Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Современные тенденции при изучении качества жизни психически больных отличаются направленностью не столько на количественные характеристики, сколько на качественное описание структуры субъективной картины удовлетворенностью жизнью. В последних исследованиях было показано, что специфика интегративной картины качества жизни у больных шизофренией определяется как степенью выраженности удовлетворенности, так и разной структурой компонентов, характеризующихся наибольшей корреляционной сопряженностью с клиническими, когнитивными и аффективными характеристиками (Куликов С.А, Куликова А.С, 2008).

Файлы: 1 файл

struktura_smyslozhiznennyh_orientacii_bolnyh_paranoidnoi_shi.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск)

Институт психологии и психоневрологии

 

 

Факультет клинической психологии

Специальность: клиническая психология

6 курс, 2 группа

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Студента: Армад Марины Николаевны

 

ТЕМА: Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией

 

 

Научный руководитель: Куликов С.А.

Консультант: Войцеховский В.В.

 

 

 

Работа допущена к защите_____________________________

Заведующий кафедрой________________________________

 

 

Дата представления__________________________

Дата возврата_______________________________

Дата защиты________________________________

Оценка_____________________________________

 

 

Архангельск, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы

 

Современные тенденции при изучении качества жизни психически больных отличаются направленностью не столько на количественные характеристики, сколько на качественное описание структуры субъективной картины удовлетворенностью жизнью. В последних исследованиях было показано, что специфика интегративной картины качества жизни у больных шизофренией определяется как степенью выраженности удовлетворенности, так и разной структурой компонентов, характеризующихся наибольшей корреляционной сопряженностью с клиническими, когнитивными и аффективными характеристиками (Куликов С.А, Куликова А.С, 2008). 

Наряду с данными особенностями у сохранных больных важную роль в формировании положительной картины качества жизни играет адекватное функционирование высших регуляторных систем личностной структуры – личностных смыслов. Важность последних определяется тем, что они выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни, обеспечивая адаптацию в социуме. Являясь компонентами более сложной системы – личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности и приобретаемую индивидом в его жизненном пространстве. Тем самым, определяя феномен личности, самого человека и его жизни. Высший (социальный) уровень системы личностных смыслов представлен смысложизненными отношениями человека, которые не просто являются комплексом отдельных отношений к себе, другим, миру, а отражают целостное восприятие человеком своей жизни как значимости.

Ценности и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. В ходе жизнедеятельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют когнитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения.

Безусловно, что недостаточность реализации каких-либо из основных психологических механизмов смыслообразования или искажение развития когнитивного и аффективно-волевого компонента психической деятельности приведут к изменению структуры и интенсивности проявления личностных смыслов, а через них – к неадаптивным формам поведения в социуме. Актуальной данная проблема становится в отношении людей с психическими заболеваниями, поскольку закономерности развития личности неразрывно связаны у них с закономерностями протеканиями патологического процесса, что необходимо учитывать при изучении реабилитационного личностного потенциала.

Исходя из подобных предпосылок, были сформулированы цель, гипотеза и задачи настоящего исследования.

Цель: изучить структуру жизненных смыслов больных параноидной шизофренией в их взаимосвязи с клиническими и социально-психологическими особенностями.

Гипотеза: степень структурирования личностных смыслов, выраженная через особенности актуального смыслового состояния, обратно пропорциональна выраженности клинических проявлений и прямо пропорциональна уровню развития социально-направленных личностных качеств.

Задачи:

    1. Изучить смысложизненные ориентации больных шизофренией и выделить экспериментальные группы по типам актуального смыслового состояния.
    2. Провести сравнительный анализ социально-психологических и клинических особенностей у испытуемых данных групп.
    3. Изучить взаимосвязи между исследуемыми параметрами.

 

Предмет: социально-психологические (смысложизненные ориентации, индивидуально-типологические черты) и клинические характеристики больных параноидной шизофренией.

 

Объект: больные шизофренией (параноидная форма) в количестве 76 человек, проходившие лечение в АОКПБ.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У БОЛЬНЫХ

ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

1.1 Понятие системы личностных смыслов

 

Личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности. Являясь компонентами более сложной системы – личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования личности на различных этапах жизнедеятельности человека.

Понятие системы как психологической категории было заложено еще Л. С. Выготским, который рассматривал динамическую смысловую систему как единство аффективных и интеллектуальных процессов сознания. 
В дальнейшем А. Г. Асмолов, развивая положения Л. С. Выготского, использовал понятие динамической смысловой системы для обозначения многомерной системной организации смысловых образований. Эта система, по А. Г. Асмолову, характеризуется собственной внутренней динамикой, определяемой сложными иерархическими отношениями между ее составляющими. Являясь производной от деятельности человека и его позиции, динамическая смысловая система выражает содержательные характеристики личности как целого и выступает единицей ее анализа.

Смысл, выступая как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяет феномен его личности, самого человека и его жизни. Система личностных смыслов лежит на пересечении основных сфер функционирования личности как психологического органа человека, соответственно, ее организация должна отражать и личностное развитие индивида, и онтологическую сложность всей структуры человеческой жизнедеятельности [1].

Существенным компонентом смысловой системы является жизненная перспектива личности. Еще Н. А. Бернштейн указывал на невозможность исследования личности вне контекста его субъективного времени: «Эволюция взаимоотношений пространственных и временных синтезов с афферентными и эффекторными системами соответственных уровней складывается существенно по-разному. На уровне С (уровень пространственного поля) они образуют объективированное внешнее поле для упорядоченной экстраекции чувственных восприятий. На уровне действий они создают предпосылки для смыслового упорядочения мира, помогая вычленению из него объекта для активных манипуляций. Так, из афферентации вырастает объективное пространство, из пространства – предмет, из предмета – наиболее обобщенные объективные понятия. Наоборот, временные синтезы на всех уровнях стоят ближе к эффекторике. На уровне синергий они влиты в самый состав движения, воплощая его ритмовую динамику (время выступает как ритм, временной узор). На уровне пространственного поля они определяют скорость, темп, верное мгновение для меткого, активного реагирования. На уровне предметного действия время претворяется уже в смысловую связь и цепную последовательность активных действий по отношению к объекту. Из эффекторики вырастает таким путем субъективное время; из времени – смысловое действование, из последнего на наиболее высоких уровнях поведение; наконец, верховный синтез поведения – личность или субъект». Кроме того, именно ощущение времени жизни позволяет говорить о наличии в ней смысла. Г. Эленберг утверждает, что понять то, что называется смыслом, невозможно независимо от чувства переживаемого времени. «Искажение чувства времени – это естественный результат искажения смысла жизни» [2].

Способность индивида актуализировать разные содержательно-смысловые грани субъективных образов является показателем его личностного развития и уровнем идентичности. Э. Эриксон в качестве одной из характеристик психосоциального кризиса выделял особое «диффузное» переживание времени: человек становится неспособен ориентироваться в своей жизни, в связной перспективе настоящего, прошлого и будущего. Период выхода из кризиса, по Э. Эриксону, знаменуется напряженным переживанием времени, доверием себе в планировании будущего, желанием интенсивных вкладов в свою перспективу.

Для разных возрастных групп становление личности характеризуется доминированием ценности будущего или прошлого, при этом происходит перетекание времени жизни из менее ценной его составляющей в более ценную. Направление этого субъективного перераспределения времени связано со степенью реализованности жизненных смыслов на разных этапах жизни и наличием перспективы в будущем, т.е. смысловой насыщенностью времени [13].

Таким образом, специфическое переживание времени является определенным состоянием, выражающим отношение индивида к смыслам прошлого, настоящего и будущего. Несомненно, что такое состояние возможно только в настоящий момент, однако то, что было ценным для человека в прошлом, остается для него реальностью, также в субъективной реальности человека присутствуют определенные ожидания и планы. Наличие в настоящий момент свободного структурирования временных аспектов субъективной реальности говорит о целостности самой личности, переживающей это состояние.

 

 

 

 

1.2 Смысложизненные ориентации как интегративные личностные

конструкты взаимодействия с объективной действительностью

 

Смысложизненные отношения человека представляют собой высший (социальный) уровень системы личностных смыслов. Они не просто являются комплексом отдельных отношений к себе, другим, миру. Это целостное восприятие человеком своей жизни как значимости [3]. Когнитивная сложность на этом уровне отличается возрастающей концептуализацией, терпимостью к противоречиям и неопределенности, объективностью. Временная перспектива охватывает широкий спектр событий прошлого, настоящего и будущего. Личностные смыслы на этом уровне выполняют функцию генерализации и операционализации смыслов нижележащих уровней и выступают в качестве смысложизненных ориентаций личности.

Реализация процессов, направляющих формирование и развитие системы личностных смыслов, возможна посредством таких психологических механизмов, как интериоризация, идентификация, интернализация. Необходимо отметить, что роль этих механизмов на различных этапах становления личности неоднозначна и зависит от уровня возрастного развития [4].

На различных этапах возрастного развития интериоризация может выступать как в осознаваемой, так и в неосознаваемой форме. Если на ранних этапах развития отношения с миром вещей могут быть опосредованы аффективными процессами, то отношения с миром людей интериоризуются в сознательной деятельности. И. Ф. Клименко считает, что интериоризация социальных отношений проходит через усвоение социальных нормативов и может осуществляться как в вербальном, так и в поведенческом плане. Несомненно, что перевод в субъективную реальность таких сложных явлений объективной действительности, как социальные нормы и ценности, предполагает наличие сознательных действий.

В формировании системы личностных смыслов исключительно важную роль играют эмоциональные компоненты интериоризации. П. Хайду отмечает, что в отсутствие эмоциональной оценки и переживания знания индивиды будут принимать действительность только на словах, на вербальном уровне. Следовательно, объекты и явления действительности приобретают свое представительство в системе личностных смыслов благодаря эмоциональному переживанию. Только в этом случае они получают статус значимости для человека, т. е. имеют для него некий смысл. По мнению Б. И. Додонова, «ориентация человека на определенные ценности может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной)». Таким образом, только эмоционально принятые явления и активное, деятельное отношение к ним индивида создают условия для интериоризации социальных ценностей и формирования личностных смыслов [5].

В процессе интериоризации ценностей, наряду с когнитивными и эмоциональными факторами, важную роль играют волевые компоненты. Волевые процессы участвуют в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Процесс осмысления объективной действительности, принятие ее элементов и включение их в личную систему смыслов предполагают наличие волевого акта. Включение воли в управление деятельностью человека выражается в активном, сознательном поиске связей цели и самой деятельности, в результате чего цель становится более значимой, а деятельность приобретает смысл более высокого уровня.

Формирование и развитие системы личностных смыслов также осуществляется посредством механизма идентификации. В. Г. Леонтьев отмечает, что развитие личности происходит через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов, где базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей [14]. Данный механизм является ведущим при усвоении групповых ценностей и норм и перевода их в категорию личностных смыслов. При вхождении личности в группу на фазе адаптации благодаря идентификации происходит осмысленное принятие «вкладов» от значимых других в группе и отождествление себя с ними, а через это – усвоение принятых в группе норм и ценностей. Л. Н. Антилогова, указывая на значимость идентификации в развитии смысловой сферы личности, рассматривает реализацию этого механизма как идеальное перевоплощение «в другого или другое» и уподобление «себя этому другому», где «личностно-нейтральное приобретает для субъекта определенный личностный смысл». Переживая тождество с другим человеком, субъект переживает его личностные смыслы как свои. Исходя из вышесказанного, можно интерпретировать идентификацию как процесс отождествления субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм и ценностей окружающих [12].

Информация о работе Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией