Стресс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытыва¬ем его. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существова-ния, надо только научиться различать допустимую степень стресса и
слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, в при неблагоприятных – в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

Файлы: 1 файл

курсач, менеджмент.docx

— 54.60 Кб (Скачать файл)

• Третья группа способов повышения  общей устойчивости организма связана  с биологически активными веществами.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью  разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить  значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно  выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них  можно охарактеризовать словом «зато».

Суть его – суметь извлечь  пользу, что-то положительное даже из неудачи.

Второй прием успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных  невзгод с чужим еще большим  горем («а другому гораздо хуже») позволяет стойко и спокойно отреагировать  на неудачу. Интересный способуспокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе,что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с  близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта  или хотя бы к снижению его значимости.

Иногда пережитый сильный  страх в какой-либо ситуации закрепляется, становиться хроническим, навязчивым – возникает фобия на определенный круг ситуаций или объектов. Для устранения фобий разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Для достижения оптимального эффекта в деятельности и для  исключения неблагоприятных последствий  перевозбуждения желательно снять  эмоциональную напряженность на основе концентрации внимания не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания  и тактических приемах.

Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:

1. правильная оценка значимости  события;

2. достаточная информированность  (разноплановая) по данному вопросу,

событию;

3. запасные отступные  стратегии – это снижает излишнее  возбуждение,

уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает  оптимальный фон для решения  проблемы.

Важный способ снятия психического напряжения – это активизация  чувства юмора.

Как считал С. Л. Рубинштейн, суть чувства юмора не в том, чтобы  видеть и

чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы  воспринимать как

комическое то, что претендует быть серьезным, т.е. суметь отнестись  к чему-то волнующему как к малозначащему  и недостойному серьезного внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться  в трудной ситуации. Смех приводит к падению тревожности; когда  человек отсмеялся, то его мышцы  менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализовано. По своей функциональной значимости смех так могущественен, что Фрай называл его даже «стационарным  бегом трусцой».  

Концентрация

Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины  сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает  многократная несосредоточенность. Каждая из этих трех функций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концов к истощению,

главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно  выполнять где и когда угодно в течение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, перед  уходом на работу (учебу), или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразу  же после возвращения домой.

Часто возникают такие  ситуации, когда сложно вспомнить  чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся  посреди комнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли  или что хотели сделать. Именно в  подобных случаях рекомендуется  кратковременная концентрация по команде  – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в  голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что  это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить  забытое быстрее, чем с помощью  усиленного напряжения памяти. С помощью  этого простого метода человек в  состоянии сделать усилие и преодолеть себя.

 

Регуляция дыхания

В нормальных условиях о  дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают  отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают  дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и  психического, такимобразом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

С помощью глубокого и  спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

От правильного дыхания  в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность  жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно, его можно сознательно регулировать. Чем медленнее и глубже, спокойнее  и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу  дыхания, тем скорее он станет составной  частью нашей жизни  

Стресс-менеджмент или управление стрессом

Понятие стресс-менеджмента, как и многие другие понятия, связанные  с бизнесом, пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически  все, так как твердо убеждены, что  стресс, вызванный постоянными неурядицами  в семье, напряженными отношениями  на работе, информационными перегрузками, не только пагубно сказывается на здоровье, но и во многом снижает  экономические показатели работы.

Россияне уже более  десяти лет ведут бизнес в режиме хронического стресса, не пытаясь психологически защититься от него. Основные силы уходят на экономическое выживание в  условиях полной нестабильности. Руководителям  трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому  они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать  правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это  информационный стресс. Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать  жалобы недовольных клиентов, испытывая  при этом эмоциональный стресс. Нередко  в компании активно идут карьерные  войны, плетутся интриги, что создает  стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют услуги по стресс-менеджменту.

Безусловно, проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителям  или рядовым сотрудникам, разные, отсюда и деление услуг по стресс-менеджменту: коучинг(сопровождение, личное наставничество, тренерство) руководителя, тренинги для персонала, выравнивание микроклимата в коллективе.

 

Выравнивание микроклимата в коллективе

 

Микроклимат в коллективе зависит от очень многих факторов: от того, как подобраны сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет свою индивидуальную линию, не обращая внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации  персонала, насколько личные цели сотрудников  согласуются с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников внутри компании и т. д. Все это можно назвать  профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизации в коллективе и создать атмосферу доверия  и взаимопомощи даже в сложных  ситуациях.

Мероприятия же по стресс-менеджменту  проводят на корпоративном уровне, они определяют идеологию компании в форме тезисов и принципов, которыми руководствуется весь персонал в своей работе. Приведем пример таких принципов: "Нет поражений, есть только обратная связь" или "Из каждой сложной ситуации есть как  минимум три выхода". Представьте, насколько повысится потенциал  и стрессоустойчивость компании, если каждый сотрудник в своих  действиях будет руководствоваться  такими убеждениями.

Нередко руководство компании жалуется, что после того или иного  тренинга сотрудники применяют освоенные  в ходе обучения методики лишь 2-3 месяца, а потом опять работают по-старому. Причина часто кроется в том, что руководство продолжает использовать прежние методы управления сотрудниками, которые получили новые знания. Выход  один - не только обучать сотрудников, но и вносить изменения в идеологию, корпоративную культуру компании. Именно поэтому программы по стресс-менеджменту  выстраиваются так, чтобы охватить персонал всех уровней и повлиять на работу компании в целом. Хочется  привести высказывание руководителя, который реализовал в своей компании программу по стресс-менеджменту: "Раньше на еженедельных совещаниях, где сотрудники отчитывались о проделанной работе, мне приходилось выслушивать  долгие рассказы с объяснениями, почему не удалось выполнить то или иное задание должным образом. Теперь я просто спрашиваю: "А что вы сделали для того, чтобы у вас все получилось? Какие три выхода из возникшей сложной ситуации вы нашли? Какие дополнительные ресурсы вам требуются, чтобы работа выполнялась без сбоев?" При таком подходе производительность труда сотрудников повысилась в несколько раз, да и микроклимат в коллективе улучшился, так как все внимание персонала направлено на поиск решений, а не на разбор причин неудач".

Стресс-менеджмент уверенно занимает свою нишу н  

Стресс-менеджмент или управление стрессом

Понятие стресс-менеджмента, как и многие другие понятия, связанные  с бизнесом, пришло к нам с Запада. В Европе и Америке услугами психологов и психоаналитиков пользуются практически  все, так как твердо убеждены, что  стресс, вызванный постоянными неурядицами  в семье, напряженными отношениями  на работе, информационными перегрузками, не только пагубно сказывается на здоровье, но и во многом снижает  экономические показатели работы.

Россияне уже более  десяти лет ведут бизнес в режиме хронического стресса, не пытаясь психологически защититься от него. Основные силы уходят на экономическое выживание в  условиях полной нестабильности. Руководителям  трудно планировать деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому  они всегда находятся в ситуации, когда нужно оперативно принимать  правильное решение в условиях жесткого ограничения во времени, а это  информационный стресс. Менеджеры, продавцы, секретари часто вынуждены выслушивать  жалобы недовольных клиентов, испытывая  при этом эмоциональный стресс. Нередко  в компании активно идут карьерные  войны, плетутся интриги, что создает  стрессовую ситуацию внутри коллектива. Чтобы достойно справиться со всем этим, и существуют услуги по стресс-менеджменту.

Безусловно, проблемы, с которыми приходится сталкиваться руководителям  или рядовым сотрудникам, разные, отсюда и деление услуг по стресс-менеджменту: коучинг(сопровождение, личное наставничество, тренерство) руководителя, тренинги для персонала, выравнивание микроклимата в коллективе.

 

Выравнивание микроклимата в коллективе

 

Микроклимат в коллективе зависит от очень многих факторов: от того, как подобраны сотрудники в отдел (дополняют ли они друг друга или каждый ведет свою индивидуальную линию, не обращая внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации  персонала, насколько личные цели сотрудников  согласуются с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников внутри компании и т. д. Все это можно назвать  профилактическими мерами, позволяющими не допустить дестабилизации в коллективе и создать атмосферу доверия  и взаимопомощи даже в сложных  ситуациях.

Мероприятия же по стресс-менеджменту  проводят на корпоративном уровне, они определяют идеологию компании в форме тезисов и принципов, которыми руководствуется весь персонал в своей работе. Приведем пример таких принципов: "Нет поражений, есть только обратная связь" или "Из каждой сложной ситуации есть как  минимум три выхода". Представьте, насколько повысится потенциал  и стрессоустойчивость компании, если каждый сотрудник в своих  действиях будет руководствоваться  такими убеждениями.

Информация о работе Стресс