Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва¬ем его. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существова-ния, надо только научиться различать допустимую степень стресса и
слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Файлы: 1 файл

курсач, менеджмент.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

2.2 наличие внутриличностных, межличностных и внутригрупповых конфликтов – наличие серьезных противоречий или несовместимости отдельных характеристик личности работника, например, его личных целей, нужд, ценностей, с социально одобряемыми в группе, где он работает, а значит, вынужден постоянно находиться, общаться, взаимодействовать, также является серьезным стрессогенным фактором.

3) Факторы стресса, связанные  с организацией.

Причины связанного с работой  стресса исследуются уже немалое  время, и перечень потенциальных  факторов, в  

3.1 неуверенность в завтрашнем  дне – для многих работников  постоянным стрессором является  боязнь потерять свою работу  из-за сокращения, неадекватных трудовых  показателей, возраста или по  другой причине;

3.2 невозможность влиять  на свою работу – как отмечают  многие исследователи, то, в какой  степени человек влияет на  свою работу, может быть связано  со стрессовым состоянием. Монотонная  механическая работа и ответственность  за вещи, на которые люди не  могут влиять, являются особенно  стрессовыми факторами для некоторых  работников;

3.3 характер выполняемой  работы – сложность решаемых  задач, самостоятельность в работе, степень ответственности, условия  труда: степень опасности при  выполнении работы, уровень шума  и т.п., как показывают результаты  многочисленных исследований, могут  быть также отнесены к факторам, нередко провоцирующим стресс  у работников;

3.4 ролевая двусмысленность  и ролевой конфликт – оба  эти условия в большинстве  случаев воспринимаются как стрессоры.  Здесь под ролевой двусмысленностью  подразумевается неопределенность  в отношениях с человеком, исполняющим  ту или иную роль, а под ролевым  конфликтом – различные несовместимые  ожидания в отношении значимых  людей на работе;

3.5 специфическая организационная  структура – например, матричная  структура организации, предполагающая  двойное подчинение, нередко является  источником стресса для работника,  вынужденного одновременно выполнять  распоряжения двух руководителей;

3.6 стрессогенный стиль управления – частое использование методов неоправданного давления и угроз является одним из самых сильных факторов стресса для подчиненных;

3.7 давление рабочего графика  – сменная работа, а в особенности  работа по скользящему графику,  часто создает потребность в  ряде психологических и связанных  с внерабочей жизнью изменений,  являющихся потенциальными стрессорами.  С другой стороны, очень напряженный  рабочий график, который делает  затруднительным либо невозможным  одновременное удовлетворение производственных  и личностных потребностей, может  также являться сильным стрессором  для людей в самых разных  трудовых ситуациях.

Все вышеперечисленные условия  являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически  вызывают стресс. Реакции на эти  стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.

Далее необходимо сказать  о внешних признаках стресса  в организационном поведении  и о психических состояниях, которые  под воздействием стрессоров проявляются  в различных эмоциональных формах.

Условно различают три  группы симптомов (внешних признаков) стресса:

1. Физиологические – негативные  воздействия на все жизненно  важные функции и здоровье  человека (неврологические, эндокринные  расстройства, сердечно-сосудистые  заболевания, нарушения пищеварения  и др.)

2. Психологические – отрицательные  психологические состояния (утомление,  беспокойство, тревога, страх, тоска,  раздражительность и др.)

3. Поведенческие – негативные  изменения в поведении человека (снижение производительности труда,  нарушение дисциплины, конфликтность,  антисоциальное поведение, злоупотребление  алкоголем и др.)

Психические состояния персонала  в результате стрессов выступают  в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

1). Утомление – временное  снижение работоспособности под  влиянием стрессовых нагрузок. Утомление  проявляется в нарушениях основных  функций и процессов, трансформации  мотивов деятельности, падении качества  работы.  

2). Монотония – временное снижение работоспособности как результат однообразной деятельности. Формы проявления монотонии аналогичны, но работоспособность не прогрессивно падает, а колеблется. Наступление монотонии в значительной степени носит индивидуальный характер.

3). Психическая напряженность  – состояние возбуждения вследствие  ожидания неблагоприятного развития  событий, которое быстро приводит  к утомлению.

Психические состояния под  воздействием стрессов проявляются  в организационном поведении  в эмоциональных формах пяти основных видов:

1. гнев, раздражительность  как излишне сильные отрицательные  реакции на негативные факторы;

2. возбужденность в виде  излишнего уровня эмоционального  ответа на воздействие внешней  среды;

3. переживание как тщательное, детальное обдумывание ситуации  без объективной потребности  в этом;

4. грусть, тоска в виде  пассивного переживания необратимых  потерь;

5. страх, тревога как  ощущение угрозы биологическому  и социальному существованию  человека.

Для снижения негативного  влияния психических состояний  на организационное поведение персонала  руководителю необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике.

 

1.3 Адаптация к стрессу

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные  системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в  результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма  в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации  достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с  внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведённое относится  в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что  решающую роль в процессеподдержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которогомогут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают  как результат деятельности целостной  самоуправляемой системы (на уровне “оперативного покоя”), подчёркивая  при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина  остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким  образом, важным критерием эффективности  адаптационного процесса. Следовательно,психическую адаптацию можно определить как процесс установленияоптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществлениясвойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидуумуудовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимыецели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельностичеловека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с  собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:

• оптимизацию постоянного  воздействия индивидуума с окружением;

•установление адекватного  соответствия между психическими и  физиологическими характеристиками.  

1.4 Стадии стресса

Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

1. непосредственная реакция  на воздействие (стадия тревоги);

2. максимально эффективная  адаптация (стадия ресистентности);

3. нарушение адаптационного  процесса (стадия истощения).

В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

Одним из факторов стресса  является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы  человека. К примеру, при экспериментальных  исследованиях в клиниках больных  было установлено, что люди, постоянно  находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

Основные черты психического стресса:

•стресс — состояние  организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и  средой;

•стресс — более напряженное  состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения  восприятия угрозы;

•явления стресса имеют  место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным  образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями  данной личности. Вообще, так как  индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности

зависит очень много. К  примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности  нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются  механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное  напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма  индивида.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность  психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование  самой системы потребностей является источником

тревоги. Тревога, обозначаемая как:

— ощущение неопределенной угрозы;

— чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

— неопределенное беспокойство, оно вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги  и обуславливает ее биологическое  значение как сигнала неблагополучия и опасности.

Тревога может играть охранительную  и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой  активности, изменение характера  поведения или включение механизмов интрапсихическойадаптации.

Тревога, по интенсивности  и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению  поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким  образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния  и поведения, обусловленных психическим  стрессом.

Любой стресс, особенно вызванный  бесплодными усилиями, оставляет  после себя необратимые химические изменения; их накопление

обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжёлые последствия

вызывает поражение мозговых и нервных клеток. Но успешная деятельность, какой бы она не была, оставляет  меньше последствий старения, следовательно, говоритСелье, вы можете долго и счастливо жить, если выберете подходящую для себя работу и удачно справляетесь с ней.

В профессиональной управленческой деятельности стрессовые ситуации могут  создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, рассогласованием между индивидуальными  особенностями, ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими  возникновению эмоционального стрессав этих ситуациях, могут быть недостаточность информации, её противоречивость,

чрезмерное разнообразие или монотонность, оценка работы как  превышающейвозможности индивидуума по объему или степени сложности, противоречивые или неопределенные требования, критические обсто  

1.5 Способы борьбы со  стрессом

Что может быть противопоставлено  стрессу?

Рассмотрим активным способам повышения общей устойчивости человеческого  организма. Их можно попытаться разделить  на три группы:

•Первая группа – включает способы, использующие физические факторы  воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег  трусцой и т.д.

• Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.

Информация о работе Стресс