Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа
В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.
Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.
Задачи:
Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.
Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.
База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.
Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.
1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе
1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки
1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения
1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора
2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение 39
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В 57
Приложение Г 60
Приложение Д
Приложение Е
Анкета “Прогноз-2” (В. Ю. Рыбников).
Она
предназначена для определения
уровня нервно-психической
Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.
Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.
Инструкция обследуемым:
"Вам
предлагается ответить на 86 вопросов,
направленных на выявление
"Ключ"
для обработки данных по
|
Обработка
проводится с помощью "ключей",
которые изготавливаются в
Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.
Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 1 и оценивают по таблице № 2.
Таблица № 1
Стэновая шкала оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"
|
Таблица № 2
Характеристика
уровней нервно-психической
|
3. Личностный опросник "НПН-А"
(нервно-психическая неустойчивость - акцентуации).
Опросник
разработан К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко
и предназначен для выявления
нервно-психической
Личностный опросник применяется на этапе углубленного обследования военнослужащих на предмет выявления НПН в виде акцентуаций.
Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:
- достоверности,
- нервно-психической неустойчивости,
- истерии,
- психастении,
- психопатии,
- паранойи,
- шизофрении.
Инструкция обследуемым:
Вам предлагается ответить на 276 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.
Интерпретация шкал:
Шкала
нервно-психической
Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной деятельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.
Высокие показатели в баллах по шкале НПУ свидетельствуют о наличии у обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).
Шкала истерии.
Для лиц с высокими показателями в баллах характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание «заслуг». Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.
Шкала психастении.
Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.
Шкала психопатии.
Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозивность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.
Шкала паранойи
Склонность
к образованию «выдающихся
Шкала шизофрении.
Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.
Следует
помнить, что изолированной интерпретации
может подвергаться только шкала НПУ все
же остальные шкалы - как единое целое,
а не как совокупность независимых шкал.
Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем
присутствии признаков этой шкалы в общей
характеристике нервно-психической неустойчивости
личности.
2.2
Анализ и интерпретация
полученных результатов
Анализ результатов исследования по Многоуровневому личностному опроснику “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, представлен на рисунке 1 демонстрационного материала.
I
группу НПУ имеют 25,80 %.
Высокая НПУ – характеризуется низкой
вероятностью нарушений психической деятельности,
высоким уровнем поведенческой регуляции,
что означает высокая адекватная самооценка
и реальное восприятие действительности.
Риск суицида отсутствует.
Рисунок 1- Результаты исследования по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина.
II группу НПУ имеют 43 %. Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида незначителен.
III группу НПУ имеют 21,10 %. Удовлетворительная НПУ - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Имеется риск совершения суицидальной попытки.
IV группу НПУ имеют 10,10%. Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
Риск суицида исследуемого лица велик, а в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства значителен риск ее повтора. При появлении цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к врачам и провести клинико-психологическое обследование.
2. Анализ результатов исследования по Анкете "Прогноз-2" (В. Ю. Рыбников) представлен на рисунке 2 демонстрационного материала:
Рисунок 2- Результаты исследования по анкете «Прогноз» В.Ю. Рыбникова.
I группа НПУ- 26,6 % - Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны.