Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа
Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит изменение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей [3].
Под воздействием ценностных ориентаций складывается отношение подростков к социальному окружению, к самим себе. Ценностные ориентации выступают в подростковом возрасте как один из важнейших факторов развития новых структур личности. В 13-15 лет школьники начинают ставить на первое место материальные ценности и ценность познания, а в 16 лет – творчество и нравственные ценности. Ценности образуют и систему отсчета для оценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности. Нарушения в мотивационно-ценностной сфере у подростков могут приводить к суицидальной активности [7].
По мнению ряда авторов, суицидальная активность в подростковом возрасте связана с аффективными реакциями. А.Г. Амбрумова считает, что основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности подростков [2]. А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:
Суицидальная активность чаще возникает у подростков в ответ на игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.
Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:
тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
затяжные нарушения
сна: подростка преследуют
депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
выраженное чувство
несостоятельности, вины, стыда за
себя, отчетливая неуверенность
в себе. Этот синдром может
маскироваться нарочитой
тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. Подростки с суицидальной активностью часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Еще одним значительным событием, которое может предшествовать суицидам молодежи, является переживание утраты взаимоотношений из-за несчастной любви, переезда в другое место или семейных потерь. Обращается также внимание на школьные проблемы, на роль дезадаптации в учебе, на утрату контактов с товарищами.
Суицидальный характер у подростков часто носят демонстративный характер, могут приобретать черты «суицидального шантажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает затруднена.
Исследования выявили определенные особенности подростков с суицидальной активностью. Среди подростков, совершавших суицидные попытки, преобладали истероиды (36%) и эмоционально-лабильные субъекты (33%), еще у 13% отмечены астенические черты.
При этом, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого, гипертимно-истероидного типов, в 32% – эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного типов и лишь в 18 % – были представители всех других типов, причем шизоидных, циклоидных и сенситивных подростков не было вовсе. При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%), на втором месте были другие варианты истероидного типа (23%), по 18% пришлось на сенситивный и конформно-неустойчивый типы и лишь 4% на эпилептоидный. Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов [7].
По результатам исследования
подростков с суицидальной активностью
А.Н. Маховиковым выделены семь основных
мотивационно-когнитивных
Альтруистические мотивы отражают желание умереть, чтобы избавить окружающих от проблем, связанных с собственным существованием, никому не мешать. Альтруистическая мотивация часто выявляется у подростков, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей. В этих случаях альтруистическая мотивация сочетается с мотивацией самонаказания. Достаточно часто подобная мотивация занимает одно из ведущих мест в структуре суицидального мотивационного комплекса у подростков-наркоманов. Альтруистическая мотивация нередко встречается у девочек-подростков при межличностных любовных конфликтах. Альтруистическая мотивация суицидального поведения встречается у подростков, страдающих тяжёлыми соматическими или психическими заболеваниями, особенно при невозможности самостоятельно содержать и обслуживать себя.
Аномические мотивы отражают потерю смысла и интереса к жизни, утрату внутренней силы для жизни. Та жизнь, которая мысленно рисуется подростку, не устраивает его по тем или иным причинам. Она не соответствует его ожиданиям, и он не видит смысла в своём дальнейшем существовании. Аномическая мотивация суицидального поведения довольно часто наблюдается в старшем подростковом возрасте и тесно связана с кризисом аутентичности.
Анестетические мотивы отражают представление о том, что только смерть может избавить подростка от внутренних психологических страданий. В этом случае причиной суицидальной активности могут стать различные межличностные конфликты со сверстниками.
Инструментальные мотивы отражают неспособность изменить неблагоприятную для подростка ситуацию другим образом, они связаны с желанием доказать что-то своей смертью. Подростки с инструментальной мотивацией используют суицидальную модель поведения как шантажно-манипулятивную технику. Суицидальное поведение остаётся на уровне мыслей, фантазий, высказываний, демонстративных попыток.
Аутопунитические мотивы отражают желание наказать себя, представления о недопустимости своего существования. У мальчиков достаточно распространённой причиной аутопунитического суицидального поведения является неспособность чего-либо добиться с последующими обвинениями себя в слабости, безволии. При этом суицидальное поведение рассматривается ими как компенсация слабости, как единственный сильный поступок, на который они могут быть способны. У девочек аутопунитические суицидальные мысли часто возникают как следствие чувства собственной неполноценности, ненужности, когда им начинает казаться, что их существование каким-либо образом мешает окружающим.
Гетеропунитическая мотивация отражает желание наказать кого-либо, причинить боль, создать своей смертью проблему окружающим. У подростков старшего возраста суицидальные мысли данного типа могут переходить границы фантазирования и реализовываться в поведении, чаще всего с элементами демонстративности и, следовательно, в сочетании с инструментальной мотивацией.
Поствитальная мотивация отражает надежду на что-то лучшее после смерти, желание умереть, чтобы иметь возможность начать новую жизнь.
А.Г. Амбрумова, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, пришла к выводу, что «для большинства из них характерна импульсивность, которая проявляется в неспособности обдумывать принятые решения, прогнозировать последствия поступков. Подросткам с суицидальной активностью свойственна эмоциональная неустойчивость, чем и объясняется большое количество конфликтных ситуаций, часто заканчивающихся суицидальными действиями. Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих, стремлением строить свое поведение по образу героев книг, фильмов» [2, с. 73].
Исходя из этого, выделяют
следующие особенности
Изучение причин и условий,
при которых люди заканчивали
жизнь самоубийством, позволило
И.А. Погодину выявить ряд факторов,
сопутствующих этому
К ним относятся условия семейного воспитания:
Также влияет стиль жизни и деятельности:
Большое значение имеют взаимоотношения с окружающими людьми:
Кроме того, описаны такие факторы риска суицидальной активности, как недостатки физического развития, длительные соматические заболевания.
Обнаружено, что у подростков,
различающихся по возрасту и полу,
наблюдается различная степень
суицидального риска. К кризисным
состояниям наиболее склонны младшие
и средние подростки, а по мере
взросления проявления кризисных состояний
снижаются. Девочки более склонны
к развитию кризисных состояний,
нежели мальчики. Суицидальная активность
напротив, растет по мере взросления: в
большей степени она
Существуют различия в характеристиках суицидальной активности у подростков разных возрастных категорий и половой принадлежности. Среди младших подростков доминируют парасуицидальные проявления, носителями которых являются преимущественно мальчики, среди старших – проявления истинной суицидальности, носителями которой преимущественно являются девочки.
Итак, развитие и возникновение суицидальной активности у подростков детерминировано не только рядом биологических, индивидуально-психологических факторов, социально-средовых, но и возрастными психологически-индивидуальными особенностями, которые опосредуют развитие друг друга. Данные факторы преобладают способностью совместно или самостоятельно с другими причинами усиливать психологическое напряжение и детерминировать развитие кризисных состояний и суицидальную активность. Кризисные состояния и риск суицидального поведения подростков являются следствием патологического протекания возрастного кризиса, который проявляется в эмоциональных, когнитивных и личностных нарушениях. Подросткам с суицидальной активностью свойственна эмоциональная неустойчивость, чем и объясняется большое количество конфликтных ситуаций, часто заканчивающихся суицидальными действиями. Для большинства подростков с суицидальной активностью характерна импульсивность, которая проявляется в неспособности обдумывать принятые решения, прогнозировать последствия поступков. Много подростков данной категории отличаются повышенной внушаемостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих.