Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 16:35, дипломная работа

Описание работы

В последние десятилетия проблема суицидального поведения приобретает все большую актуальность. Уровень самоубийств среди населения России и других экономически развитых стран мира неуклонно растет. Суицид как причина смертности занимает одно из первых мест наряду с тяжелой соматической патологией и травматизмом. В возрастной группе 10-18 лет за последние десять лет удвоилось количество самоубийств. Ежегодно уходят из жизни около 60 тыс. россиян.Объект исследования - диагностика риска суицидального поведения.

Предмет исследования- диагностика риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Цель исследования - изучить процедуру диагностики риска суицидального поведения при проведении профотбора.

Гипотеза исследования: выявление социально-психологических предвестников суицидального поведения во время проведения профотбора возможно с помощью психодиагностических методик.

Задачи:

Проанализировать проблему исследования в научно-психологической литературе.

Охарактеризовать диагностические методы риска суицидального поведения.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, анкетирование, беседа.

База исследования: Дальневосточное высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске.

Выборка: 128 человек от 18 до 26 лет.

Содержание работы

1 Проблема диагностики риска суицидального поведения личности в научно-психологической литературе

1.1 Суицидальное поведение: понятие, структура, признаки

1.2 Диагностические методы выявления риска суицидального поведения

1.3 Роль диагностики риска суицидального поведения в процессе профотбора

2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Заключение 39

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Приложение В 57

Приложение Г 60

Приложение Д

Приложение Е

Файлы: 1 файл

научно - исследовательская работа.doc

— 595.00 Кб (Скачать файл)

       В основу методики положено представление  об адаптации, как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к грубым нарушениям воинской дисциплины, правопорядка, суицидальным поступкам, срыву профессиональной деятельности и развитию болезней.

       Опросник  содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:

       «достоверность» (Д);

       «нервно-психическая  устойчивость» (НПУ);

       «коммуникативный потенциал» (КП);

       «моральная  нормативность» (МН);

       «адаптивные способности» (АС).

       Анкета  «Прогноз – 2 – 02».

       Разработана В.Ю.Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

       Методика  содержит 86 вопросов, на каждый из которых  обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

       Для проведения обследования необходимо иметь  текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут (Приложение В).

       Личностный  опросник «НПН-А-02».

       (нервно-психическая  неустойчивость - акцентуации)

       Опросник  разработан К.Н.Поляковым, А.Н.Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.

       Опросник  содержит 276 высказываний и имеет  следующие шкалы:

       достоверности,

       нервно-психической  неустойчивости,

       истерии,

       психастении,

       психопатии,

       паранойи,

       шизофрении (Приложение Д).

       Методика определения карты риска СР 31 и 10.

       Предлагаемая  методика (разработанная авторами Ленинградского научно-исследовательского   психоневрологического   института им. В. М. Бехтерева) призвана способствовать психологам, социологам в установлении степени риска совершения суицида военнослужащими, оказавшимися в тяжёлых жизненных ситуациях. Вместе с тем ее могут использовать командиры, заместители по воспитательной работе, офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений для проверки своих выводов о военнослужащих, поведение которых может быть охарактеризовано как суицидальное.

       Основу  методики составляет специальная карта, в которую включен 31 фактор риска  суицида. Наличие и степень выраженности каждого из этих факторов необходимо установить у обследуемого военнослужащего. Сбор необходимой информации осуществляется традиционными методами, которые широко используются психологами: наблюдение, индивидуальные беседы, изучение и анализ документов (Приложение Е). 

       
    1. Роль  диагностики риска  суицидального поведения в процессе профотбора

       Актуальность  данной проблемы для внутренних войск и армии в целом обусловлена тем, что в условиях круглосуточного совместного проживания воинов самоубийства, деморализующе влияют на личный состав, отрицательно сказываются на морально-психологическом климате в воинских коллективах и служебно-боевой деятельности.

       Нестабильная  социальная, политическая и экономическая  обстановка в стране, несовершенство “военного” законодательства, непрерывное реформирование и целый ряд других неблагоприятных для Вооруженных Сил России факторов с особой остротой поставили вопрос о настоятельной необходимости разработки научно обоснованных рекомендаций по профилактике суицидальных явлений среди военнослужащих. Каждая третья-четвертая гибель военнослужащего на протяжении уже многих лет связана с суицидом.

   Исследования  проблемы суицида, проведенные в  Вооруженных Силах после снятия ограничений с этой темы, показали, что профилактика суицидальных явлений носит комплексный характер и может быть решена только путем объединения усилий врачей, психологов, командиров всех степеней и офицеров воспитательных структур[10,с.54]. Причем в общей системе профилактики суицида основную роль призваны сыграть именно командиры подразделений, как люди общающиеся  со своими подчиненными каждый день и, следовательно, имеющие наибольшие и неиспользованные до сих пор возможности для педагогического взаимодействия с ними. Роль медицинских работников, психологов и офицеров воспитательных структур здесь в том, чтобы произвести “входной контроль” индивидуальных особенностей юношей и оказывать необходимую помощь командиру в его непростом труде по руководству воинским коллективом. Только реализовав педагогический потенциал всего офицерского корпуса, и в первую очередь низового звена, можно решить задачу действенной профилактики суицида в Вооруженных Силах.

       Суицид, безусловно, можно предотвратить, в первую очередь, сосредоточившись на устранении причин их порождающих. Но далеко не всегда удается решить проблему кардинально в короткие сроки. Поэтому для своевременного предупреждения суицидальных происшествий в подразделении чрезвычайно важно уметь распознавать признаки, указывающие на возможность попыток со стороны отдельных военнослужащих совершить подобные действия. В этой связи значительное место необходимо отводить работе по изучению индивидуальных особенностей военнослужащих. Особое внимание следует обращать на внутренний мир, душевное состояние, характер отношений с сослуживцами, родителями, любимой девушкой и т.д.

       Исходным  материалом изучения личного состава  являются данные первичного медицинского обследования на учебных пунктах, которые  в обязательном порядке передаются командирам подразделений.[53,с.123]

       Уже непосредственно в подразделении, в ходе дальнейшего изучения военнослужащих, особое внимание должно быть уделено лицам, перенесшим нервно-психические заболевания или имевшим черепно-мозговые травмы, находящимся на учете в психоневрологическом диспансере, воинам, склонным к употреблению алкоголя или наркотиков, а также тем, кто воспитывался в неблагополучных семьях.

       В беседах с молодыми воинами важно  заметить и оценить в их поведении  те признаки, которые можно охарактеризовать как факторы предрасположенности  к суициду: дефекты речи и моторики, слабое физическое развитие, чрезмерно болезненное реагирование на грубость и бестактность, неспособность защитить себя и т.д.

       Однако  задача профилактики суицидальных явлений  в подразделении не может быть сведена только к выявлению военнослужащих, находящихся на грани суицида. Профилактика суицидального поведения возможна на разных этапах: от фазы возникновения конфликта до его кульминации и пресуицида.[10,с.15]

       Следует очень внимательно отнестись  к жалобам и заявлениям военнослужащих, своевременно реагировать на них, больше внимания обращать на психологические особенности подчиненных, глубоко разбираться в мотивах, которыми они руководствуются в своем поведении, не допускать унижения их достоинства и чести.[13,с.54] 
 
 
 
 
 
 

       2 Исследование проявления риска суицидального поведения при проведении профотбора 

       2.1 Организация и  методы исследования 

       Экспериментальное исследование проходило на базе Дальневосточного Высшего Военного Командного Училища  имени Маршала Советского Союза  К.К. Рокоссовского в г. Благовещенске. Исследование проходило в несколько этапов.

       На  первом подготовительном этапе были определены цели, задачи исследования, сформулированы гипотезы исследования, подобран психодиагностический инструментарий.

       На  втором этапе было проведено психодиагностическое обследование 128 испытуемых с помощью 4 методик.

       На  третьем этапе полученные результаты были обработаны, проанализированы.

       На  заключительном этапе были сформулированы выводы по результатам исследования и разработаны методические рекомендации для командиров воинских подразделений для работы с личным составом, с целью предупреждения проявления суицидального поведения.

     Для сбора эмпирических данных использовались следующие методики:

     1. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина.

     Данная  методика предназначена для диагностики  адаптивности испытуемого по следующим  параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

     Инструкция  обследуемым:

       Вам предлагается ответить на 165 вопросов, направленных на выявление некоторых  особенностей вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "- " (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали (Приложение Б). Не пропускайте высказываний.

       Обработка результатов теста.

       Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.

       Интерпретация результатов теста.

       Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность".

Наименование шкалы Уровень развития качеств
  Ниже среднего (1-3 стена) Выше среднего (7-10 стенов)
НПУ Низкий уровень  поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим  срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. Высокий уровень  нервно-психической устойчивости и  поведенческой регуляции, высокая  адекватная самооценка и реальное восприятие действительности.
КС Низкий уровень  развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. Высокий уровень  развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с  сослуживцами, окружающими, не конфликтен.
МН Не может  адекватно оценить свое место  и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. Реально оценивает  свою роль в коллективе, ориентируется  на соблюдение общепринятых норм поведения.

       Итоговую  оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем  простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

       ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность"; с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.

       Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность".

Уровень адаптивных способностей (стены) Интерпретация
5-10 Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
3-4 Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
1-2 Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

Информация о работе Суицид