Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 16:48, дипломная работа

Описание работы

Современные тенденции при изучении качества жизни психически больных отличаются направленностью не столько на количественные характеристики, сколько на качественное описание структуры субъективной картины удовлетворенностью жизнью. В последних исследованиях было показано, что специфика интегративной картины качества жизни у больных шизофренией определяется как степенью выраженности удовлетворенности, так и разной структурой компонентов, характеризующихся наибольшей корреляционной сопряженностью с клиническими, когнитивными и аффективными характеристиками (Куликов С.А, Куликова А.С, 2008).

Файлы: 1 файл

struktura_smyslozhiznennyh_orientacii_bolnyh_paranoidnoi_shi.doc

— 953.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, особенностями системы смысложизненных ориентаций при шизофрении является изменённость ее регулятивной функции в структуре мотивационной направленности личности. Они обусловливают особые феномены при шизофрении, среди которых можно выделить следующие, наиболее значимые для искажения субъективных оценок качества жизни.

Первый феномен — это низкая достоверность получаемых данных о качестве жизни пациентов с дефектами внимания, понимания, саморефлексии и мотивации. Такие пациенты имеют пониженную способность соотносить свои эмоциональные состояния с предлагаемыми шкалами и вследствие этих причин дают большой процент случайных или стереотипных ответов либо вообще отказываются отвечать. Для таких контингентов требуется разрабатывать специальные правила и процедуры предъявления вопросников, использующие специальные приемы дополнительной мотивации больных на их заполнение. Создание встроенных вспомогательных шкал адекватности респондента.

Второй феномен — это низкая чувствительность субъективных показателей качества жизни при их использовании больными со сниженной эмоциональной реактивностью или апатией, так как их субъективная оценка своей жизни слабо зависит от объективного состояния дел, что может проявляться в низкой вариативности, стереотипности и даже совершеннейшей неадекватности ответов.

Третий и наиболее существенный феномен — это искаженные результаты измерений, связанные с нарушением не только мотивационных, но и оценочных функций больного. Для правильного измерения какой-либо величины измерительный инструмент не должен зависеть от измеряемой величины. Однако в психиатрии при измерении субъективного показателя качества жизни пациента он ставится именно в такую парадоксальную ситуацию, когда сам пациент должен оценить свое собственное пошатнувшееся благополучие с помощью своей же психики.

Поэтому даже при использовании инструментов, валидность которых продемонстрирована в широкомасштабных исследованиях, представляется необходимым сопоставление субъективных показателей качества жизни с показателями личностно-мотивационной сферы больных, и прежде всего, с особенностями их актуального смыслового состояния.

 

 

 

ГЛАВА 2

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Материалы исследования

В связи с поставленной целью были обследованы 76 больных шизофренией параноидной формы (рубрика F20.1 в соответствие с исследовательскими критериями по МКБ-10), из них 47,5% мужчин и 52,5% женщин со средним возрастом 37,8 ± 1,2 года. Возраст начала заболевания в среднем составляет 28 ± 1 лет, средняя длительность болезни – 9,8 ± 1 года.

 

2.2 Методы психологического исследования

 

2.2.1 Тест  Смысложизненных Ориентаций (СЖО)

Тест смысложизненных ориентаций является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла.

Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, Ленинград). К. Муздыбаев воспроизвёл без изменений форму теста  Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А. Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986- 88 гг.

Интерпретация субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная  насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность  жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Методика позволяет адекватно диагносцировать актуальное смысловое состояние, позволяет не только фиксировать показатели смысложизненных ориентаций, но и соотносить между собой временные локусы смысла и выявлять таким образом тип актуального смыслового состояния.

 

2.2.2 Индивидуально - типологический опросник (Собчик Л.Н., 1996 г).

Методика представляет собой инструмент исследования индивидуально-типологических свойств. Интерпретация находится в прямой зависимости от количества значимых ответов по восьми шкалам: экстраверсия, спонтанность, агрессивность, ригидность, интроверсия, сензитивность, тревожность и лабильность. Показатели в пределах нормы 3-4 балла (гармоничная личность), выраженные умеренно 5-7 баллов (акцентуированные черты), выраженные избыточно 8-9 баллов (состояние эмоциональной напряженности, затрудненная адаптация). Схема психограммы позволяет судить о преобладающих социально-психологических тенденциях, выводимых из максимальных баллов соседствующих индивидуально-типологических свойств, а также об индивидуальном когнитивном стиле обследуемого.

 

2.2.3 Анкета, включающая ряд клинических характеристик обследуемых пациентов (возраст начала заболевания, длительность заболевания, группа инвалидности, первичный или повторны характер госпитализации, общее число госпитализаций), а также социальные характеристики (возраст, образование, трудовая деятельность и семейное положение).

 

2.3 Метод статистической обработки результатов

Полученные данные обработаны на статистическом пакете прикладных программ Statistica 6.0., включая следующие виды анализа: стандартные дескриптивные и корреляционный.

 

ГЛАВА 3

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

 

3.1. На первом этапе была изучена общая структура личностных смыслов больных шизофренией (рис.1), а также проведён сравнительный гендерный анализ (рис.2).

 

 

 

Рис. 1. Смысложизненные ориентации больных параноидной шизофренией

Примечания:  ОЖ - показатель «осмысленность жизни»», Ц - «Цель в жизни», Пр - «Процесс жизни», Р - «Результативность жизни», ЛК-Я -показатель «Локус контроля – «Я», ЛК-Ж - показатель «Локус контроля – жизнь».

 

У больных шизофренией в целом средний уровень осмысленности жизни как по общему показателю ОЖ (4,2 ± 0,2 балла), так и по всем остальным субтестам. Лишь значение «процесса жизни» отклонилось от средненормативных показателей в сторону снижения (3,8 ± 0,3 баллов), что свидетельствует о некоторой неудовлетворенности пациентами своей жизнью в настоящем; у больных нет стабильного ощущения, что жизнь - интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс. Относительно более высокие показатели были получены по субсферам «цель в жизни» и «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», что характеризуют наличие в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также ощущение продуктивности и осмысленности прожитой ее части.

Возможно, испытуемые неосознанно стремятся компенсировать бездеятельность и вызванный ею дефицит внешних стимулов фантазированием; а высокая оценка цели и результата жизни связана со сверхценным отношением к своей деятельности, носящего характер защитного приспособления.

 

 

 

Рис. 2. Гендерный сравнительный анализ жизненных смыслов больных параноидной шизофренией

 

В группе пациенток более высокие  показатели  всех субсфер (значения личностных смыслов находятся в пределах средненормативных значений), это свидетельствует о том, что в целом они оценивают свою жизнь как более осмысленную. В группе мужчин все значения смысложизненных ориентаций находятся в низких границах и статистически достоверно ниже, чем в группе женщин (при p ≤ 0,05). Более высокие значения смысложизненных ориентаций могут характеризовать женщин как более целеустремленных людей, воспринимающих процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом процесс.

 

3.2. На втором этапе исследования для выделения групп, различающихся по актуальным смысловым состояниям, был использован модифицированный метод интерпретации данных по СЖО, основанный на новой концептуализации А.В. Серого и А.В. Юпитова (2004 год).

На основании первых трех факторов, образующих смысложизненные ориентации (цели в жизни - будущее, насыщенность жизни - настоящее и удовлетворенность самореализацией - прошлое), определяется субъективная временная перспектива (синхронизация временных локусов смысла). Иначе данное состояние названо авторами актуальным смысловым состоянием (АСС).

При анализе полученных данных были выделены классы испытуемых, относящихся к разным актуальным смысловым состояниям. Наиболее распространенными оказались три типа АСС:  АСС1 – 34%, АСС8 – 30% и АСС2 – 16% от числа всех испытуемых. Представленная выборочная совокупность больных параноидной шизофренией характеризуется преобладанием двух полярных классов актуального смыслового состояния. Наглядно результаты отражены на диаграмме (рис.3).

 

 

Рис. 3. Частота распределения типов актуального смыслового состояния в изучаемой выборочной совокупности

Примечания:  1 – АСС 1, 2 – АСС 2, 3 – АСС 4, 4 – АСС 5, 5 – АСС 6, 7 - показатель АСС 8.

 

Первый класс актуального смыслового состояния (34 % испытуемых в нормативной выборке) характеризуется общей низкой осмысленностью и недифференцированной временной перспективой, что выражается в низких показателях осмысленности прошлого, настоящего и будущего. Для данного класса характерны неудовлетворенность прожитой частью жизни, низкая осмысленность своей жизни в настоящем, отсутствие целей в будущем и, следовательно, дискретное восприятие своей жизни в целом. Личностные смыслы индивида в подобном случае лишены направленности и временной перспективы.

Восьмой класс смыслового состояния (30%) отражает положительный полюс осмысленности. В данном случае все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности (присуща высокая синхронизация временных локусов). Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность и временную перспективу.

Кроме того, выделился и второй тип АСС, который отличается низкими показателями осмысленности настоящего и будущего, но высокой осмысленность прошлого (16% испытуемых). Данный класс характеризует человека как неудовлетворенного процессом жизни, не видящего жизненных перспектив, а потому не способного четко ставить цели и прогнозировать будущие ситуации, ведущим  мотивационной сфере является фиксация на воспоминаниях о прошлом.

Далее по убыванию можно представить остальные типы АСС, встречающиеся в выборке больных параноидной шизофренией.

Шестой класс смыслового состояния (6 %) характеризуется неудовлетворенностью своей жизнью в настоящем (низкая осмысленность настоящего процесса жизни), при этом личностные смыслы имеют определенную направленность на прошлый опыт (высокая осмысленность прошлого) и нацеленность в будущее (высокие показатели осмысленности будущего). Данную ситуацию можно охарактеризовать как стремление выйти из неблагоприятной среды.

Седьмой класс испытуемых (5 %) имеет высокие показатели осмысленности настоящего и будущего при низкой осмысленности прошлого. Несмотря на то, что прошлая часть жизни слабо осмыслена, сам процесс жизни воспринимается испытуемыми как интересный, эмоционально насыщенный и имеющий выраженную перспективу, которая и придает жизни осмысленность. Однако неосмысленность прошлого опыта сужает спектр интеграции индивида с объективной реальностью. Это выражается в "приземленности", стремлении делать "как надо", неспособности спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также в ориентации на трезвость, практичность и рациональный подход к решению проблем.

Информация о работе Структура смысложизненных ориентаций больных параноидной шизофренией