Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть стресс как психологическую проблему.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие стресса;
- описать последствия стрессов, психологических травм,
нервных и эмоционально-шоковых потрясений;
- охарактеризовать методы преодоления стресса и его предупреждения.
Введение 3
1. Общее понятие о стрессе 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2.Стадии стресса 8
1.3.Причины стресса 10
2. Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении 15
2.1. Последствия стрессов, психологических травм, нервных и эмоционально-шоковых потрясений 15
2.2. Посттравматическеое стрессовое расстройство центральной нервной системы 22
2.3 Методы лечения и профилактики стресса 27
Заключение 35
Список литературы 37
Содержание
Введение 3
1. Общее понятие о стрессе 5
1.1. Понятие стресса
1.2.Стадии стресса
1.3.Причины стресса
2. Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении 15
2.1. Последствия стрессов,
психологических травм,
2.2. Посттравматическеое
стрессовое расстройство
2.3 Методы лечения и профилактики стресса 27
Заключение 35
Список литературы 37
Введение
Актуальность темы работы. Стресс и депрессия признаны неизбежными следствиями современной жизни, которые оказывают разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье человека. Вследствие депрессий и стрессов могут появиться такие виды психических расстройств как наркотическая зависимость, бессонница, кожные заболевания, болезни желудочной системы, гипертония, мигрени, некоторые виды костных заболеваний, расстройство почечных функций, бронхо-легочные заболевания, аллергии и аллергический насморк, сердечные заболевания и инфаркты, нарушение ряда мозговых функций.
Единичная стрессовая ситуация редко бывает во вред, а иногда идет даже на пользу организму, который мобилизует свои ресурсы. Однако если стресс приобретает хроническую форму, то наносит здоровью человека непоправимый, колоссальный вред.
В связи с постоянно
Стресс многолик: это не только повреждения и болезни, но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы. Стресс может способствовать возникновению не только тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. В этом, естественно, положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде.
В связи с этим первостепенную важность приобретает изучение биологических основ стресса и выяснение механизмов его возникновения и развития.
Объект данной работы – стресс.
Предмет – факторы, влияющие на появление стресса и методы его лечения.
Цель работы – рассмотреть стресс как психологическую проблему.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие стресса;
- описать последствия стрессов, психологических
травм,
нервных и эмоционально-шоковых потрясений;
- охарактеризовать методы
Структура работы соответствует цели и задачам и включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1. Общее понятие о стрессе
1.1. Понятие стресса
Слово "стресс" впервые
ввел в обиход канадский врач и
биолог с мировым именем, директор
института экспериментальной
Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом)..
История слова «стресс» сложилась таким образом, что на сегодняшний день оно имеет два разных значения.
В русский язык слово «стресс» пришло из английского, в английский — из латинского.
В 18-19 веках в английском языке это слово использовалось преимущественно в физике и обозначало собой:
силу давления, натяжения, толкания, сжатия или кручения, возникающую при воздействии одного предмета на другой;
деформацию, возникшую в предмете под воздействием такой силы.
В 30-х годах XX века всемирно известный врач и биолог Ганс Селье перенёс слово "стресс" в медицину. Сегодня этот термин широко используется в медицине, биологии и психологии и, так же как и в физике, имеет 2 значения:
физический, химический или
эмоциональный фактор, который вызывает
физиологическое или
физиологическое или психологическое напряжение, возникшее в результате воздействия физических, химических или эмоциональных факторов, нарушивших существовавшее равновесие.
Из этих определений видно, что в первом случае стресс обозначает собой фактор, воздействующий на организм; во втором — результат воздействия такого фактора.1
Итак, стресс – это состояние сильного психического напряжения, возникающее при эмоциональных перегрузках, адекватная реакция на которые не была сформирована, но должна быть выработана в сложившейся ситуации. Причины, вызывающие стресс называют стрессорами. Это кризисные ситуации и неблагоприятные условия жизни. Сила воздействия стрессоров зависит от психических особенностей человека и его опыта. Или кратко: стресс — это напряжение, а стрессор — фактор, его вызывающий.
Стрессы, неврозы, перенапряжения
- довольно обычное явление в нашей
повседневной жизни. Нарушая внутреннее
равновесие, стресс приводит к дезорганизации
природных сил организма
Стресс может быть полезной охранительной эмоцией, но когда он переходит в дистресс, происходит разрушение организма, различного рода гормональные неувязки.
В процессе эволюции в животном мире выработались специальные механизмы, обеспечивающие адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды. У человека и высших животных эти механизмы, повышая уровень стресса, обеспечивали реакции борьбы или бегства. В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации действия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства. Возросший уровень стресса не может реализоваться в этих реакциях. Накапливающиеся в организме продукты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизмов саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма. Установлено влияние повышенного уровня стресса и на генетический аппарат, что создает угрозу и генофонду человека.
Стресс (в психофизиологии) (от англ. stress — напряжение) — напряжение неспецифических адаптационных механизмов организма, сопровождающееся комплексом защитных физиологических реакций в ответ на действие чрезвычайно сильных или длительно действующих раздражителей (стрессоров). Термин предложен канадским патофизиологом Г. Селье в 1936 году.
Стрессовая реакция может возникать под влиянием травмы, холода, ожога, избытка или дефицита информации, при действии на организм различных патогенных раздражителей. Стресс может быть следствием неудовлетворенных притязаний или эмоциогенных воздействий (эмоциональный стресс).
В целом, систематизируя различные виды стресса, можно выделить два основных его вида:
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота и глубина нашего дыхания возрастают. Мы чувствуем себя возбужденными. Мы замечаем, как напрягаются мышцы туловища, как мы плотно стискиваем зубы, как сжимаются пальцы в кулаки, как усиливается чувство внутреннего беспокойства, тревоги.
Эти реакции помогают нам распознать и адаптироваться к физическим стрессам. Однако много современных стрессов являются скорее психологическими, чем физическими. Несогласие с коллегой по работе, неудовлетворительное исполнение работы, неприятный разговор с близким человеком вызывают такую же физическую реакцию, какую вызывает конфронтация с врагом или попытка влезть в маршрутное такси в часы пик.2
Стресс меняет биохимию человека и может нарушить работу всех органов и тканей. Длительное воздействие его может увеличить уровень холестерина в крови, снизить защитную реакцию организма, увеличить риск развития онкологических заболеваний, гипертонической и язвенной болезни, ишемической болезни сердца, а также простудных и вирусных заболеваний, мигрени, болей в пояснице. Первыми и достаточно частыми проявлениями стресса являются раздражительность усталость, утомляемость, общая слабость.
1.2.Стадии стресса
Развитие стресса происходит в несколько этапов:
Первая стадия - стадия тревоги, в которой задействуются все защитные силы организма. Стадия тревоги характеризуется мобилизацией защитных сил организма путем перестройки нервной системы и гормональной системы за счет преобладания катаболических процессовов над анаболическими. Ее иногда называют «стрессом ожидания», или «предстартовой лихорадкой». Таково, например, состояние студентов перед экзаменами, спортсменов на старте, больных накануне операции. Здесь необходимо помнить, что чем сильнее волнуется человек на этом этапе, тем хуже он будет защищен в дальнейшем: растратив энергию и потеряв силы, он становится похожим на спортсмена, «перегоревшего» на старте. С другой стороны, сохранение «олимпийского» спокойствия влечет за собой отсутствие должной мобилизации сил, необходимых для отражения стресса.
Вторая стадия - стадия
постепенного приспособления к трудной
ситуации и активное ей сопротивление.
На этой стадии организм переходит
в новое гомеостатическое состояние,
в соответствие с новым условиям
воздействия, главным признаком
чего является вновь (как и в норме,
но на другом уровне) преобладание анаболических
процессоров над
Третья стадия - стадия нервного и физического истощения. Это самая опасная фаза стрессовой ситуации является следствием невосполнимой растраты энергии на двух предыдущих стадиях. Чрезмерные или длительные стрессовые перегрузки, подводящие к 3 стадии, крайне опасны, так как могут привести к самым разным заболеваниям нашего организма и психики («болезням стресса») - депрессиям и неврозам, гипертонии и диабету, инфаркту миокарда и инсульту, нарушениям иммунной системы.
Стресс на начальном этапе
способствует мобилизации психических
сил и не вызывает физиологических
изменений. Если не происходит адаптации
и выхода из стрессовой ситуации, то
стресс трансформируется в дистресс
(хронический стресс). Это состояние
оказывает отрицательное
Общий адаптационный синдром
– это – совокупность неспецифических
реакций всего организма, носящих
приспособительный и защитный характер
и возникающих в ответ на чрезвычайно
сильные повреждающие воздействия.
Современному понятию «стресс» в
концепции Г.Селье
Информация о работе Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении