Стресс в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Стадия тревоги – первая стадия стресса, пусковыми факторами которой являются: воздействие на организм чрезвычайного фактора, нарушающего гомеостаз, отклонение от нормального диапазона различных параметров гомеостаза.
Острые стрессовые реакции - то временное расстройство значительной степени тяжести, которое развивается у человека без манифеста психического расстройства и проявляется как реакция на чрезвычайный физический или психический стресс: стихает на протяжении нескольких часов или дней.

Содержание работы

Тема 1. Общие понятия о стрессе
3
Тема 2. Стресс в профессиональной деятельности
7
Тема 3. Методы определения стресса
23
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

психология стресса.doc

— 189.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1

Фазы стресса и симптомы выгорания по В.В.Бойко

Фаза                                                   Симптом 

Тревожное напряжение         Переживание психотравмирующих обстоятельств                                                  Неудовлетворенность собой

Ощущение «загнанности в клетку»

Тревога и депрессия 

Резистенция Неадекватное (избирательное) эмоциональное реагирование

Эмоционально-нравственная дезориентация

Экономия эмоций

Редукция профессиональных обязанностей 

Истощение              Эмоциональный дефицит

                   Эмоциональная отстраненность

Деперсонализация

Психосоматические и психофизиологические нарушения 

- фаза «Тревожное напряжение»: предвестник и «запускающий механизм» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов [5].

 Симптомы:

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств. Проявляется усиливающимся осознанием проблем. Если человек не региден, то недоверие и раздражение усиливается. Накапливается негодование, недовольство ситуацией.

2. Неудовлетворённость собой. Должностью, обязанностями. В результате неудач, расстройств, действует механизм эмоционального переноса. Энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько не себя. Происходит противопоставление себя обстоятельствам. Систематически переживаются трудности.

3. Загнанность в клетку. Это состояние интеллектуально - эмоционального затора, тупика. У человека возникает вопрос: «когда всё это кончится»?

4. Тревога и депрессия. Возникает разочарование в себе, избранной профессии, в конкретном  месте службы. Этот симптом является  крайней точкой в формировании тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания.

- фаза «Резистенция»: сопротивление  нарастающему стрессу. Симптомы:

1. Неадекватное эмоциональное  избирательное реагирование. Человек  не чувствует разницы в своих  реакциях. На одних событиях экономит эмоции, на других излишне тратит. Действует часто по - принципу «хочу - не хочу». Партнёры начинают чувствовать чёрствость и равнодушие. Иногда понимают это как неуважение.

2. Эмоционально - нравственная  дезориентация. Происходит ещё большее усугубление неадекватных реакций на партнёров. Происходит разделение на хороших и плохих.

3. Расширение сферы экономии  эмоций. Это одно из доказательств  эмоционального выгорания. Особенно  когда эмоции экономятся вне  профессиональной деятельности: в кругу семьи, с друзьями. Человек срывается обычно дома. Поэтому домашние становятся первыми жертвами.

4. Редукция профессиональных  обязанностей. Под редукцией понимается  упрощение, сокращение, попытки облегчить  профессиональные обязанности, которые  требуют эмоциональных затрат. Например, специалист даёт упрощённую консультацию - врач может не пояснить подробности действия лекарств и т. д.

- фаза «Истощение»: характеризуется  более или менее выраженным  падением общего энергетического  тонуса и ослаблением нервной системы. Симптомы:

1. Симптом эмоционального  дефицита. Личность осознаёт изменения. Понимает некоторую утрату профессиональных  способностей. Часто положительные  эмоции заменяются отрицательными. Люди становятся резкими, грубыми, обидчивыми, капризными.

2. Эмоциональная отстранённость. Почти полное исключение эмоций  из сферы деятельности. Почти  ничего не волнует, не вызывает  эмоционального отклика. Причём  это не признак ригидности, а  приобретённые защиты. В других  сферах человек может жить  вполне благополучно. Реагирование без чувств наиболее яркий симптом выгорания - профессиональная деформация личности. Ущерб наносится субъектам общения. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстранённости: «мне наплевать на вас».

3. Симптом личностной отстранённости (деперсонализация). Это широкий диапазон умонастроений и поступков в процессе общения. Прежде всего, полная или частичная утрата интереса человека к человеку, субъекту профессиональной деятельности. Тяготит его присутствие, проблемы, потребности. Партнёр или клиенты воспринимаются как объект для манипуляций. Это проникает в установки, принципы. Систему ценностей. Появляется антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не представляет социальной ценности. Формируется философия отношения «ненавижу и презираю». Выгорание смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями.

4. Симптом психовегетативных  и психосоматических нарушений. Образуется по условно-рефлекторной связи. Иногда мысль о субъектах общения вызывает у человека плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний. Переход с эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что самостоятельно защитные механизмы уже не справляются. Нагрузки слишком велики, и энергия эмоций перераспределяется между другими системами индивида, спасая себя от разрушительной мощи эмоций [6].

В соответствии с ключом к методике определяется сумма баллов отдельно для каждого из симптомов выгорания. Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

- Симптом не сложился - 9 баллов и менее;

- Складывающийся симптом - 10-15 баллов;

- Сложившийся симптом - 16 баллов и более

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - подсчет суммы показателей симптомов, осуществляемый для каждой из трех фаз формирования выгорания.

Для каждой фазы оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. По количественным показателям можно судить только о том, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени.

- 36 и менее баллов - фаза  не сформировалась;

- 37-60 баллов - фаза в стадии  формирования;- 61 и более - фаза сформировалась.

В соответствии с ключом проводятся следующие подсчеты:

- определяется сумма баллов для каждого из 12 симптомов выгорания;

- подсчитывается сумма  показателей симптомов для каждой  из трех фаз формирования выгорания;

- устанавливается итоговый  показатель синдрома эмоционального  выгорания, т. е. сумма 12 симптомов.

Опросник рекомендуется проводить индивидуально или в группе при наличии у каждого испытуемого текста опросников и бланков для ответов, в присутствии экспериментатора, которому испытуемые могут задавать вопросы.

Каждому испытуемому при проведении исследования для сохранения анонимности был присвоен порядковый номер. Этот номер будет закреплен за испытуемым в течение всего исследования.

Для дополнительной диагностики может быть использован опросник «САН».

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник) [3].

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом:

- индекс 3, соответствующий  неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл;

- следующий за ним индекс 2 -- за 2;

- индекс 1 -- за 3 балла.

- и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается  за 7 баллов.

По баллам рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по шкалам методики: активности, самочувствию и настроению. Таким образом:

1 - 3 ярко выраженное негативное  состояние;

3,1 - 5,9 - средний уровень  выраженности состояния;

6 - 7 - ярко выраженное позитивное  состояние.

Для диагностики выгорания может быть применена так же методика «Самооценка эмоциональных состояний»

Измерение в этой методике производится в 10-и бальной (стеновой) системе. Измеряются следующие показатели:

П (показатель) 1--С (самооценка) "Спокойствие--тревожность" (индивидуальная самооценка - И1 - равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по показателям -П2, П 3, П 4;

П 2 -- С "Энергичность -- усталость";

П З -- С "Приподнятость - подавленность";

П 4 -- С "Чувство уверенности в себе -- чувство беспомощности",

П 5 -- С -- суммарная (по четырем шкалам) оценка состояния:

И 5 = И 1+ И 2 + И З + И 4, где И 1, И 2, И З, И 4 -- индивидуальные значения по соответствующим шкалам.

Оценка: 1-3 - яркая выраженность негативного состояния;

4-7 - состояние не выражено;

8-10 - яркая выраженность  позитивного состояния.

Таким образом, проявления симптомов выгорания можно заметить как при наблюдении, так и выявить при помощи диагностических методик [1].

3. Конспект: Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы (Хрестоматия).- М.: «Радикс», 1995. Раздел III «Работа, стресс и здоровье»  Статья Кари Л. Купер Джуди Маршалл. «Источники  стресса «белых воротничков»

Жизнь сложных промышленных организаций может оказаться серьезным источником стресса для руководителей. Работники управленческих структур все больше страдают от крайне острых физиологических синдромов, вызванных профессиональными стрессами. Среди них можно выделить язвенную болезнь, приводящую к нетрудоспособности, и ишемическую болезнь сердца (ИБС). Они вынуждают руководителей отказываться от активной организационной деятельности, уходить в отставку, прежде чем они получат возможность полностью реализовать свой потенциал. Эти и другие эффекты, связанные со стрессами (такие, как напряженность, слабая адаптация и т.п.), дополняемые сложностями в личной жизни, становясь потенциальным источником нарушений здоровья, изменяют всю жизнь индивида [7].

Влияние трудовых стрессов на физическое и психическое здоровье разрушительно сказывается не только на отдельно взятом руководителе. Оно отражается и на "реальных" издержках организации, от которой зависят многие люди. Эти издержки редко учитываются при оценке кадровой или финансовой стороны деятельности предприятия, но, тем не менее, они реально существуют и связаны с повседневной деятельностью. Мероприятия по снижению профессиональных стрессов связаны с умением выявлять их причины. Успех любых попыток минимизировать стресс и сделать максимальным удовлетворение от работы будет, прежде всего, зависеть от точности диагноза его причин, так как различные стрессоры требуют различных воздействий.

Факторы, связанные с трудовой деятельностью.

Основным направлением работы исследователей в реальных условиях, особенно на производстве, является выявление факторов, связанных с трудовой деятельностью. Стресс может вызываться избытком или дефицитом работы, нехваткой времени и длительными паузами, необходимостью принимать слишком много решений, утомлением, физическими характеристиками окружающей среды (например, при работе на сборочной линии), чрезмерными перемещениями, большой длительностью работы, необходимостью справляться с изменениями в работе и ценой ошибки, материальной или профессиональной (Kearns, 1973). Можно заметить, что для ряда людей любая деятельность в определенных условиях может быть источником напряжения. Основное внимание исследователей этого направления связано с двумя факторами (остальные факторы являются, скорее, гипотетическими, чем доказанными источниками стресса) - это условия труда и рабочая нагрузка.

Рабочие перегрузки

Для руководителей более значимым раздражителем являются профессиональные перегрузки. French & Caplan (1973) ввели понятие количественной и качественной перегрузки. Первая связана с наличием "слишком большого количества работы", вторая - с тем, что работа "слишком сложная". Перегрузка многими нитями связана с проявлениями стресса: пьянство, прогулы, низкая мотивированность труда, пониженное самоуважение и отсутствие поддержки нанимателей. "Качественные" перегрузки также являются источником стресса, причем особенно сильно это проявляется в сфере управления [7].

Роль в организации

Еще одним важным источником управленческого стресса является та роль, которую человек играет в организации. Значительное число исследований в этой области было сконцентрировано на ролевой неопределенности и ролевом конфликте.

Ролевая неопределенность

Ролевая неопределенность возникает, если у человека существует неадекватная информация о его профессиональной роли, то есть имеется "недостаток ясности" о реалиях работы (профессиональных обязанностях), ее условиях, ожиданиях коллег и сфере ответственности. Люди, страдающие от ролевой неопределенности, получают меньшее удовлетворение от работы, имеют более высокий уровень связанной с работой напряженности, больше неудач в работе и меньшую уверенность в себе. Ролевая неопределенность многими  узами связана с низкой удовлетворенностью трудом и ощущением угрозы физическому и психическому благополучию человека со стороны работы. Эти ощущения проявляются в показаниях индикаторов психической напряженности, таких, как артериальное давление и повышенная частота пульса.

Информация о работе Стресс в профессиональной деятельности