Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Современные тенденции при изучении качества жизни психически больных отличаются направленностью не столько на количественные характеристики, сколько на качественное описание структуры субъективной картины удовлетворенностью жизнью. В последних исследованиях было показано, что специфика интегративной картины качества жизни у больных шизофренией определяется как степенью выраженности удовлетворенности, так и разной структурой компонентов, характеризующихся наибольшей корреляционной сопряженностью с клиническими, когнитивными и аффективными характеристиками (Куликов С.А, Куликова А.С, 2008).

Файлы: 1 файл

struktura_smyslozhiznennyh_orientacii_bolnyh_paranoidnoi_shi.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

Сложным механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. В отличие от интериоризации интернализация – более сложный процесс, предполагающий сознательное и активное восприятие окружающего мира, а также активное воспроизводство принятых на определенном смысловом уровне норм и ценностей в своей деятельности. Кроме того, интернализация как механизм осмысливания действительности предполагает принятие на себя ответственности, интерпретацию значимых событий как результат своей собственной деятельности.

Ценности и смыслы непостоянны, они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот. В этой связи примечательна позиция Р. Кегана, который утверждает, что люди продолжают развивать свои смысловые системы на протяжении всей жизни.

В ходе жизнедеятельности смысловые системы формируют опыт человека, организуют когнитивную и эмоциональную сферы индивида, служат источником поведения. Безусловно, что недостаточность реализации каких-либо из основных психологических механизмов смыслообразования или искажение развития когнитивного и аффективно-волевого компонента психической деятельности приведут к изменению структуры и интенсивности проявления личностных смыслов, а через них – к неадаптивным формам поведения в социуме. Актуальной данная проблема становится в отношении людей с психическими заболеваниями, поскольку закономерности развития личности неразрывно связаны у них с закономерностями протеканиями патологического процесса, что необходимо учитывать при изучении реабилитационного личностного потенциала [7, 19].

 

1.3 Актуальное  смысловое состояние как интегральный  механизм функционирования системы личностных смыслов

 

Личностным смыслам присущ динамический характер. Если их существование не объективируется человеком, если они не актуализируются и не реализуются, то они постепенно выпадают из общей системы. Актуализация смыслов и перевод их в категорию личностных представляют собой сложный, многоуровневый и длительный процесс. Прежде всего, личностный смысл, выражающийся в смысловом отношении, никогда не может быть безличным, он всегда связан с субъектом. Наличие субъекта смыслового отношения предполагает указание объекта – элемента или явления реальности, которому присваивается значение. Любой элемент объективной реальности получает свое смысловое содержание только благодаря тому, что ему сообщается, присваивается смысл. Благодаря акту, сообщающему смысл, человек ставит воспринимаемую вещь в связь со своей субъективной реальностью. Данный процесс происходит в соответствии с нейропсихологической организацией восприятия, т.е. входящие стимулы мгновенно включаются в узнаваемые паттерны. Реагируя на явления объективной реальности, извлекая из них смысл, человек организует всевозможные стимулы, поведенческие и психологические данные в гештальты – в конфигурации, или паттерны, встраивает их в знакомую объяснительную структуру [16, 17].

Необходимо добавить, что этот процесс зависит от жизненного опыта субъекта и его отношения к ситуации, а следовательно, является многоуровневым. На начальном уровне смысл выполняет функцию индивидуальной интерпретации объективного значения явления. Здесь предметы объективной реальности получают объективацию в сознании субъекта, смыслы выполняют номинативную функцию и порождают ценностные представления об объектах. Представления формируются на личностном уровне и являются продуктом непосредственных контактов человека с окружающим миром. Это еще слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения, оценки. На уровне повседневной жизни обыденные представления являются своеобразными единицами опыта, выполняющими номинативную функцию. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение.

Это смысловое отношение характеризуется взаимосвязью временных компонентов субъектной реальности: значение (смысл) прошлого опыта, осмысленность настоящего (реальности «здесь-и-теперь») и осмысленность будущего (значение цели). Следовательно, факты и явления человеческой жизни имеют свое смысловое содержание в определенных временных локусах, которые и опосредуют субъективную смысловую реальность индивида в целом – ее границы, ценностные компоненты и собственно направленность личностного смысла (к ситуации, к себе, к другим, к жизни).

Процесс осмысления какого-либо явления или объекта действительности осуществляется посредством синхронизации различных временных локусов. Смыслы одного локуса перетекают в другие и генерализуются в смысл более высокого уровня. Данный процесс сопровождается определенным психическим состоянием, связанным с переживанием смыслов различных временных локусов. Данное состояние есть переживание актуальных в данный момент событий или ситуации, т. е. это актуализация в сознании смыслов прошлого, настоящего, будущего или их совокупности, определяемое как актуальное смысловое состояние.

Актуальное смысловое состояние (АСС) рассматривается как форма переживания совокупности актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели) относительно конкретных условий действительности. Это своего рода переживание жизненной ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы, локализованных в различных временных зонах, с более низкого уровня на качественно новый уровень функционирования системы. Таким образом, актуальное смысловое состояние выражает субъективное отношение индивида к элементам, фактам и явлениям действительности, данной в определенной ситуации [17].

Адекватное осмысление реальности в настоящем возможно при критическом осмыслении прошлого опыта и относительно индивидуальной цели (т. е. будущего). Ю. Минковски отмечает, что «настоящее» при этом не является отражением определенного психофизиологического момента, т. е. конкретной единицей времени, необходимой для различения двух сенсомоторных стимуляций. Он понимает «настоящее» как осознание индивидом его собственной деятельности и внутреннего побуждения к этой деятельности. Именно в этом акте сознания, происходящем «сейчас», человек переживает смысл своего «прошлого», являющегося для него опытом, обладающим определенной ценностью, и проецирует в «будущее» личные представления, ожидания и планы, которые выступают в качестве ценностных ориентиров деятельности в «настоящем». Несмотря на то, что факты «прошлого» уже пережиты, а «будущее» не имеет определенного интернализованного статуса, данные области остаются открытыми для сознания, а следовательно, являются регионами, образующими субъективную реальность индивида. Доступные индивидуальному сознанию элементы временных регионов тем не менее носят ценностный характер и, взаимодействуя друг с другом, образуют личностные смыслы «прошлого», «настоящего» и «будущего». В норме прошлое, настоящее и будущее образуют структурное целое.

В силу ценностного характера отношения человека к ним все эти зоны переживаются по-разному. Однако любое переживание осуществляется в настоящий момент времени. Следовательно, для адекватного восприятия чувства времени в момент «здесь и теперь» необходима синхронизация временных локусов смысла, которая и структурирует взаимоотношения между ними. Посредством синхронизации смысловых локусов происходит расширение границ субъективной реальности, т. е. интеграция личности в новые условия жизни. Соответственно процесс синхронизации временных локусов субъективной реальности индивида является необходимым условием переживания актуального смыслового состояния, а тип переживания этого состояния – важнейшим механизмом эффективной жизнедеятельности человека, поскольку в условиях объективной реальности более актуальным является вопрос не о том, «что» переживает человек, а вопрос – как он переживает это «что».

Течение времени структурируется в необратимую последовательность прошлого, настоящего и будущего, каждое из которых переживается совершенно иным способом. Субъективное переживание автоматического структурирования времени не только в большей или меньшей степени искажается психическим состоянием, но и ответно детерминирует психическое состояние. Поскольку локализованный во времени смысл также может быть причиной состояния, отношение человека к событиям прошлого или будущего сопровождается определенным эмоциональным контекстом. В кризисной ситуации, когда невозможно подвергнуть смысловой атрибуции какой-либо объект или ситуацию реальности, усиливается внутреннее напряжение, которое сохраняется до тех пор, пока ситуация не будет включена в более широкий паттерн осознавания, в более широкую временную перспективу. Если человек не может извлечь смысл из ситуации или наделить ее смыслом, он наделяет ее не смыслом, но значением, относящимся к одному из временных локусов, что ведет к фиксации в этом временном локусе, а следовательно, к своеобразному «смысловому десинхронозу».

Фиксация индивида на одном временном локусе смысла может объясняться жесткостью и непроницаемостью границ с соседним локусом, что также ведет к невозможности адекватного осознания объективной реальности. Таким образом, объекты восприятия и осознавания становятся односторонними (бесперспективными), а сами процессы более узкими и ригидными. Личностные смыслы в данном случае носят компенсационный характер. Человек, осознано или нет, прибегает к различным формам психологической защиты и воспринимает действительность сквозь призму либо прошлого опыта, либо своих представлений относительно будущего, либо его поведение становится респондентным (ситуативным). Иными словами, он не извлекает смысла из ситуации, обобщая и генерализуя смыслы своего опыта и цели, а наделяет ее (атрибутирует) отдельными смыслами-значениями, находящимися в жестко локализованных временных регионах субъективного смыслового поля. Как следствие, он занимает крайне поляризованную оценочную позицию по отношению к элементам объективной реальности и утрачивает (если имел) ощущение себя как субъекта смыслового отношения. Одновременно происходит и деформация системы личностных смыслов.

 

1.4 Проблема изучения  влияния актуального смыслового  состояния на формирование субъективной  картины качества жизни

 

Современные тенденции в исследовании проблем качества жизни при психических расстройствах характеризуются смещением акцентов с клинических подходов к оценке психического состояния на универсальные, основанные на представлении о психическом здоровье, как о совокупности психического, социального, психологического благополучия и состояния равновесия индивидуума с окружающей средой. Представляет собой не столько субъективную удовлетворенность больных жизнью в условиях болезни и лечения, сколько, в первую очередь, взаимоотношение «личности и болезни», а в более широком плане –  «личности и окружающего мира в ситуации болезни», рассматриваемых в единстве и динамике (Б.В. Зейгарник, 2001).

Согласно современной концепции шизофрении, снижение социального функционирования, в том числе и качества жизни, больных в первую очередь связано с недостаточностью психологической адаптации. В последнее время в литературе рассматривается вопрос о признании в качестве основы для психологической адаптации (дезадаптации) определенного комплекса психологических характеристик, относимых к потенциальным компенсаторным ресурсам личности.  Особую роль здесь играет соответственно как общий тип реагирования больного, обусловленный преимущественно темпераментальными свойствами, так и целостный когнитивный стиль взаимодействия с окружающей средой (социально-психологические особенности: смысложизненные ориентации, социальный интерес, социально-перцептивные способности) [9].

Следует отметить, что проводимые в данной сфере психологические исследования позволили не только подтвердить известное положение о том, что для успешности социального функционирования важны как биологические основы жизнедеятельности, так и психологические и психосоциальные факторы, но и уточнить их роль и удельный вес в формировании качества жизни в различных сферах жизнедеятельности больных шизофрении. 

Говоря о социальном функционировании как целостной системе, следует отметить, что при психических заболеваниях, в том числе при шизофрении, она находится под влиянием двух разнородных по происхождению групп факторов: а) «непроцессуальных», то есть рассмотренных выше особенностей личностного реагирования и социальных предпочтений, и б) «процессуальных», т. е. возникающих как прямое следствие текущего заболевания (доминирование в картине заболевания позитивных либо негативных психопатологических симптомов) [19].

Наряду с собственно психологическими (личностными) характеристиками больных необходимо учитывать и социально-психологические особенности – направленность, уровень социального интереса, особенности ценностных ориентаций [20]. Так, социоцентрическая направленность, потребность в духовном росте и рациональном совершенствовании и уровень притязаний, соответствующий реальным требованиям жизни, свойственны больным, формирующим конструктивные формы приспособительного поведения и успешно восстанавливающим социальное функционирование, а также характеризующимися более высоким качеством жизни в сфере социальных отношений. Возможно, именно они способствуют формированию конструктивных форм поведения и минимизируют дефект социальной активности [19].

Наоборот, эгоцентрическая направленность, примитивизм потребностей и неадекватность восприятия себя и своих возможностей (приводящие к формированию неадекватного уровня притязаний) отмечаются преимущественно у лиц с зависимой социальной позицией, обусловливая дефект социального функционирования и значительное снижение качества жизни в семейной, бытовой и сексуальной сферах.

В связи с пониманием качества жизни как многоуровневого сложного феномена его изучение требует привлечения системного подхода с определением не только степени нарушения, но и выделения структурных компонентов. То есть тех стержневых факторов, которые имеют приоритетное значение в формировании его картины в условиях болезни и влияют на осознание симптомов собственной болезни (самовосприятие, самопредставление) и оценку пациентами степени удовлетворенности взаимоотношениями с окружающим миром.

Важную роль в формировании положительной картины качества жизни играет адекватное функционирование высших регуляторных систем личностной структуры – личностных смыслов (Куликов С.А., Куликова А. С., 2008). Важность последних определяется тем, что они выступают в виде ценностных ориентаций личности, основная функция которых заключается в интегрировании личности в новые условия социальной жизни, обеспечивая адаптацию в социуме. Степень удовлетворенности жизнью пациентов определяется оценкой пройденного отрезка жизни, ощущением того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть; представлением о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, и способностью контролировать свои действия. Чем интенсивнее общая смысловая насыщенность, а также выше результативность жизни, тем положительнее оценивается качество жизни в актуальный момент больными.

Информация о работе Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией