Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей влияния средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
2) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
3) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
4) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Содержание работы

1) Введение
2) Теоретические аспекты зависимости агрессивности дошкольника от средств массовой информации
§1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности…………………..….…….….….5
§2 Возрастные психологические особенности ребенка шести-семи лет…………………….….9
§3 Психологические аспекты средств массовой информации…………………….…….…...…10
§4 Выдвижение и обоснование гипотезы…………………………………..………..…………...16
3) Практическая часть……………………………………………………………………………....…18
4) Заключение
5) Библиография

Файлы: 1 файл

мой курсовик1.docx

— 114.37 Кб (Скачать файл)

 

     

Содержание 

 

1) Введение

2) Теоретические аспекты зависимости агрессивности дошкольника от средств массовой информации

    §1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности…………………..….…….….….5

    §2 Возрастные психологические особенности ребенка шести-семи лет…………………….….9

    §3 Психологические аспекты средств массовой информации…………………….…….…...…10

    §4 Выдвижение и обоснование гипотезы…………………………………..………..…………...16

3) Практическая часть……………………………………………………………………………....…18

4) Заключение

5) Библиография

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

       Проблема взаимодействия  детей и телевидения является  глобальной по ряду неоспоримых  причин. Во-первых, дети любого пола  и возраста, любой расовой, религиозной  и классовой принадлежности , проживающие в самых разных местах, регулярно смотрят телевизор, обожают его и узнают гораздо больше с его помощью, чем с помощью других агентов социализации. Значимость этого феномена в жизни детей неуклонно возрастает, что просто не может не вызывать огромного интереса со стороны тех, кто непосредственно с ними связан или занимается детской проблематикой – студентов, родителей, учителей, иными словами, со стороны любого из нас.

      Сегодня телевидение  является одним из механизмов  массового объединения детей  во всем мире. Очень малая часть  культурных феноменов обладает  подобной глубиной проникновения,  и еще меньшая может быть  отнесена к глобальным. Еще одна  причина отнесения телевидения  к глобальным феноменам – множество  перекликающихся друг с другом  дискуссий о роли телевидения  в жизни детей по всему миру. Появление телевидения в середине  двадцатого века и его дальнейшее  распространение было принято  всеми странами двояко. С одной  стороны, было много ожиданий  и надежд на то, что телевидение  обогатит жизнь детей, будет  способствовать развитию их воображения,  расширит их кругозор и эрудицию, приведет к росту межкультурной  толерантности, уменьшит разрыв  между странами, стимулирует процессы  развития и демократизации. С  другой стороны, все были глубоко  обеспокоены тем, что телевидение  способно притуплять чувства,  вызывать равнодушие к боли  ближнего, приводить к понижению  моральных ценностей, способствовать  социальному отчуждению.

Большинство детей в  считанные секунды могут скопировать  повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную  рифмовку, рассказать, что именно они  узнали из средств массовой информации. Но, к сожалению, почерпнутые ими  знания могут включать всякого рода негативную информацию. В наши дни  для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…

Пагубное воздействие  агрессивных тенденций на детей  в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются  в поддержке, испытывая беспомощность  в борьбе с идеями насилия, которые  свободно транслируются через средства массовой информации.

Как сделать так, чтобы  в этой непростой ситуации не замутить сознание ребёнка, не сломать его  психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы моего исследования, актуальность которого бесспорна.

Цель исследования: выявление особенностей влияния средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

Гипотеза исследования: я предполагаю, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Задачи исследования:

1)   Провести теоретический  анализ сущности и типологии  детской агрессивности; 

2)   Провести экспериментальные  исследования по теме исследования;

3) Проанализировать взаимосвязь  проявления уровня агрессивности  детей старшего дошкольного возраста  в зависимости от телеинформации;

4) Разработать рекомендации  для родителей и воспитателей  ДОУ.

 

Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

Объект: дети старшего дошкольного возраста.

      Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование.

 

Любые усилия, направленные на изменение содержания телепрограмм для детей, разработку нормативных  рекомендаций их транслирования и включение  телевизионного обучения в систему  образования должны быть совместными. Забота о качестве взаимодействия детей  и телевидения – это проблема мирового масштаба, и только совместные  действия могут существенно повлиять на нее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I    Теоретическая часть

§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности

Различными исследователями  предложено множество определений  и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные  тенденции в этом аспекте в  контексте основных направлений  психологии.

Во–первых, под агрессией  некоторые исследователи понимают сильная активность, стремление к  самоутверждению. Так, Л. Бендер говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам [1, с.7].

Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому  лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической  формы поведения и агрессивности  как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий  специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается  как некоторую структура, являющаяся компонентом более сложной структуры  психических свойств человека.

Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся акцент сделать на основе изучения поддающихся  объективному наблюдению и измерению  явлений, чаще актов поведения.

Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее  ущерб. Причем ущерб может быть как  прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию  агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность  обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как переживание гнева с потерей самоконтроля [7, с.18].

 По форме агрессии подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.

А. Басс ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения. [1, с.22]

Боле логичную картину  агрессии, чем многие другие авторы, на мой взгляд, предлагает

Э. Фромм. Он разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно [14, с.55].

А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: физическая агрессия (физические действия против кого – либо), раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.), косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье) [1,c.7].

      В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [13, c.65].

      Согласно инстинктивным теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне [9, c.68].

        Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.

         Агрессия может быть направлена на окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников), на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку), на животных (птиц, кошек, насекомых), на себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей), на символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

           Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия).

           Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть причинение боли жертве, её страдания; месть за перенесенное страдание; причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта; самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения); защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания; отстаивание автономии и свободы; завоевание авторитета в группе сверстников; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания [2, c.336].

      Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения.

      Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.

 Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.

         Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития.

         Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре.

Адаптируясь к требованиям  детского сада, дети могут обзываться, щипаться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они  осуществляют импульсивно, неосознанно  и открыто. Пассивным проявлением  агрессивности в этом возрасте считается  негативизм, упрямство, отказы, кусание  ногтей, губ. Пик неуступчивости в  дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность  является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с со своими страхами он прибегает к защитно  – агрессивному поведению. Другим способ преодоления страха может стать  направление агрессии на себя.

Информация о работе Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников