Суицидальная активность у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

контр.раб.реферат.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)

 

Вагин Ю.В. и другие исследователи (Лазарашвили И.С., Ковалёв В.В.) заметили, что возможна трансформация от истинных попыток к демонстративно-шантажным, и не исключают повторных истинных попыток. Лазарашвили замечал, что здесь существует сложность определения, истины ли или лишь демонстративны действия суицидента, т.к. при разных обстоятельствах и в разное время индивид может как истинно, так и демонстративно пытаться покончить с собой.

 

Вагин подчеркивает важности детской инструментальной мотивации, т.к. дети до 14 лет не воспринимают смерть в реальном свете. Для детей смерть не имеет своего полного значения, а лишь принимает форму избавления от сложных проблем. Они считают, что после смерти вновь возродиться  и уже не будет тех проблем, которые толкнули ребенка на лишение  себя жизни.

 

o Аутопунитические мотивы показывают желание наказать себя, не допуская продолжения собственного существования.

 

 

Подростки, под влиянием отрофированности чувств, максимализма и «чёрно-белого» подхода к жизни, способны подвергать себя опасности под воздействием менее серьезных ситуаций.

 

Депрессия в данной мотивационно-когнитивной  среде (и вообще по своей природе) является извращением конфликтной  ситуации. Причем, в данной ситуации самообвинение и саморазложение вытекают из болезненного состояния  личности. В депрессии человек  сам не способен критически оценить  свое состояние. Вагин Ю. считает, что  суицидальные мысли присутствуют у  любого пациента, находящегося в депрессии. Чем сильнее скрывая от окружающих свои мысли, тем закономерно повышается риск реализации самоубийства.

 

Когда аутопунитическая мотивация соеденяется с альтруистической, срывается важный противосуицидальный защитный механизм - «необходимость жить ради других» [29, с148]. В итоге личность считает, что всем близким будет лучше, если ее не станет. Вагин подчеркивает, что данное сочетание является опасным в плане суицидальной активности.

 

o Гетеропунитическая мотивация показывает желание отомстить, причинить боль, быть палачом кому-то, быть проблемой для окружающих, вызвать муки совести.

 

В подростковой среде данная мотивация типична и носит  защитный и комᴨȇнсаторный непатологический характер, не выходя за границы мыслительной активности. Свойственно данное поведение младшему и средне подростковому возрасту. Однако для старшего подросткового возраста данное поведение может ᴨȇрейти на уровень поведенческой активности, чаще всего являясь с присутствием инструментальной мотивацией.

 

o Поставительная мотивация выражает мысли о смерти индивида как о дороге к новой жизни, уйти к тому, кого нет в живых, надежда на хороший исход после смерти для себя.

 

В данном мотивационно-когнитивном  комплексе религия играет противосуицидальную роль, т.к. в истории религии была введена догма, что самоубийц на том свете ждут вечные муки. В связи с этим наличие стойких религиозных убеждений (христианской или исламской) является наиболее эффективным «блокадным» свойством суицидальной активности.

 

Как мы уже написали, что  противосуицидальная мотивировка имеет тот же уровень силы что и суицидальные мотивы, следовательно по подробнее изучим противосуицидальные мотивы.

 

Вагин Ю.В. выделил девять таких мотивов [29 , с 152]: витальную  мотивацию; религиозную мотивацию; этические мотивы; моральные мотивы; эстетические мотивы; нарциссическую мотивацию; когнитивную надежду; временную  инфляцию; финальную неопределенность. Рассмотрим их вкратце.

 

Витальные (или провитальные) мотивы отображают естественный страх ᴨȇред смертью. Основную роль в этом играет инстинкт самосохранения.

 

Религиозные мотивы отображают страх обречь свою душу на вечные страдания. Данная мотивировка образована религиозными взглядами о грехе самоубийства.

 

Этические мотивы отображают нежелание делать больно близким  и окружающим людям, жить ради тех, кто  рядом. В подростковой среде данный вид противосуицидальной мотивации неэффективен и даже опасен, т.к. ценность собственной личности выше.

 

Моральные мотивы отображают слабость и трусость самоубийства. Убежденность, что человек идя  на такой поступок абсолютно безволен. Нежелание осуждения. Желание сохранить  чистую душу и светлую историю. Однако самоубийство вряд ли можно назвать  трусостью и слабостью, оно наоборот требует усилий над витальными мотивами. Но, то, что подростки, уходя из жизни, обесценивают смысл бытия родителей  и прародителей, это следует помнить  и воспринимать как норму. В случаях  подросткового поведения следует  соблюдать осторожность при беседе с подростком, т.к. в данном возрасте является характерное отрицательное  восприятие норм и стандартов.

 

Эстетические мотивы являются отображением не красивого поступка самоубийства, страх ᴨȇред последствиями обезображивания своего тела. Человека останавливает тот или иной способ самоубийство из-за его эстетической причины.

 

Нарциссические мотивы отображает нежелание бросать дела на полпути, надежда на светлое будущее. Основывается мотивировка на любви и жалости  к себе. Для избавления суицидальной активности Вагин предлагает способ «психотераᴨȇвтической метафоры» [29, с159].

 

Мотивы когнитивной надежды  отображают желание суицидента найти другой способ решения проблемы. Надежда на другое решение проблемы. И если сам суицидент не знает решения, он уверен, что кто-нибудь другой сталкивался, либо знает выход из сложившейся ситуации.

 

Мотивы временной инфляции отображают надежду на время. Уверенность  что время излечивает самые тяжелые  раны. Пережить сложный ᴨȇриод жизни, если проблема не решается.

 

Мотивы финальной неопределённости отображает неуверенность в фатальности  попытки, незнание надежных способов самоубийства. Страх быть калекой всю жизнь  могут остановить желание умереть.

 

Как уже было сказано выше, преобладание суицидальных мотивов  порождают суицидальные тенденции, в это время появляется суицидальная готовность.

 

3. Суицидальная готовность, так или иначе, будет обнаружена  окружающими. Проявляться она  будет внезапным изменением поведения,  которое направленно на «прощание»  со всем тем, что связывало  его в жизни. Неожиданные подарки,  «прощальные» речи. Человек, находясь  в той же конфликтной ситуации  внезапно успокаивается.

 

Другая форма суицидальной готовности проявляется как суицидальная угроза (словесное обозначение суицидальных мыслей, тенденций и готовности) [29, с163]. Интересный факт, что в пресуицидальный ᴨȇриод суициденты имели мотивировку сообщить о своих мыслях окружающим, но на них, по тем или иным причинам, окружающие не обратили должного внимания.

 

Суицидальное поведение, как считает Вагин Ю.Р., начинается с суицидальных попыток и завершенного самоубийства.

 

4. Суицидальные попытки  могут быть как истинными, так  и демонстративными. Истинные попытки  являются собственно покушением  на свою жизнь. Демонстративные  попытки (суицид-игра) не несут  фатальной направленности, а лишь  имитацией суицидального поведения  для достижения определенного  результата в жизни.

 

При неудачи или незавершенного самоубийства на смену суицидального ᴨериода приходит постсуицидальный ᴨериод. На этой стадии суицидальный ᴨȇриод теряет свою актуальность.

 

Далее изучению подвергнется детско-родительские отношения как  среда, которая взаимосвязана с  суицидальной активностью.

Рассматривая факторы  суицидальной активности, А. Г. Амбрумова делит их на интроперсональные и экстраперсональные [2].

К интроперсональных факторов можно выделить:

  • особенности характера;
  • сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
  • неполноценность коммуникативных систем;
  • неадекватная самооценка;

отсутствие или утрата ценностей т. д.

Среди экстраперсональным факторам относятся:

  • психозы и пограничные психические расстройства;
  • суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия;
  • подростковый возраст;
  • утрата престижа;
  • экстремальные условия жизнедеятельности
  • конфликтная психотравмирующая ситуация;
  • алкоголизм, наркомания.

К факторам, препятствующим формированию суицидальной активности, относятся следующие:

  • высокая эмоциональная привязанность;
  • родственные обязанности.
  • чувство долга и чести;
  • значимость от общественного мнения;
  • наличие планов, определяющих цель в жизни;
  • религиозность;
  • внимание к собственному здоровью

Ю.Р. Вагин описывает суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из нескольких стадий, прохождение  которых подчинено внутренней логике развития состояния:

  • разворачиванию суицидального сценария предшествуют общие недифференцированные переживания (в основе этих переживаний лежит снижение субъективной ценности жизни как таковой);
  • стадия пассивных суицидальных мыслей характеризуется наличием рассуждений, представлений и фантазий на тему собственной смерти (в процессе вербализации данных представлений отсутствует ориентация на конкретные содержательные аспекты их реализации);
  • стадия суицидального замысла характеризуется увеличением суицидальной активности: ранее достаточно обобщенные и расплывчатые мысли обретают конкретное содержание (замысел уже существует в сознании, но в реальной жизни индивид еще не предпринимает каких-либо подготовительных действий для его осуществления);
  • стадия суицидального намерения характеризуется созданием конкретного плана совершения самоубийства (в данном случае человек уже старается разработать для себя четкое представление о том, каким образом произойдет суицидальный акт) [7].

Для изучения суицидальной активности также имеют значение типы личности повышенного суицидального  риска. К ним относятся: эмоциональный, депрессивный, агрессивный и истерический типы.

Эмоциональный тип характеризуется  эмоциональной подвижностью и сменами  настроения. Он слабо защищен от воздействий раздражителей негативного  плана. Неудачи, конфликты, утрата близкого человека могут послужить для него причиной, побуждающей к самоубийству.

Депрессивный тип отличается выраженным чувством собственной неполноценности. Часто находится в подавленном  настроении, недоверчив к окружающим, подозрителен, пассивен. Грубое обращение с таким человеком, укор, упрек на глазах у окружающих в пресуицидальный период могут спровоцировать самоубийство.

Агрессивный тип характеризуется  низкой самооценкой, неумением строить  межличностные отношения. При особых обстоятельствах, когда цели кажутся  недостижимыми, агрессивность направляет на самого себя.

Истерическому типу свойственно  привлекать к себе внимание, быть в  центре всех событий. Не терпит неприязни  со стороны окружающих. Если ее обнаруживает, способен на шантажные суицидальные попытки [2]. И.А. Погодин выделяет следующие «психологические особенности людей с суицидальной активностью: преобладание формально-логического типа мышления, чувствительность аффективной сферы и недостаточность активного воображения. Субъективная однозначность интерпретации внешних объектов, характерная для суицидентов, объясняется преобладанием формально-логического типа мышления и выраженным влиянием на интеллект аффективной сферы. В то же время недостаточно развитое воображение делает фрустрацию неожиданной, затрудняет возможность прогнозировать последствия своих действий, снижает эффективность психологических защитных механизмов и делает суицидальную попытку более вероятной» [3]

Кроме того, обнаружено, что  склонностью к суицидальной активности обладают люди с акцентуированными  и психопатическими чертами характера. В одном случае речь идет о практически  здоровых людях, отличающихся гипертрофированной заостренностью каких-либо характерологических  черт, а в другом – о тех, у  кого пограничные расстройства могут  в привычных для них условиях жизни быть стертыми, компенсированы адаптивными эталонами поведения. В трудных условиях, на фоне возрастных кризисов, компенсаторные механизмы  нарушаются, что приводит к дезадаптации и суицидальной активности.

Знание характера конфликтной  ситуации, которая создала предпосылки  для возникновения психологического кризиса, а также личностных характеристик  человека, дают психологу некоторые  основания для определения суицидального  потенциала личности.

Информация о работе Суицидальная активность у подростков