Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть стресс как психологическую проблему.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие стресса;
- описать последствия стрессов, психологических травм,
нервных и эмоционально-шоковых потрясений;
- охарактеризовать методы преодоления стресса и его предупреждения.
Введение 3
1. Общее понятие о стрессе 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2.Стадии стресса 8
1.3.Причины стресса 10
2. Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении 15
2.1. Последствия стрессов, психологических травм, нервных и эмоционально-шоковых потрясений 15
2.2. Посттравматическеое стрессовое расстройство центральной нервной системы 22
2.3 Методы лечения и профилактики стресса 27
Заключение 35
Список литературы 37
Признание Клодом Бернаром, а затем Уолтером Кенноном и Гансом Селье, того, что стрессогенные события влияют на внутреннюю среду организма, привело к согласованным попыткам оценить вклад физиологии и психологии в обострение патологических состояний. В самом деле, существенное внимание было уделено не только анализу воздействия стрессоров на классические психосоматические болезни, такие как язва желудка, но и на патологии, связанные с аффективными расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и иммунологически обусловленными болезнями, такими как неоплазия.
При возникновении физических повреждений организма в нем повышается уровень синтеза и использования нейротрансмиттеров. Считается, что увеличившаяся активность этих трансмиттеров повышает готовность организма справляться с аверсивными стимулами на уровне поведения и, кроме того, может оказаться существенной в плане снижения риска для здоровья. Вскоре после того как индивид подвергается воздействию стрессора, в его организме может увеличиваться концентрация аминов, обеспечивая тем самым достаточные запасы нейротрансмиттера, по крайней мере, на короткий период.7
Если аверсивная стимуляция
оказывается относительно сильной
и продолжительной, может происходить
чрезмерное расходование нейротрансмиттера.
При таких обстоятельствах
И все же аверсивную стимуляцию
нельзя считать ответственной за
наблюдаемые в этом случае снижения
норэпинефрина. Скорее, первичной детерминантой
истощения запасов
Некоторые теоретики высказывали предположение, что неудача в совладании со стрессором поведенческими способами может вызвать когнитивные изменения, в результате которых чел. осознает себя «беспомощным», не имеющим возможности решать свою судьбу, а это, в свою очередь, может вести к депрессии. Альтернативная точка зрения состоит в том, что депрессия есть следствие нейрохимических альтераций, а эти альтерации могут возникать у некоторых людей, когда поведенческий контроль над аверсивными событиями оказывается невозможным. Согласно этой последней точке зрения, чувства беспомощности и безнадежности могут вызываться такими нейрохимическими изменениями, а эти когнитивные процессы, вместе с умственной жвачкой и раздумьями о своем несчастном положении, способны еще больше усиливать нейрохимическую неустойчивость. Возможно, что именно этот порочный круг нейрохимических и когнитивных событий в конечном счете является ответственным за поддержание аффективного расстройства.8
По всей видимости, в добавление
к генетическим различиям в реагировании
на аверсивную стимуляцию, разнообразные
организменные, средовые и связанные
с личным опытом факторы влияют на
степень нейрохимических
Особо критический фактор в определении нейрохимической неустойчивости связан с действием хронического стресса. Хотя острый стресс почти наверняка вызывает снижение концентрации норэпинефрина, контрольные уровни норэпинефрина регистрируются у животных, к-рые неоднократно подвергаются воздействию аверсивной стимуляции. Если стрессор продолжает действовать, непрекращающаяся нейрохимическая активность может оказаться чрезмерной для организма, вследствие чего могут возникнуть еще большие изменения адаптивного характера. В частности, может произойти ухудшение регулирования (снижение чувствительности) норэпинефриновых рецепторов, противодействующее эффектам повышенного расхода нейротрансмиттера.
Несмотря на то, что хроническая подверженность стрессу заканчивается адаптацией, предшествующий опыт может иметь следствием сенситизацию или обусловливание нейрохимического изменения. И действительно, уязвимость к вызываемым стрессом нейрохимическим отклонениям может усиливаться ранее пережитой травмой. В дополнение к вариациям нейрохимической активности, стрессоры производят глубокие изменения гормональной активности и стероидов.
Хотя традиционно считалось, что функционирование иммунной системы не зависит от Ц. н. с., возможное влияние психологических факторов на иммунореактивность привлекает все большее внимание исследователей. Действительно, накоплено огромное количество данных, свидетельствующих о связях между деятельностью Ц. н. с. и иммунными функциями, а такие переменные, как стресс, признаются факторами, способными влиять на уязвимость организма к иммунологически обусловленным болезням.
