Суицидальная активность у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

контр.раб.реферат.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической  базой ценностных ориентаций подростков. Происходит изменение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей [3].

Под воздействием ценностных ориентаций складывается отношение  подростков к социальному окружению, к самим себе. Ценностные ориентации выступают в подростковом возрасте как один из важнейших факторов развития новых структур личности. В 13-15 лет школьники начинают ставить на первое место материальные ценности и ценность познания, а в 16 лет – творчество и нравственные ценности. Ценности образуют и систему отсчета для оценки человеком своих действий, поступков, намерений, выбора способов самореализации личности. Нарушения в мотивационно-ценностной сфере у подростков могут приводить к суицидальной активности [7].

По мнению ряда авторов, суицидальная активность в подростковом возрасте связана с аффективными реакциями. А.Г. Амбрумова считает, что основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности подростков [2]. А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

  • потерю любимого человека;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, психотропных средств и наркотиков
  • состояние переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  • различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
    • В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая культура. Например :фильмы "Нежный возраст." С.Сокурова, телесериал "Бригада",песни современных исполнителей. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Суицидальная активность чаще возникает у подростков в  ответ на игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду  следующие:

    тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

    затяжные нарушения  сна: подростка преследуют страшные  сны с картинами катаклизмов,  катастроф, аварий или зловещих  животных;

   

    депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на  подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время,  в поведении видно оцепенение, сонливость;

    выраженное чувство  несостоятельности, вины, стыда за  себя, отчетливая неуверенность  в себе. Этот синдром может  маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

    тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

    употребление  алкоголя, токсикомания, наркомания.

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных  отношений со сверстниками и родителями. Подростки с суицидальной активностью  часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают неуверенность в себе, чувство неполноценности. Еще одним  значительным событием, которое может  предшествовать суицидам молодежи, является переживание утраты взаимоотношений  из-за несчастной любви, переезда в  другое место или семейных потерь. Обращается также внимание на школьные проблемы, на роль дезадаптации в учебе, на утрату контактов с товарищами.

Суицидальный характер у подростков часто носят демонстративный характер, могут приобретать черты «суицидального шантажа». Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает затруднена.

Исследования выявили  определенные особенности подростков с суицидальной активностью. Среди  подростков, совершавших суицидные  попытки, преобладали истероиды (36%) и эмоционально-лабильные субъекты (33%), еще у 13% отмечены астенические черты.

При этом, при демонстративном суицидальном поведении 50% подростков оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого, гипертимно-истероидного типов, в 32% – эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного типов и лишь в 18 % – были представители всех других типов, причем шизоидных, циклоидных и сенситивных подростков не было вовсе. При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37%), на втором месте были другие варианты истероидного типа (23%), по 18% пришлось на сенситивный и конформно-неустойчивый типы и лишь 4% на эпилептоидный. Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63%) и циклоидного (25%) типов [7].

По результатам исследования подростков с суицидальной активностью  А.Н. Маховиковым выделены семь основных мотивационно-когнитивных суицидальных комплексов.

Альтруистические мотивы отражают желание умереть, чтобы  избавить окружающих от проблем, связанных  с собственным существованием, никому не мешать. Альтруистическая мотивация  часто выявляется у подростков, которые  по тем или иным причинам считают  себя виновными в проблемах близких  людей. В этих случаях альтруистическая мотивация сочетается с мотивацией самонаказания. Достаточно часто подобная мотивация занимает одно из ведущих  мест в структуре суицидального мотивационного комплекса у подростков-наркоманов. Альтруистическая мотивация нередко встречается у девочек-подростков при межличностных любовных конфликтах. Альтруистическая мотивация суицидального поведения встречается у подростков, страдающих тяжёлыми соматическими или психическими заболеваниями, особенно при невозможности самостоятельно содержать и обслуживать себя.

Аномические мотивы отражают потерю смысла и интереса к жизни, утрату внутренней силы для жизни. Та жизнь, которая мысленно рисуется подростку, не устраивает его по тем или иным причинам. Она не соответствует его ожиданиям, и он не видит смысла в своём дальнейшем существовании. Аномическая мотивация суицидального поведения довольно часто наблюдается в старшем подростковом возрасте и тесно связана с кризисом аутентичности.

Анестетические мотивы отражают представление о том, что только смерть может избавить подростка  от внутренних психологических страданий. В этом случае причиной суицидальной активности могут стать различные  межличностные конфликты со сверстниками.

Инструментальные мотивы отражают неспособность изменить неблагоприятную  для подростка ситуацию другим образом, они связаны с желанием доказать что-то своей смертью. Подростки  с инструментальной мотивацией используют суицидальную модель поведения как  шантажно-манипулятивную технику. Суицидальное поведение остаётся на уровне мыслей, фантазий, высказываний, демонстративных попыток.

Аутопунитические мотивы отражают желание наказать себя, представления о недопустимости своего существования. У мальчиков достаточно распространённой причиной аутопунитического суицидального поведения является неспособность чего-либо добиться с последующими обвинениями себя в слабости, безволии. При этом суицидальное поведение рассматривается ими как компенсация слабости, как единственный сильный поступок, на который они могут быть способны. У девочек аутопунитические суицидальные мысли часто возникают как следствие чувства собственной неполноценности, ненужности, когда им начинает казаться, что их существование каким-либо образом мешает окружающим.

Гетеропунитическая мотивация отражает желание наказать кого-либо, причинить боль, создать своей смертью проблему окружающим. У подростков старшего возраста суицидальные мысли данного типа могут переходить границы фантазирования и реализовываться в поведении, чаще всего с элементами демонстративности и, следовательно, в сочетании с инструментальной мотивацией.

Поствитальная мотивация отражает надежду на что-то лучшее после смерти, желание умереть, чтобы иметь возможность начать новую жизнь.

А.Г. Амбрумова, исследуя личностные особенности подростков с суицидальным поведением, пришла к выводу, что «для большинства из них характерна импульсивность, которая проявляется в неспособности обдумывать принятые решения, прогнозировать последствия поступков. Подросткам с суицидальной активностью свойственна эмоциональная неустойчивость, чем и объясняется большое количество конфликтных ситуаций, часто заканчивающихся суицидальными действиями. Большинство подростков, совершивших суицидальные действия, отличались повышенной внушаемостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих, стремлением строить свое поведение по образу героев книг, фильмов» [2, с. 73].

Исходя из этого, выделяют следующие особенности подросткового  периода, которые являются группой  факторов риска в формировании суицидальной активности:

    • амбивалентность и парадоксальность характера;
    • стремление к неизвестному;
    • несформированность коммуникативных навыков;
    • несформированность нравственных убеждений;
    • болезненное реагирование на события;
    • склонность преувеличивать степень сложности проблем;
    • кризис идентичности;
    • деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
    • негативная или несформированная я-концепция;
    • гипертрофированные поведенческие реакции;
    • низкая переносимость трудностей [7].

Изучение причин и условий, при которых люди заканчивали  жизнь самоубийством, позволило  И.А. Погодину выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному  происшествию.

К ним относятся условия  семейного воспитания:

    • отсутствие отца в раннем детстве;
    • матриархальный стиль отношений в семье;
    • воспитание в асоциальной семье;
    • отверженность и социальная изоляция;
    • воспитание в семье, где были случаи самоубийства.

Также влияет стиль жизни  и деятельности:

    • акцентуация характера;
    • употребление алкоголя и наркотиков;
    • попытки совершения суицидальных попыток в прошлом;
    • совершение уголовно наказуемого поступка.

Большое значение имеют взаимоотношения  с окружающими людьми:

    • изоляция от социального окружения, потеря социального статуса;
    • разрыв значимых любовных отношений;
    • затрудненная адаптация к учебе [3].

 

Кроме того, описаны такие  факторы риска суицидальной активности, как недостатки физического развития, длительные соматические заболевания.

Обнаружено, что у подростков, различающихся по возрасту и полу, наблюдается различная степень  суицидального риска. К кризисным  состояниям наиболее склонны младшие  и средние подростки, а по мере взросления проявления кризисных состояний  снижаются. Девочки более склонны  к развитию кризисных состояний, нежели мальчики. Суицидальная активность напротив, растет по мере взросления: в  большей степени она проявляется  у подростков старшей возрастной группы. Риск возникновения суицидального  поведения в подростковом возрасте среди мальчиков и среди девочек  примерно одинаков.

Существуют различия в  характеристиках суицидальной активности у подростков разных возрастных категорий  и половой принадлежности. Среди  младших подростков доминируют парасуицидальные проявления, носителями которых являются преимущественно мальчики, среди старших – проявления истинной суицидальности, носителями которой преимущественно являются девочки.

Итак, развитие и возникновение суицидальной активности у подростков детерминировано не только рядом биологических, индивидуально-психологических факторов, социально-средовых,  но и возрастными психологически-индивидуальными особенностями, которые опосредуют развитие друг друга. Данные факторы преобладают способностью совместно или самостоятельно с другими причинами усиливать психологическое напряжение и детерминировать развитие кризисных состояний и суицидальную активность. Кризисные состояния и риск суицидального поведения подростков являются следствием патологического протекания возрастного кризиса, который проявляется в эмоциональных, когнитивных и личностных нарушениях. Подросткам с суицидальной активностью свойственна эмоциональная неустойчивость, чем и объясняется большое количество конфликтных ситуаций, часто заканчивающихся суицидальными действиями. Для большинства подростков с суицидальной активностью характерна импульсивность, которая проявляется в неспособности обдумывать принятые решения, прогнозировать последствия поступков. Много подростков данной категории отличаются повышенной внушаемостью, а также некоторой несамостоятельностью мышления, зависимостью от мнения окружающих.

Информация о работе Суицидальная активность у подростков