Суицидальная активность у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

контр.раб.реферат.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)
  • эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
  • выраженное чувство долга, обязательность;
  • концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
  • учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, неприятие суицидальных моделей поведения;
  • убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
  • присутствие жизненных, творческих и других планов;
  • наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
  • психологическая адаптивность и гибкость , умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности;
  • наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
  • проявление интереса к жизни;
  • привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
  • уровень религиозности;
  • распределение своего ближайшего будущего и перспектив жизни.

Поскольку причинами суицидов среди подростков часто являются нарушения межличностных отношений  в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению подростков в  социально-значимые виды деятельности, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах деятельности.

Психологический тренинг  как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее оптимальных  методов психологической помощи подросткам с суицидальной активностью. Тренинг рассматривается как  разновидность обучения через осознание  возникающего в межличностном взаимодействии опыта [9].

Данный метод позволяет  эффективно решать задачи, связанные  с развитием навыков общения, управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения  эмоций и понимания их выражения  у окружающих, самопознания и самопринятия. Общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. В тоже время навыки конструктивного общения развиты у подростков недостаточно, что связано с недостаточным социальным опытом.

Психологический тренинг  проводится в групповой форме, что  дает ряд дополнительных преимуществ, отмечаемых многими авторами. В частности, отмечаются следующие преимущества групповой формы работы:

  • подросток может осваивать в группе новые умения, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
  • группа дает возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, участники могут идентифицировать себя с другими;
  • групповой опыт противопоставляет отчуждению, что помогает установлению более устойчивые отношения с окружающими и решению межличностных проблем;
  • взаимоотношения в группе создает напряжение, которое может трансформироваться в конструктивную работу по прояснению и решению психологических проблем участников [1].

Психологический тренинг  для подростков направлен на формирование и развитие навыков диалогического открытого общения, а также коррекции  неадекватных способов общения.

Основными характеристиками диалогического общения являются:

  • равенство позиций общающихся;
  • доверие в группе;
  • отсутствие оценочного отношения к участникам группы;
  • взаимное принятие участниками друг друга.

В результате психологического тренинга у участников группы формируются  определенная позиция, активная установка  на гуманное отношение к окружающим, что способствует адекватной социальной адаптации, а также профилактике конфликтов личности, повышения резистентности к неудачам и трудностям.

Социально-психологический  тренинг способствует повышению  самооценки, развитию адекватного отношения  к собственной личности, саморегуляции, эмпатии подростков с суицидальной активностью [4].

Таким образом, психологическая  помощь рассматривается как широкая  многоуровневая сфера помогающей психологической  практики. Психологическая помощь подросткам с суицидальной активностью включает в себя следующие направления  работы: проведение работы по снятию негативных эмоций у подростков; проведение занятий по повышению самооценки подростка, обучение социальным навыкам преодоления стресса; оказание социальной поддержки; развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Психологический тренинг как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее оптимальных методов психологической помощи подросткам с суицидальной активностью. Тренинг рассматривается как разновидность обучения через осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что суицидальное поведение представляет собой форму  девиантного поведения, которое включает в себя внутренние эмоционально-когнитивные процессы и внешнюю поведенческую активность, связанные с намерением прекратить собственную биологическую жизнь. Суицидальная активность представляет собой психическую и поведенческую активность, направленную на прекращение собственного биологического функционирования. Суицидальная активность вызывается несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

Данное экспериментальное  исследование Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ» показало, что 19-летние респонденты менее подвержены суициду, чем остальные их сверстники, далее следуют 18-летние студенты, 17-летние и на последнем месте 16-летние студенты.

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Для суицидента характерна как заниженная самооценка так и высокая потребность в самореализации. Это сенситивный; эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль.Его отличают высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному (дихотомическому) мышлению. Также отмечаются трудности волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это  явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. И хотя нами были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы:

  1. «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Санкт-Петербург 1999 год.
  2. Профилактика суицидального поведения». Л. И. Адамова.
  3. «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков». Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000г.
  4. Кулеш, Е.В. Социально-психологический тренинг для развития самоуправления подростков. Жизнь по собственному выбору [Текст] / Е.В. Кулеш. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2008. 80 с.
  5. «Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.
  6. Мелихова А. Мышь чер<span class="No

Информация о работе Суицидальная активность у подростков