Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.

Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.

Задачи:

Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.

Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.

База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.

Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.

Содержание работы

1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе

1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки

1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения

1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора

2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение 39

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В 57

Приложение Г 60

Приложение Д

Приложение Е

Файлы: 1 файл

научно - исследовательская работа.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

 

       Анкета  “Прогноз-2” (В. Ю. Рыбников). 

       Она предназначена для определения  уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет  выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность  возникновения нервно-психических  срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

       Методика  содержит 86 вопросов, на каждый из которых  обследуемый должен дать ответ "да" или " нет". Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

       Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

       Инструкция  обследуемым:

       "Вам  предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых  особенностей вашей личности. Будьте  откровенны, долго не раздумывайте  над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали (Приложение Г). Не пропускайте высказываний".

       "Ключ" для обработки данных по методике "Прогноз-2"

Наименование  шкал Содержание 

ответов

Порядковые  номера высказываний, соответствующих  шкале
Шкала

искренности

Нет

(-)

1,6,10,12,15,19,21,26,33,38,44,49,52,58,61
Шкала 

нервно-психической  устойчивости

Да 

(+)

2,3,5,7,9,11,13,14,16,18,20,22,23,25,27,28,29,31,32,33,34,36,

37,39,40,42,43,45,47,48,51,53,

54,56,57,59,60,62,63,65,66,67,68,69,70,71,72,

73,74,75,76,77,78,79,80,81,82,83,84,85,86

  Нет 

(-)

4,8,17,24,30,35,41,46,50,55,64

       Обработка проводится с помощью "ключей", которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из "ключей" должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один "ключ" готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

       Обработку начинают со шкалы искренности, которая  используется для оценки достоверности  ответов. “Ключ” накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в "ключе". Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

       Затем подсчитывается количество совпадений с "ключом" по шкале нервно-психической  устойчивости. Количество полученных военнослужащим баллов переводят в "стэны" по таблице № 1 и оценивают по таблице № 2.

       Таблица № 1

       Стэновая  шкала оценки нервно-психической устойчивости по методике "Прогноз-2"

Первичные 

показатели  по шкале НПУ

43 и более 37-42 33-36 29-32 23-28 19-22 15-18 11-14 9-10 8 и менее
Стэны 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

       Таблица № 2

       Характеристика  уровней нервно-психической устойчивости

Стэны Уровень

НПУ

Заключения  и рекомендации
1-3 Низкий Низкий уровень  нервно-психической устойчивости. Высокая  вероятность нервно-психических срывов

Необходима  консультация психоневролога (невропатолога, психиатра)

4-6 Средний Нервно-психически устойчив. Однако существует вероятность  нервно-психических срывов

в напряженных, экстремальных ситуациях

7-10 Высокий Высокий уровень  нервно-психической устойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны

 

       3. Личностный опросник "НПН-А"

(нервно-психическая  неустойчивость - акцентуации).

       Опросник  разработан К. Н. Поляковым, А. Н. Глушко и предназначен для выявления  нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.

       Личностный  опросник применяется на этапе углубленного обследования военнослужащих на предмет выявления НПН в виде акцентуаций.

       Опросник  содержит 276 высказываний и имеет  следующие шкалы:

- достоверности,

- нервно-психической неустойчивости,

- истерии,

- психастении,

- психопатии,

- паранойи,

- шизофрении.

       Инструкция  обследуемым:

       Вам предлагается ответить на 276 вопросов, направленных на выявление некоторых  особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний.

     Интерпретация шкал:

     Шкала нервно-психической устойчивости.

     Низкий  уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной деятельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.

     Высокие показатели в баллах по шкале НПУ  свидетельствуют о наличии у  обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).

     Шкала истерии.

     Для лиц с высокими показателями в  баллах характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность  и театральность поведения, желание  быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание «заслуг». Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.

     Шкала психастении.

     Характерны  высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в  себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.

     Шкала психопатии.

     Повышенные  возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозивность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.

     Шкала паранойи

     Склонность  к образованию «выдающихся идей»  и «борьбе за справедливость»; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокомерие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозрительность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризнания заслуг.

     Шкала шизофрении.

     Склонность  к теоретическим построениям  и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.

     Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться только шкала НПУ все же остальные шкалы - как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности. 

       2.2 Анализ и интерпретация  полученных результатов 

       Анализ  результатов исследования по Многоуровневому личностному опроснику “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, представлен на рисунке 1 демонстрационного материала.

       I группу  НПУ имеют 25,80 %. Высокая НПУхарактеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции, что означает высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида отсутствует. 

       

       Рисунок 1- Результаты исследования по опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина.

       II группу НПУ имеют 43 %. Хорошая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. Риск суицида незначителен.

       III группу НПУ имеют 21,10 %. Удовлетворительная НПУ - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением,  самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Имеется риск совершения суицидальной попытки.

       IV группу НПУ имеют 10,10%. Неудовлетворительная НПУ – характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

       Риск  суицида исследуемого лица велик, а  в случае наличия в анамнезе попытки самоубийства значителен риск ее повтора. При появлении цифр, превышающих критические значения риска суицида, необходимо немедленно обратиться к врачам и провести клинико-психологическое   обследование.

       2. Анализ результатов исследования по Анкете "Прогноз-2" (В. Ю. Рыбников) представлен на рисунке 2 демонстрационного материала:

       

       Рисунок 2- Результаты исследования по анкете «Прогноз» В.Ю. Рыбникова.

       I группа НПУ- 26,6 % - Высокий уровень нервно-психической устойчивости. Нервно-психические срывы маловероятны.

Информация о работе Суицид