Суицидальная активность у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Психологическая помощь подросткам как особая культура поддержки и помощи ребенку, технологии решения задач развития и социализации сложились в последнее десятилетие в России. Однако четких методических рекомендаций для эффективного осуществления данного вида деятельности среди подростков с суицидальной активностью не разработано. Многие аспекты подростковой суицидальности остаются малоизученными.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ…………………………...4
1.1 СУИЦИДАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………………………………4
1.2 ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР РИСКА СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ………………………………….19
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………..33
2.1 АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ Дехтеревой Л.В., Емельяновой Д.С. «ПРОБЛЕМА СУИЦИДА СРЕДИ ПОДРОСТКОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 15 ДО 19 ЛЕТ»…………………………..33
2.2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ С СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ………………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….46
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

контр.раб.реферат.docx

— 94.65 Кб (Скачать файл)

Таким образом, суицидальное поведение представляет собой форму  девиантного поведения, которое включает в себя внутренние эмоционально-когнитивные процессы и внешнюю поведенческую активность, связанные с намерением прекратить собственную биологическую жизнь. Специалисты описывают суицидальную активность как определенный процесс, состоящий из нескольких стадий, прохождение которых подчинено внутренней логике развития состояния. Для изучения суицидальной активности также имеют значение типы личности повышенного суицидального риска. К ним относятся: эмоциональный, депрессивный, агрессивный и истерический типы.

 

 

1.2 Особенности  подросткового возраста как фактор  риска суицидальной активности

Подростковый возраст  является одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Он характеризуется рядом специфических  особенностей. Основу формирования новых  психологических и личностных качеств  составляет общение в ходе различных  видов деятельности – учебной, производственной, творческих занятий и пр.

 Исключительно в этом возрасте являются стремления к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для позитивной реализации своих потенциалов процессы самоутверждения могут проявляться в искаженных формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям. Кризис подросткового возраста становится в связи с этим значимым фактором риска суицидальной активности, так как адекватное восприятие реальности для подростков затруднено, прежде всего, происходящими в них изменениями, сложными процессами становления.

Возникновение и развитие суицидальной активности у подростков детерминировано не только рядом  биологических, социально-средовых, индивидуально-психологических  факторов, но и возрастными индивидуально-психологическими особенностями, которые тесно взаимосвязаны  и опосредуют развитие друг друга. К  возрастным индивидуально-психологическим  факторам, обусловливающим возможность  возникновения кризисных состояний  и суицидального поведения подростков, относятся:

  • фрустрация потребностей в проявлении чувства «взрослости»;
  • формирование негативной «Я-концепции»;
  • низкая самооценка и отсутствии самоуважения;
  • кризис идентичности;
  • коммуникативность (со сверстниками, с педагогами, с родителями )

Данные факторы обладают способностью самостоятельно или совместно с другими причинами усиливать психологическое напряжение и детерминировать развитие кризисных состояний и суицидальную активность.

Рассмотрим подробнее  новообразования и поведенческие  реакции, свойственные этому возрастному  периоду. Классические исследования подросткового  возраста отражают большой вклад  в это направления многих известных  психологов.

Особенности протекания подросткового  возраста заметно варьируют в  зависимости от уровня развития общества, что именно в подростковом возрасте влияние среды на развитие мышления приобретает особую значимость. Из основных групп интересов подростков, которые являются доминантами: эгоцентрическая (интерес подростка к собственной личности); доминанта дали (установка подростка на большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем текущие, сегодняшние); доминанта усилия (тяга к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям); доминанта романтики (стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям) [11].

Ст. Холл считал этот период, кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности. Другой известный исследователь подросткового возраста Э. Шпрангер в своей культурно-психологической концепции определил подростковый возраст как возраст врастания в культуру: врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. Содержанием кризиса в этом возрасте является освобождение от детской зависимости. По Шпрангеру, главные новообразования подросткового возраста – возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.

 

Признаками эмоциональных  нарушений являются:

  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • жалобы на недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • постоянное чувство бесполезности, одиночества, вины или грусти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • размышления о смерти

 

В.Штерн описал подростковый возраст как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. По Штерну тип человеческой личности обуславливают переживаемые ценности. Но одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь.

Э. Эриксон в своей эпигенетической  теории определил подростковый период как становление индивидуальности. Он выделил нормальную и аномальную линии развития подросткового периода [5]. К нормальной линии относятся:

  • жизненное самоопределение;
  • формирование мировоззрения;
  • развитие временной перспективы;
  • становление индивидуальности.
  • учение;
  • четкая половая поляризация в формах поведения;
  • взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им.
  • активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях;

 

Аномальная линия включает в себя:

    • смещение и смешение временных перспектив;
    • ролевая фиксация;
    • концентрация душевных сил на самопознании, выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб отношениям с внешним миром;
    • смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании;
    • нарушение мировоззренческих установок.

Многообразные виды взрослости выделены Т.В. Драгуновой: подражание внешним  признакам взрослого; равнение подростков мальчиков на качества настоящего мужчины; интеллектуальная взрослость и др. [11].

Л.И. Божович писала, что «расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса. Подростки происходят преобразования в самых различных сферах психики, значительным изменениям подвергается мотивационная сфера. Только в переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения. В конце переходного периода актуализируется такое новообразование как самоопределение. Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции».

Рассматривая психологические  аспекты взросления, Х. Ремшмидт придает значимость таким аспектам как приспособление к своему телу и его изменениям, когнитивное и личностное развитие, а также отделение от семьи.Несомненно, широкая изменчивость процессов роста и нестабильное представление об этих процессах в сочетании с болезненным вниманием к представлениям о норме могут стать причиной снижения самооценки и чувства собственной значимости. Важная черта, приобретаемая в юности – способность к интроспекции [1].

Факторы, влияющие на развитие личности, Х. Ремшмидт считает, что структуру личности не определяют влияния генетической и конституциональной основы и биологической перестройки. Процесс созревания решающим образом зависит от окружающей среды, от возможностей потенций развития претвориться в действительность. Определенную роль играют семья, социальное положение и референтная группа. Однако переоценивать характер трудностей нельзя, возникающих у подростков [9].

Основной задачей периода взросления является поиск личностной идентичности – собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Концепция идентичности, разработанная Э. Эриксоном, позволяет подойти к пониманию психических проблем взросления. К важнейшим конфликтам этого возраста относятся следующие:

  • диффузия идентичности: кратковременная или длительная неспособность «я» сформировать идентичность (подростки не могут выработать свои ценности, цели и идеалы; сталкиваясь с проблемами развития, они не в состоянии завершить психосоциальное самоопределение; они избегают адекватных и характерных для их возраста требований и возвращаются на более раннюю ступень развития);
  • застой в работе: нарушение естественной работоспособности, в большинстве случаев сопровождающееся диффузией идентичности;
  • диффузия времени: нарушение чувства времени;
  • отрицательная идентичность проявляется в отрицании всех свойств и ролей, которые в норме способствуют формированию идентичности [5].

Кризисы взросления могут  стать причиной различных форм отклоняющегося поведения и личностных нарушений. Среди различных форм кризисов можно  назвать следующие: нарушения полового развития; кризисы идентичности и  авторитетов; нарушение оценки своего физического облика; переживания отчуждения: деперсонализация (изменение восприятия самого себя) и дереализация (изменение восприятия окружающей обстановки); нарцистические кризисы; суицидальные попытки.

Х. Ремшмидт раскрывает еще один важный для периода взросления аспект – роль семьи. Отношение к семье в ходе взросления меняется следующим образом. Формирование когнитивных и эмоциональных функций может привести к тому, что подростки используют свои способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье господствует нетерпимый и ограниченный стиль воспитания.

В процессе социализации группа ровесников в значительной степени  замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных  связей с родителями и замене их взаимоотношениями со многими людьми, меньше влияющими на личность как  целое, но формирующими определенные формы  ее поведения.

Для подростка важно не только знать свои индивидуальные качества, но и их значимость для окружающих. Принятие себя складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. Расширение сферы отношений подростка с окружающим миром влечет за собой расширения его представлений о себе. Переход к новым видам деятельности, включение в новые социальные группы, установление новых систем взаимоотношений способствует развитию самовосприятия. У подростков с суицидальной активностью процесс взаимоотношений с социальным окружением имеет специфические особенности [3].

Подростковый возраст  считается сенситивным в отношении  формирования самооценки. Это связано  с ростом познавательных возможностей человека, усилением интереса к себе и склонности к самонаблюдению. Различают содержание самооценки, усложняется ее структура. Становление самооценки в этот период характеризуется рядом противоречивых тенденций: в одних сферах возрастает ее устойчивость, в других, наоборот, она функционирует как менее стабильная. Усиление объективности и реалистичности самооценки сопровождается повышением критичного отношения к себе. Кроме того, в подростковом возрасте начинается переориентация с внешних оценок на самооценивание. [10].

Описывая самооценку у  подростков, исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем  подростковом возрасте и большую  устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности  в старшем подростковом возрасте

Известно, что подростки  характеризуется появлением специфической социальной активности, которая заключается в большой восприимчивости к усвоению различных норм и ценностей, существующих в обществе [10].

Информация о работе Суицидальная активность у подростков