Суицидальная активность у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

контр.раб.реферат.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экспериментальное  исследование суицидальной активности  у подростков

 

2.1 Анализ  экспериментального исследования  работы Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»

 

Экспериментальное исследование направлено на изучение суицидальной активности подростков. Мной был изучен материал Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»

Они для своего исследования использовали опросник «Экспресс-диагностика суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)», в котором выявляется уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

В данной работе анкетирование  проводилось на улицах города Астрахани, в сетях интернета, в образовательных  учреждениях, на примере, Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение средне – профессионального  образования Волго-Каспийский морской  рыбопромышленный колледж, среди студентов 1 – 4 курсов.

 

По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Вывод исследования на выявление  суицидальных наклонностей:

Было опрошено 132 студента 1 – 4 курсов, данные опроса показали, что  подвержено суициду – 56 студентов, в средней степени подвержено суициду – 44 студентов, не подвержено суициду – 32 студентов.

Среди мужского пола (опрошено 66 респондента): подвержено суициду  – 18 человек, в средней степени  подвержено суициду – 26 человека, не подвержено суициду – 22 человек.

По данному исследованию можно следать следующий вывод по подверженности суицида, женский пол – 57 %, мужской пол – 27%, следовательно женский пол более подвержен суициду на 30%.

Так же по средней степени  подверженности суицида, женский пол  – 27%, мужской пол – 40%, от сюда следует, что мужской пол подвержен  больше, чем женский на 13%.

Не подвержены суициду, данные показали следующее, женский пол  – 15%, мужской пол – 33%, следовательно в большей степени не подвержен к суициду мужской пол на 18%.

Приведены следующие данные по возрастной категории от 16 до 19 лет.

Респонденты подверженные суициду, в возрасте: 16 лет – 9 студентов, 17 лет – 10 студентов, 18 лет – 9 студентов, 19 лет – 8 студентов.

Респонденты в средней  степени подверженные суициду, в  возрасте: 16 лет –19 студентов, 17 лет  – 15 студентов, 18 лет – 11 студентов, 19 лет – 10 студентов.

Респонденты не подверженные суициду, в возрасте: 16 лет – 5 студентов, 17 лет – 8 студентов, 18 лет – 13 студентов, 19 лет – 15 студентов.

Так же по выявлению средней  степени подверженности суицида, 16 лет – 57%, 17 лет – 45% , 18 лет – 33%, 19 лет – 30%, от сюда следует, что среди всех возрастных категорий больше подвержены 16-летние студенты.

Не подвержены суициду, данные показали следующее, 16 лет – 15%, 17 лет - 24%, 18 лет – 39%, 19 лет – 45%, вывод  заключается в том, что 19-летние респонденты  менее подвержены суициду, чем остальные  их сверстники, далее следуют 18-летние студенты, 17-летние и на последнем  месте 16-летние студенты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. психологическая помощь подросткам с суицидальной активностью

Социальная адаптация  личности является актуальной проблемой  на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимно действует с отдельными представителями общества и с группами людей. Поэтому, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Умение приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптирование необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Психологическая помощь рассматривается  как широкая многоуровневая сфера  помогающей психологической практики. В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером, Ю.В. Александрова выделяет несколько моделей психологической  помощи подросткам [1].

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении  которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуется подросток. Консультант  анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

Руководитель известной  клиники в США В. Меннингер предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства клиента:

 

1. Мировоззренческие установки:

 

- специалист не может  нести ответственность за то, что говорит и делает клиент  вне стен терапевтического кабинета;

 

- самоубийство иногда  происходит вопреки заботливому  отношению;

 

- нельзя предотвратить  самоубийство, если клиент действительно  принял решение.

 

2. Тактика при консультировании  клиентов с суицидальными намерениями:

 

- необходима бдительность  и готовность к неудаче;

 

- в рискованных случаях  обязательно консультируйтесь с  коллегами;

 

- необходимо обсудить  с коллегами самоубийство клиента  как возможный вариант выхода  из кризиса. Следует помнить,  что роль консультанта состоит  в том, чтобы предостеречь клиента  и помочь ему найти другие  пути выхода из кризиса.

 

 

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных  знаний у родителей, которые позволили  бы им принять правильное решение, и  предполагает оказание помощи в виде вынесения диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рамках этой модели объектом диагностики оказываются подростки, а помощь оказывается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений.

 Психологическая модель помощи предполагает, что причины проблем лежат либо во внутрисемейном общении, либо в личностных особенностях членов семьи. Психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе связанные с развитием личности подростка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения подростка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы отношений к людям и событиям, личностных черт и т.д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат предпосылками внутриличностных конфликтов, предопределяют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая помощь состоит в том, чтобы разорвать круг, в котором конфликты порождают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

Социальная модель помощи основывается на предположении, что  трудности являются результатом  неблагоприятных социальных обстоятельств, и предполагает непосредственное вмешательство  в эти обстоятельства жизни подростка.

Медицинская модель помощи предполагает, что в основе трудностей лежат болезни, болезненные состояния  или болезненное развитие личности одного или обоих родителей, подростка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение этой болезни, реабилитацию больных членов семьи, адаптацию  здоровых членов семьи к особенностям больных.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

№ п/п

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, ранимости, тревожности, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения, 
реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов). Формирование навыков саморегуляции,

2

8

Незначительно снижение тревожности  и агрессивности сочетается с  нестабильной самооценкой; 
Активизация сферы профессиональных интересов

Первичное исследование сферы профессиональных интересов Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции;

3

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических  знаниях о себе; поиск целей  и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Обучение построению жизненных  перспектив и планов с учетом психологических  знаний о себе Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; 

4

10-11

Профессиональное самоопределение  
Юношеский максимализм, идеализм, Раздумья о любви, о семейных отношениях высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков 
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. 
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

       

Психологическая помощь подросткам с суицидальной активностью включает в себя следующие направления работы:

  • проведение работы по снятию негативных эмоций у подростков;
  • оказание помощи в понимании чувств и отношений подростка с окружающими;
  • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
  • оказание социальной поддержки с помощью включения семьи, учебного заведения, друзей и т.д.;
  • включение подростка в группу социально-психологического тренинга;
  • проведение психокоррекционных занятий по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии [3].

Успешность психологической  помощи во многом зависит от взаимоотношений  между психологом и подростком с  суицидальной активностью. Из-за чувства  отчуждения подростки часто отказываются принимать помощь психолога. Если подросток  страдает от депрессии, то консультант  должен сделать все возможное  для того, чтобы подросток выразил  свои эмоции.

Одна из важных задач психологической  помощи подросткам с суицидальной активностью  состоит в том, чтобы помочь подростку  определить источник его психологического дискомфорта. Если суть кризисной ситуации, характер связанных с ней мотивов и эмоций определены и сформулированы, то далее следует выяснить, как подросток разрешал сходные ситуации в своем прошлом. Следует попросить подростка подумать об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову. Выслушивание описания предыдущего опыта в аналогичной ситуации и последующее совместное раскрытие способов разрешения настоящего конфликта будут способствовать решению проблемы. Нужно выяснить, что остается для подростка позитивно значимым в настоящее время [2].

Нельзя оставлять подростка  одного в ситуации высокого суицидального  риска. Для того чтобы показать подростку, что окружающие заботятся о нем, и создать у него чувство жизненной  перспективы, психолог может заключить  с подростком так называемый «суицидальный  контракт». Это значит – попросить  его отсрочить принятое суицидальное решение и, если суицидальные идеи не исчезнут, обещать связаться с  психологом перед тем, как решиться на суицидальные действия в будущем. Такого рода соглашение может оказаться  очень эффективным.

В процессе психологической  помощи необходимо учитывать факторы, препятствующие возникновению суицидального  поведения у подростков. Антисуицидальные факторы личности представляют собой сформированные положительные жизненные установки, жизненную позицию, комплекс личностных факторов и психологические особенности, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

Информация о работе Суицидальная активность у подростков