Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа
В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.
Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.
Задачи:
Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.
Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.
База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.
Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.
1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе
1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки
1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения
1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора
2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение 39
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В 57
Приложение Г 60
Приложение Д
Приложение Е
Виды наблюдения:
1. Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.[15,с.34]
2. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы). Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.
3. Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.
Лабораторное
наблюдение позволяет изучать формы
проявления психологической регуляции
в поведении человека (или животного)
в более удобной для
4.
Хронологическая организация
Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.
Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.
Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.
Беседа
Беседа в психологии – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской, детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования – от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться – и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы.
Беседа применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.
Как специфические виды беседы выделяются:
1)
введение в эксперимент –
2) беседа экспериментальная – в ходе коей проверяются рабочие гипотезы;
3) интервью.
Метод
беседы — психологический вербально-
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи.
Выделяют следующие виды:
Терапевтическая беседа;
Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез);
Автобиографическая беседа;
Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);
Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).
Анкетирование
Анкетирование - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную.
Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей группы не более чем на 3 – 4% в обе стороны. Составление анкет – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме.
Составление научно ценной
Самые типичные ошибки при составлении анкет:
1) скрытая заданность ответа;
2) сверхдетализованность;
3) двусмысленность вопросов;
4)
недостаточная различительная
Метод
анкетирования —
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической
При
помощи метода анкетирования можно
с наименьшими затратами
Виды анкетирования:
1. По числу респондентов:
Индивидуальное анкетирование (один респондент);
Групповое анкетирование (несколько респондентов);
Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
2. По полноте охвата:
Сплошное (опрос всех представителей выборки);
Выборочное (опрос части выборки).
3.
По типу контактов с
Очное
(в присутствии исследователя-
Заочное (анкетёр отсутствует).
Тестирование
Психологическое тестирование - исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.
Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.[18,с.55]
Методики, предназначенные для диагностики риска суицидального поведения:
Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин (Приложение А).
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность - 02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.