Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.

Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.

Задачи:

Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.

Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.

База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.

Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.

Содержание работы

1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе

1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки

1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения

1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора

2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение 39

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В 57

Приложение Г 60

Приложение Д

Приложение Е

Файлы: 1 файл

научно - исследовательская работа.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

       Виды  наблюдения:

       1. Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.[15,с.34]

       2. Наблюдение с точки зрения  учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы). Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.

       3. Виды наблюдения в зависимости  от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.

       Лабораторное  наблюдение позволяет изучать формы  проявления психологической регуляции  в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя  и контролируемой ситуации, но искусственные  условия могут значительно исказить получаемые результаты.

       4. Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.[30,с.67]

       Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

       Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.

       Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие  друг друга.

       Беседа

       Беседа в психологии – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской, детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования – от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться – и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы.

       Беседа  применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты.

       Как специфические виды беседы выделяются:

       1) введение в эксперимент – привлечение  к сотрудничеству;

       2) беседа экспериментальная – в  ходе коей проверяются рабочие  гипотезы;

       3) интервью.

       Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный  метод, заключающийся в ведении  тематически направленного диалога  между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.[26,с.99]

       Беседы  различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи.

       Выделяют  следующие виды:

       Терапевтическая беседа;

       Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных  гипотез);

       Автобиографическая беседа;

       Сбор  субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта);

       Сбор  объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта).

       Анкетирование

       Анкетирование - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросы-фильтры респондент может пропускать определенные группы вопросов. Анкеты дают возможность получить информацию о больших группах людей путем опроса какой-то части их, составляющих выборку представительную.  

       Конечно, достоверные результаты получаются лишь при тщательной разработке вопросов анкеты и при условии, что выборка достаточно точно отражает популяцию в целом. Можно получить результаты, отклоняющиеся от результатов опроса всей группы не более чем на 3 – 4% в обе стороны. Составление анкет – процесс перевода основных гипотез исследования на язык вопросов – сложная и трудоемкая процедура. Анкета должна обеспечить получение содержания, правдивого по отношению к опрашиваемому и значимого по отношению к проблеме.

         Составление научно ценной анкеты  – как правило, коллективная работа. Первый этап в разработке – определение содержания анкеты. Это может быть набор вопросов о фактах жизнедеятельности опрашиваемого (его знаниях, гражданском состоянии, его действиях в прошлом и настоящем и пр.) или же о его мотивах, оценках, отношениях. Если нужно знать также интенсивность мнения, то в формулировку вопроса включается соответственная шкала оценок. Второй этап в разработке анкеты – выбор нужного типа вопросов. Вопросы могут быть открытыми – позволяющими строить ответ согласно желаниям опрашиваемого как по содержанию, так и по форме, и закрытыми – допускающими обычно лишь ответы «да» или «нет». По функции вопросы могут быть основными или наводящими, контрольными или уточняющими и пр. Тип вопроса может влиять на полноту и правдивость ответа. Что касается формулировки вопросов, то фразы должны быть, возможно, короткими, ясными по смыслу, простыми, точными и однозначными.

       Самые типичные ошибки при составлении  анкет:

       1) скрытая заданность ответа;

       2) сверхдетализованность;

       3) двусмысленность вопросов;

       4) недостаточная различительная сила  вопросов. Хорошие вопросы должны  удовлетворять обычным критериям  надежности и валидности. Последний  этап в составлении анкеты  связан с определением количества  и порядка задаваемых вопросов. Последовательность вопросов различна для разных типов анкетного опроса.[21,с.77]

       Метод анкетирования — психологический  вербально-коммуникативный метод, в  котором в качестве средства для  сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

       Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

       При помощи метода анкетирования можно  с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

       Виды  анкетирования:

       1. По числу респондентов:

       Индивидуальное  анкетирование (один респондент);

       Групповое анкетирование (несколько респондентов);

       Аудиторное  анкетирование - методическая и организационная  разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

       Массовое  анкетирование (от сотни до тысяч  респондентов).

       2. По полноте охвата:

       Сплошное (опрос всех представителей выборки);

       Выборочное (опрос части выборки).

       3. По типу контактов с респондентом:

       Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

       Заочное (анкетёр отсутствует).

       Тестирование

       Психологическое тестирование - исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.

       Психологический тест — стандартизированное задание, по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого.[18,с.55]

       Методики, предназначенные для диагностики риска суицидального поведения:

  1. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин
  2. Анкета “Прогноз-2” (В. Ю. Рыбников)
  3. Личностный опросник "НПН-А" (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации) К. Н. Поляков и А. Н. Глушко
  4. Методика определения карты риска СР 31 и 10

        Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин (Приложение А).

       Многоуровневый  личностный опросник «Адаптивность - 02» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и  С.В.Чермяниным. Он предназначен для  оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.

Информация о работе Суицид