Неоднократно сообщалось о том, что аверсивная стимуляция может влиять на иммунореактивность у животных и людей. По-видимому, острая экспозиция аверсивным стимулам приводит к подавлению В- и Т-лимфоцитов, а также макрофагов и естественных «клеток-убийц» (NK). Принимая во внимание потенциальное участие NK-, Т- и В-клеток в защите организма против новообразований in vivo, нек-рых вирусов и микробных болезней, вклад аверсивной стимуляции в развитие широкого множества болезненных состояний кажется вполне вероятным.
Как и в случае нейротрансмиттеров Ц. н. с., воздействие стрессоров на функционирование иммунной системы может изменяться под влиянием ряда средовых факторов и факторов, связанных с личным опытом. Например, хотя острое воздействие стрессора вызывает иммуносупрессию, вслед за хронической экспозицией стрессору наблюдается иммунофасилитация. Причину дифференциальных эффектов острых и хронических стрессоров еще предстоит установить, однако вклад в них нейротрансмиттеров Ц. н. с. просто невозможно не заметить, особенно в свете нейрохимической адаптации, которая происходит после неоднократной реакции организма на стресс.9
В полном соответствии с нейроиммуномодуляцией, вызываемой стрессорами, существует немало свидетельств в пользу предположения о том, что стрессогенные события могут влиять на возникновение и развитие опухолевых тканей. Было обнаружено, что переживание острого стресса усиливает развитие опухоли. Несомненно, существенным признаком возможного увеличения опухоли является контролируемость стрессора. Кроме того, на развитие опухоли влияют соц. факторы и жилищные условия. Наконец, действие стрессора, по-видимому, усиливает рост метастазов. Опосредуется ли вызываемый стрессорами рост опухоли изменениями нейротрансмиттеров, гормонов и кортикоидов или изменениями метаболизма, еще предстоит установить.
Учитывая физиологию переживания организмом стресса, группа американских ученых предположила, что для облегчения состояния и снятия последствий стресса человеку необходимо, прежде всего, нейтрализовать действие кортизола - так называемого гормона стресса.
Учеными подтверждено, что именно
он вызывает повышение артериального
давления, снижение иммунитета, бессонницу,
различные нарушения
Учитывая это, ученые выделили пять основных методов нейтрализации отрицательного влияния кортизола:
- регулярные медитация и
- прослушивание красивой (преимущественно - классической) музыки - на 66%;
- здоровый сон (с 22 часов вечера до 6 часов утра) - на 50%;
- искренний смех - на 39%;
- качественный чай (правильно заваренный) вдвое быстрее снимает последствия стресса.
2.2. Посттравматическое
стрессовое расстройство
Одним из наиболее значительных по своему разрушающему воздействию на психику и часто встречающихся последствий стресса и невыведенных из подсознания психологических травм является так называемое посттравматическое стрессовое расстройстве (ПТСР).
Посттравматическое стрессовое расстройство (посттравматический стрессовый синдром) – психологическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующих ситуаций, выходящих за пределы обычного человеческого опыта и угрожающих физической целостности субъекта или других людей (в МКБ-10 оно входит в раздел «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства»; рубрики F40 - F48).
Наиболее
частыми причинами
В мирное время случаи посттравматического стрессового расстройства в популяции составляют для мужчин 0,5%, для женщин - 1,2%. Это расстройство может развиться у 50-80% людей, испытавших такое воздействие. 10
В целом очень молодым и очень старым труднее справиться с травмирующими событиями, чем людям, у которых травма возникает в середине жизни. Например, приблизительно у 80% детей, получивших ожоги, через 1 - 2 года после ожоговых поражений развивается посттравматическое стрессовое расстройство. С другой стороны, примерно только у 30% взрослых после ожогов развивается подобное расстройство. Вероятнее всего, у маленьких детей еще не развиты механизмы, позволяющие справиться с физическими и эмоциональными повреждениями, наносимыми травмой.
Подобно этому, пожилые люди,
так же как маленькие дети, имеют
более ригидные механизмы борьбы
с травмой и не могут применить
достаточно гибкого подхода против
ее воздействия. Более того, воздействие
травмы может быть усилено физической
инвалидностью, характерной для
жизни стариков, особенно с нарушениями
со стороны нервной и
В рамках ПТСР-патологий, большинство специалистов выделяет:
У женщин следствием непроработанных и невыведенных из структур подсознания ПТСР часто становится синдром прогрессирующей астении в виде быстрого психологического и физиологического увядания, эмоциональной и физической вялости, стремления к покою. Формируется пассивно-жертвенная жизненная позиция личности.
У мужчин последствия ПТСР и вызываемое им психофизиологическое разрушение личности чаще развиваются по агрессивному типу.
Ни одна стрессовая психологическая травма, ни одна стрессовая психотравмирующая ситуация, а уж тем более ни одно эмоционально-шоковое потрясение, не проходят бесследно. Накапливаясь в памяти, они постепенно формируют:
Посттравматическое стрессовое расстройство отличается следующими признаками:
В качестве обязательных критериев указываются: 11
Информация о работе Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении