Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть стресс как психологическую проблему.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-рассмотреть понятие стресса;
- описать последствия стрессов, психологических травм,
нервных и эмоционально-шоковых потрясений;
- охарактеризовать методы преодоления стресса и его предупреждения.

Содержание работы

Введение 3
1. Общее понятие о стрессе 5
1.1. Понятие стресса 5
1.2.Стадии стресса 8
1.3.Причины стресса 10
2. Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении 15
2.1. Последствия стрессов, психологических травм, нервных и эмоционально-шоковых потрясений 15
2.2. Посттравматическеое стрессовое расстройство центральной нервной системы 22
2.3 Методы лечения и профилактики стресса 27
Заключение 35
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

стресс.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

Наиболее оправдавшим себя методом  аутоанализа личного стресса  является дневник стрессов. Метод  этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах  были обнаружены признаки стресса. Лучше  записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед  сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце  дня пометок не сделать, то на следующий  день, в житейских заботах и  суете забудется, когда и что произошло.15

Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие  события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся  ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения  стресса.

Если мы пролистаем собственные  записи и попробуем их систематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться, забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечное напряжение, «неуспокаивающиеся ноги» (не сидится на месте) ощущение внутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость, необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частые головные боли, боли в суставах и пр.

Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всего  наступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращении  домой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что нам мешает в жизни, что  вызывает наш личный стресс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, в данной работе была рассмотрена сущность стресса как психологической проблемы.

Раскрыты основные факторы, способствующие появлению стресса и методы его предупреждения и лечения.

В психологии стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных  условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных  состояниях. Различаются физиологический  стресс (перенапряжение физиологических  функций) и психологический стресс.

Психологические признаки, по которым можно определить, что  человек находится в состоянии  стресса: депрессии, дезорганизованность, несамостоятельность и др.

Три основные стадии в развитии общего адаптационного синдрома были выделены еще Селье. Первая стадия, которая называется стадия тревоги, характеризует момент столкновения организма со стрессовым воздействием. Далее следует стадия резистентности, или устойчивой сопротивляемости стрессу, выражающаяся в стойком повышении  уровня адаптационных ресурсов. Затем  стресс вступает в свою третью стадию - истощение, когда возникают серьезные  нарушения биологической и психологической  адаптации.

Стресс дезорганизует  деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям, в результате человек  может мобилизовать свои силы или  наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

Результатом работы стали  следующие выводы:

1. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

2.  При целом ряде обстоятельств, стрессовые психологические травмы и психотравмирующие ситуации могут стать причиной психических расстройств и даже приводить к психическим заболеваниям, при которых эмоциональное возбуждение принимает неослабевающую застойно-стабильную форму.

3. Выйти из состояния стресса  могут помочь: физические тренировки, отказ от курения, различные диетические мероприятия, психотерапия, и др. Прогулки на свежем воздухе способствуют профилактике стресса.

Так же методом профилактики стресса  служит аутанализ личного стресса. Это может быть  анализ записей  в дневнике для установления возможной  причины стресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аллен Элкин Стресс для "чайников" = Stress Management For Dummies. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320.
  2. Аллен Элкин Стресс для "чайников" = Stress Management For Dummies  — М.: «Вильямс», 2006. — С. 320.
  3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
  4. Василюк Ф. Е., Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Журнал практической психологии и психоанализа, #4 декабрь 2001.
  5. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия.—М.: «ИМЕДИС». — 1998. — 656 с.
  6. Гринберг Д. Управление стрессом. -СпБ.: Питер, 2002. 494 с.
  7. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проспект  , 2009. – 943 с.
  8. Китаев-Смык Л.А Психология стресса.- М., Наука, 1983
  9. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. -  Л.: Наука, 1970. -178 с.
  10. Материалы сайта психологического центра «АМЕРАХИ» http://www.amerahi.ru.
  11. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. -1998, -том 1, -вып. 2.
  12. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный стандарт XXI).
  13. Радюк О. Стратегии стресс-менеджмента.-М., 2003
  14. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов, 2003г. – 672с.
  15. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  16. Селье Г. На уровне целого организма. — М: Наука, 1972. — 122 с.
  17. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  18. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
  19. Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  20. Селье Г. Профилактика некрозов сердца химическими средствами. — М: Медгиз, 1961. — 207 с.
  21. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  22. Селье Г. Стресс без дистресса. — М: Прогресс, 1979. — 123 с.
  23. Селье Г. Стресс без дистресса.- М.: Прогресс, 1979.123 с.
  24. Смирнов А.В. К вопросу о различиях в клинике постстрессовых расстройств.-М., 2006
  25. Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. //MateriaMedica. -1996. -N 1(9). –с.9-15
  26. Щербатых Ю. В. Психология стресса — М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  27. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
  28. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – СПб.: Питер, 2008г. – 272с.:илл.

 

1 Аллен Элкин Стресс для "чайников" = Stress Management For Dummies. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 121.

2 Смирнов А.В. К вопросу о различиях в клинике постстрессовых расстройств.-М., 2006.-с.81

3 http://www.amerahi.ru

4 Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов, 2003г.

5 Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проспект  , 2009.

6 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — с.118.

7 Соколова Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия. //MateriaMedica. -1996. -N 1(9).-с.12

8 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. -  Л.: Наука, 1970. –с.88.

9 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. -  Л.: Наука, 1970. –с.91.

10 Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – М.: Академический проспект  , 2009. – с.539

11 Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия.—М.: «ИМЕДИС». — 1998. — с.193.

12 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. —с.219.

13 Радюк О. Стратегии стресс-менеджмента.-М., 2003.-с.113

14 Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.

15 http://medafarm.ru


Информация о работе Стресс в жизни человека: его последствия и методы лечении