Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа
В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.
Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.
Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.
Задачи:
Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.
Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.
База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.
Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.
1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе
1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки
1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения
1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора
2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
Заключение 39
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В 57
Приложение Г 60
Приложение Д
Приложение Е
II группа НПУ- 44 % - Нервно-психически устойчив. Однако существует вероятность нервно-психических срывов в напряженных, экстремальных ситуациях.
III группа НПУ- 21,9 % - Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропатолога, психиатра).
IV группа НПУ- 7,9 % - Низкий уровень нервно-психической устойчивости. Высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходима консультация психоневролога (невропатолога, психиатра).
3. Анализ результатов исследования по личностному опроснику "НПН-А"
(нервно-психическая неустойчивость - акцентуации) К.Н. Полякова и А.Н. Глушко представлен на рисунке 3 демонстрационного материала:
Рисунок 3 - Результаты исследования по опроснику «НПН-А» К.Н. Полякова и А.Н. Глушко.
I группа НПУ - 27,30 % - характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции, что означает высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.
II группа НПУ - 40,60 % – характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках, что означает высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.
III группа НПУ - 18,75 % - характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
IV группа НПУ - 13,30 % - характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках, что означает низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности.
Из
вышесказанного следует, что риск к суицидальному
поведению обнаружен у 31,3% исследуемых.
Заключение
Нестабильная социальная, политическая и экономическая обстановка в стране, несовершенство “военного” законодательства, непрерывное реформирование и целый ряд других неблагоприятных для Вооруженных Сил России факторов с особой остротой поставили вопрос о настоятельной необходимости разработки научно обоснованных рекомендаций по профилактике суицидальных явлений среди военнослужащих. Каждая третья-четвертая гибель военнослужащего на протяжении уже многих лет связана с суицидом.
Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, обычно все дело сводится к внешним причинам. Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, обычно все дело сводится к внешним причинам.
Постоянное и всестороннее изучение личного состава, хорошо поставленная индивидуально-воспитательная работа, морально-психологическая подготовка личного состава, другие меры, направленные на укрепление и сохранение психического здоровья военнослужащих, работа, проводимая каждодневно и постоянно, будет способствовать сохранению жизни и здоровья людей, сохранит число человеческих жизней.
Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства есть прежде всего психология безнадежности. Безнадежность же есть страшное сужение сознания, угасание для него всего богатства Божьего мира, когда солнце не светит и звезд не видно, и замыкание жизни в одной темной точке, невозможность выйти из нее, выйти из себя в Божий мир. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря же надежды склоняет к самоубийству...
Душа
целиком делается одержимой одним
состоянием, одним помыслом, одним
ужасом, которым окутывается вся
жизнь, весь мир. Вопрос о самоубийстве
есть вопрос о том, что человек
попадает в темные точки, из которых
не может вырваться. Человек хочет лишить
себя жизни, но он хочет лишить себя жизни
именно потому, что он не может выйти из
себя, что он погружен в себя. Выйти из
себя он может только через убийство себя.
Жизнь же, закупоренная в себе, замкнутая
в самости, есть невыносимая мука.[7,с.67]
Глоссарий
№
п./п. |
Понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Суицид | - (от англ. - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт ухода из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл. |
2 | Демонстративное суицидальное поведение | - разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей, или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома — родным, в компании сверстников — кому-либо из ее членов, при аресте — властям и т. п. |
3 | Истинное суицидальное поведение | - это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. К суицидальному поведению обычно относят завершенные самоубийства, суицидальные попытки и намерения. |
4 | Аффективное суицидальное поведение | -аффективные суицидальные
действия обусловлены необычайно сильным
аффектом, возникшим в результате внезапного
острого психотравмирующего события или
под влиянием аккумуляции хронических
психотравм.
|
5 | Наблюдение | -описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях. |
6 | Беседа | - метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса |
7 | Анкетирование | методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации – средство опроса. Представляет собой набор вопросов, каждый из коих логически связан с центральной задачей исследования, и возможные варианты ответов, из коих респондент должен выбрать самые подходящие, или же по их образцу предложить собственные |
8 | Психологическое тестирование | исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов |
9 | Пассивные суицидальные мысли | - характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться" и т. п. Они отражают внутреннюю готовность к суициду. |
10 | Суицидальные замыслы | - это активная форма проявления суицидальности: разработка плана самоубийства (продумывает способ, выбирается время и место действия). |
11 | Суицидальные намерения | - принятие решения о самоубийстве и непосредственное побуждение к суицидальным действиям |
12 | Суицидальные действия | - как итог представлений о невозможности существования в данной ситуации. |
13 | Пресуицид | - период времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации |
14 | Недифференцированные мысли | - размышления об отсутствии ценности жизни, которые выражаются в формулировках типа: "Жить не стоит", "Устал от такой жизни" и т.п., где нет четких представлений о собственной смерти, а имеется отрицание смысла жизни. |
15 | Истерия | - устаревшее
понятие, обозначавшее |
16 | Шизофрения | -полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении. |
17 | Паранойя | -психическое расстройство; в настоящее время большинством отечественных психиатрических школ рассматривается в синдромологическом аспекте как паранойяльное симптомообразование в виде формирования систематизированного интерпретативного бреда в рамках различных психических нозологий. |
18 | Психастения | -психическое расстройство, на данный момент классифицируемое как невроз. |
19 | Психопатия | -вид психического расстройства в клинической психологии и психиатрии. Тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. |
20 | Девиа́нтное поведе́ние | -совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. |
Список
использованных источников
1. Адлер А. Суицид. //Психология и общество. 2004.
2. Алан Берман. Суицид - общие теории и предотвращение. М: Энциклопедия, 2004.
3.
Амбрумова А.Г Индивидуально-
4. Амбрумова А.Г. Личность. Психология одиночества и суицид // Актуальные вопросы суицидологии. - М., 2003.
5. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В. О состоянии суицидологической службы в России М., 2005.
6.
Бачериков Н.Е., Згонников П.Т.
Клинические аспекты
7. Бердяев Н.А. О самоубийстве // Психологический журнал. - 2003. -Т. 13.-№2.
8. Бернацкий В.А. Самоубийство среди воспитанников военно-учебных заведений. – СПб.,2003.
9.
Бек А. Методы работы с
10.
Боенко А.В. Суицидальное
11. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Как предотвратить самоубийство. -М.: Изд-во «Гало»,2004.
12.
Василюк Ф.Е. Психология
13.
Воспитательная работа в
14.
Гейер М. Междисциплинарные
15.
Горская М.В. Диагностика
16.
Гройсман А.Л. Медицинская
17. Гроллман Э. (Grollman Earl А.) Суицид: превенция, интервенция, поственция // Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. - М: «Когито-Центр», 2005.
18. Диагностика суицидального
19. Дюркгейм Э. (Durkheim E.) Самоубийство (Социологический этюд). - М.: Мысль, 2003.
20. Жариков Н.М., Иванова А.Е., Анискин Д.Б., Чуркин А.А. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2004. - Т. 97. -№6.
21. Зиновьев СВ. Суицид. Попытка системного анализа. - СПб., 2005.
22. Ивашов В.В. Как сформулировать "смертный" диагноз // Журнал практического психолога, 2005.
23.
Исаев Д.С, Шерстнев КВ. Психология
суицидального поведения:
24.
Кернер Ф. Стресс и ваше
25. Ковалев В.В. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. -М.,2004.
26.
Конончук Н.В. Личные и
27. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Соц.-психологические и психиатрические аспекты.- Минск,2004.
28.
Колос И.В. К вопросу о
29. Косарев В.Н. " Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. Суициды и их предупреждение, 2005.
30.
Кочюнас Р. Основы
31. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М.: Юридическая литература,2005.
32. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. К., 2005.
33. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, Виша школа, 2004.
34.
Личко А.Е. Психопатии и
35. Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003.
36. Молтсбергер Дж. Опасность самоубийства: клиническая оценка и принятие решений // Журнал практической психологии и психоанализа, 2003.
37.
Нечипоренко В.В. Нервно-