.

Третья шкала — предрасположенность к психосоматическим заболеваниям. Средние показатели — от 12 до 28 баллов.

Четвертая шкала — определяет деструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 10 до 22 баллов.

Пятая шкала — определяет конструктивные способы преодоления стрессов. Средние показатели — от 23 до 35 баллов.

***

Тест №2.  Умеете ли вы быть счастливым?

У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по крайней мере, внешне, всегда выглядят довольными собой, и не расстраиваются по пустякам. А к какой категории людей принадлежите Вы? Умеете ли быть счастливым?

На каждый вопрос выберите один из трех ответов.

1. Когда порой задумываетесь  над прожитой жизнью, приходите  ли Вы к выводу, что:

а) все было скорее плохо, чем хорошо;

б) было скорее хорошо, чем плохо;

в) все было отлично.

2. В конце дня обыкновенно:

а) недовольны собой;

б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;

в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.

3. Когда смотрите в  зеркало, думаете:

а) "О, Боже, время беспощадно!";

б) "А что, совсем еще неплохо!";

в) "Все прекрасно!"

4. Если узнаете о крупном  выигрыше кого-то из знакомых, думаете:

а) "Ну мне-то никогда не повезет!";

б) "А, черт! Почему же не я?";

в) "Однажды так повезет и мне!"

5. Если услышите по  радио, узнаете из газет о каком-либо  происшествии, говорите себе:

а) "Вот так однажды будет и со мной!";

б) "К счастью, меня эта беда миновала!";

в) "Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!" и начинаете думать о чем-то хорошем.

6. Когда пробуждаетесь  утром, чаще всего:

а) ни о чем не хочется думать;

б) взвешиваете, что день грядущий нам готовит;

в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни приятных сюрпризов.

7. Думаете о Ваших приятелях:

а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;

б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне терпимы»;

Информация о работе Стресс в профессиональной деятельности