Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.

Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.

Задачи:

Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.

Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.

База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.

Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.

Содержание работы

1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе

1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки

1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения

1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора

2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение 39

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В 57

Приложение Г 60

Приложение Д

Приложение Е

Файлы: 1 файл

научно - исследовательская работа.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

       II группа НПУ- 44 % - Нервно-психически устойчив. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях.

       III группа НПУ- 21,9 % - Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропатолога, психиатра).

       IV группа НПУ- 7,9 % - Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропатолога, психиатра).

       3. Анализ результатов исследования по личностному опроснику "НПН-А"

(нервно-психическая  неустойчивость - акцентуации) К.Н. Полякова и А.Н. Глушко представлен на рисунке 3 демонстрационного материала:

       Рисунок 3 - Результаты исследования по опроснику «НПН-А» К.Н. Полякова и А.Н. Глушко.

       I группа НПУ - 27,30 % - характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции, что означает высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

       II группа НПУ - 40,60 % – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.

       III группа НПУ - 18,75 % - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением,  самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

       IV группа НПУ - 13,30 % - характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.

       Из  вышесказанного следует, что риск к суицидальному поведению обнаружен у 31,3% исследуемых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Нестабильная  социальная, политическая и экономическая  обстановка в стране, несовершенство “военного” законодательства, непрерывное  реформирование и целый ряд других неблагоприятных для Вооруженных Сил России факторов с особой остротой поставили вопрос о настоятельной необходимости разработки научно обоснованных рекомендаций по профилактике суицидальных явлений среди военнослужащих. Каждая третья-четвертая гибель военнослужащего на протяжении уже многих лет связана с суицидом.

       Каждое  самоубийство индивидуально и затрагивает  тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, обычно все дело сводится к внешним причинам. Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, обычно все дело сводится к внешним причинам.

       Постоянное и всестороннее изучение личного состава, хорошо поставленная индивидуально-воспитательная работа, морально-психологическая подготовка личного состава, другие меры, направленные на укрепление и сохранение психического здоровья военнослужащих, работа, проводимая каждодневно и постоянно, будет способствовать сохранению жизни и здоровья людей, сохранит число человеческих жизней.

       Самоубийство  совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны  заливают душу и теряется всякий луч  надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение  сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству...

       Душа  целиком делается одержимой одним  состоянием, одним помыслом, одним  ужасом, которым окутывается вся  жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве есть вопрос о том, что человек  попадает в темные точки, из которых не может вырваться. Человек хочет лишить себя жизни, но он хочет лишить себя жизни именно потому, что он не может выйти из себя, что он погружен в себя. Выйти из себя он может только через убийство себя. Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая в самости, есть невыносимая мука.[7,с.67]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глоссарий

п./п.

Понятие Содержание
1 2 3
1 Суицид - (от англ. - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
2 Демонстративное суицидальное поведение - разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — властям и т. п.
3 Истинное  суицидальное поведение - это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. К суицидальному поведению обычно относят завершенные самоубийства, суицидальные попытки и намерения.
4 Аффективное суицидальное поведение -аффективные суицидальные действия обусловлены необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм.

 

5 Наблюдение -описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.
6 Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса
7 Анкетирование методическое  средство для получения первичной  социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные
8 Психологическое тестирование исследование  определённых психологических качеств  и свойств личности путем использования  психологических тестов
9 Пассивные суицидальные мысли - характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться" и т. п. Они отражают внутреннюю готовность к суициду.
10 Суицидальные  замыслы - это активная форма проявления суицидальности: разработка плана самоубийства (продумывает способ, выбирается время и место действия).
11 Суицидальные  намерения - принятие решения о самоубийстве и непосредственное побуждение к суицидальным действиям
12 Суицидальные  действия - как итог представлений о невозможности существования в данной ситуации.
13 Пресуицид - период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации
14 Недифференцированные  мысли - размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: "Жить не стоит", "Устал от такой жизни" и т.п., где нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание смысла жизни.
15 Истерия - устаревшее  понятие, обозначавшее психосоматическое  расстройство, входящее в класс неврозов. Истерия характерна демонстративными эмоциональными реакциями (слёзы, смех, крики), судорогами, параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания и другим.
16 Шизофрения -полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении.
17 Паранойя -психическое расстройство; в настоящее время большинством отечественных психиатрических школ рассматривается в синдромологическом аспекте как паранойяльное симптомообразование в виде формирования систематизированного интерпретативного бреда в рамках различных психических нозологий.
18 Психастения -психическое расстройство, на данный момент классифицируемое как невроз.
19 Психопатия -вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией.
20 Девиа́нтное поведе́ние -совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованных источников 

       1. Адлер А. Суицид. //Психология и  общество. 2004.

       2. Алан Берман. Суицид - общие теории  и предотвращение. М: Энциклопедия, 2004.

       3. Амбрумова А.Г Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. М., 2003.

       4. Амбрумова А.Г. Личность. Психология  одиночества и суицид // Актуальные  вопросы суицидологии. - М., 2003.

       5. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В.  О состоянии суицидологической службы в России М., 2005.

       6. Бачериков Н.Е., Згонников П.Т.  Клинические аспекты суицидологии // Клиническая психиатрия. - К.: Здоровья, 2004.

       7. Бердяев Н.А. О самоубийстве // Психологический журнал. - 2003. -Т. 13.-№2.

       8. Бернацкий В.А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. – СПб.,2003.

       9. Бек А. Методы работы с суицидальным  пациентом // Журнал практической  психологии и психоанализа, 2003.

       10. Боенко А.В. Суицидальное поведение  военнослужащих и его предупреждение. – М., 2003.

       11. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как  предотвратить самоубийство. -М.: Изд-во  «Гало»,2004.

       12. Василюк Ф.Е. Психология переживания  (анализ преодоления критических  ситуаций).- М.: МГУ, 2004.

       13. Воспитательная работа в Вооруженных  Силах Российской Федерации. М.: ВУ,2005.

       14. Гейер М. Междисциплинарные аспекты  психотерапии // Базисное руководство  по психотерапии / Под ред. А.  Хайгл-Эверс и др. СПб., 2004.

       15. Горская М.В. Диагностика суицидального  поведения подростков // Вестник  психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. 2004.

       16. Гройсман А.Л. Медицинская психология. М., 2005.

       17. Гроллман Э. (Grollman Earl А.) Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М: «Когито-Центр», 2005.

        18. Диагностика суицидального поведения:  Методические рекомендации. – М.,2004.

       19. Дюркгейм Э. (Durkheim E.) Самоубийство (Социологический  этюд). - М.: Мысль, 2003.

       20. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - Т. 97. -№6.

       21. Зиновьев СВ. Суицид. Попытка системного  анализа. - СПб., 2005.

       22. Ивашов В.В. Как сформулировать "смертный" диагноз // Журнал  практического психолога, 2005.

       23. Исаев Д.С, Шерстнев КВ. Психология  суицидального поведения: Метод,  рекомендации. - Самара, 2005.

       24. Кернер Ф. Стресс и ваше сердце. М., 2004.

       25. Ковалев В.В. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. -М.,2004.

       26.  Конончук Н.В. Личные и семейные  мотивы суицидов: Труды Ленинградского  психоневрологического института  им. В.М. Бехтерева. - 2004. -Т. 86.

        27. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Соц.-психологические и психиатрические аспекты.- Минск,2004.

       28. Колос И.В. К вопросу о причинах  и  условиях  совершения  суицидальных  действий сотрудниками органов  внутренних  дел.  В  сб.:  Вопросы  укрепления социалистической  законности  в  деятельности  органов  внутренних  дел.- М., 2003.

       29. Косарев В.Н.  " Психология отклоняющегося  поведения военнослужащих. Суициды и их предупреждение, 2005.

       30. Кочюнас Р. Основы психологического  консультирования. М.,2004.

       31. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература,2005.

       32. Кюблер-Росс Э. О смерти и  умирании. К., 2005.

        33. Леонгард К. Акцентуированные  личности. – Киев, Виша школа, 2004.

       34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации  характера у подростков. – Л.: Медицина, 1977.

       35. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о  самоубийстве // Журнал практической  психологии и психоанализа, 2003.

       36. Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие  решений // Журнал практической  психологии и психоанализа, 2003.

       37. Нечипоренко В.В. Нервно-психическая  неустойчивость, как фактор суицидального  риска: Дис.канд. мед. наук. – Л., 2004.

Информация о работе Суицид