Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей влияния средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
2) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
3) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
4) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Содержание работы

1) Введение
2) Теоретические аспекты зависимости агрессивности дошкольника от средств массовой информации
§1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности…………………..….…….….….5
§2 Возрастные психологические особенности ребенка шести-семи лет…………………….….9
§3 Психологические аспекты средств массовой информации…………………….…….…...…10
§4 Выдвижение и обоснование гипотезы…………………………………..………..…………...16
3) Практическая часть……………………………………………………………………………....…18
4) Заключение
5) Библиография

Файлы: 1 файл

мой курсовик1.docx

— 114.37 Кб (Скачать файл)



 

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                          Рис.3

                                      

 

3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Несуществующее животное» , автор С.Л. Колосова (см. таблицу 5, рис.4)

                                                                                                                                   Таблица 5

Ф.И.ребенка

Итоговый балл

Уровень агрессивности

Посековская  Юлия

5

Средний

Жданов   Егор

10

Высокий

Смирнов   Василий

13

Повышенный 

Селезнев   Максим

12

Повышенный 

Мартьянов   Артем

6

Средний

Соловьев   Вячеслав

1

Слабый 

Дмитриев   Дмитрий

4

Средний

Ковалев   Дмитрий

6

Средний

Партола   Яна

11

Повышенный 

Лейних  Людмила

8

Высокий


                                                                                                                                           Рис.4

По результатам  четырёх методик: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 20% высокий и 30% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 )

По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 10 детей, в особом внимании нуждаются 5 ребенка, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.

Средний уровень агрессивности у 3 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.

Слабый уровень агрессивности  по результатам четырёх используемых методик был выявлен у 2 детей экспериментальной группы, для которых присуще такие черты, как спокойность, скромность, в некоторых моментах даже застенчивость.

Как видно из проведенного исследования, уровень агрессивности во многом зависит от просматриваемых телепрограмм; ведь дети,  у которых наблюдается высокая и повышенная агрессивность, смотрят мультфильмы и передачи со сценами агрессии, вражды, убийств (см. Таблица 6, Рис.5)

Ф.И.О. ребенка

Название программы

Степень агрессивности

Посековская  Юлия

Хортон, «Доброе утро», «Просто добавь воды»

Средний

Жданов   Егор

«Человек-Паук», «Пусть говорят», «Грозовые ворота»

Высокий

Смирнов   Василий

 «Человек-Паук», «Пусть говорят», «Крепкий орешек»

Повышенный

Селезнев   Максим

«Дикая семейка Торнберри», «Топ-гир», «Крепкий орешек»

Повышенный

Мартьянов   Артем

«В мире животных», «Человек-Паук», «Приключение Электроника»

Слабый

Соловьев   Вячеслав

«В мире животных», «Человек-Паук», «Приключение Электроника»

Слабый 

Дмитриев   Дмитрий

«Человек-Паук», «Галилео», «Крепкий орешек»

Средний

Ковалев   Дмитрий

«Человек-Паук», «Галилео», «Менты»

Средний

Партола   Яна

«Том и Джерри», «Убить Билла», «Криминальная  хроника»

Повышенный 

Лейних  Людмила

«Винни-Пух», «Крепкий орешек», «Криминальная  хроника»

Высокий


 

Рис.5

Заключение

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное  исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств  массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее.

1. Теоретический анализ феномена  детской агрессивности, проведённый   в главе I, показал, что в  понимании категории «агрессивность»,  «агрессия» в науке ещё нет  единого подхода, так же, как  и нет единой классификации  относительно агрессивности. Это  порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков.  На мой взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».

2. Теоретический анализ, проведенный в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника.

3. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной группы ДОУ №31, моя первоначальная гипотеза о том, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё частичное экспериментальное подтверждение.

Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в некоторой  степени реальную картину проникновения  в сознание и самосознание малышей  виртуальной агрессивности, провоцируя, тем самым, реальное её проявление через  поступки, поведение, наконец, через, образ  мыслей), я думаю, что следует дать соответствующие рекомендации для родителей.

 

 

 

 

 

Рекомендации  для родителей

(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными  рекомендациями наиболее целесообразно  делать на тематическом родительском  собрании, в форме беседы или  занятия родительского лектория)

Несмотря на демократизацию жизни  в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе  и ребёнка, родителям необходимо помнить и выполнять следующие  требования.

1. В отсутствии цензуры как  таковой (как политико–нравственной  системы) каждый человек, тем  не менее, а в особенности  родители, должен руководствоваться  адекватными нормами в отношении  воспитания ребёнка, формирования  его как личности и как гражданина.

2. Постепенно ребёнок должен  овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на  уровне привычек (причем, привычек  хороших, сообразных адекватному  восприятию действительности и  виртуального мира, познаваемого  через экран телевизора или  монитора компьютера, что иногда  равнозначно). В этой связи, Вам  необходимо повышать свой культурный  уровень. Для решения этой непростой  проблемы целесообразно самим  тщательным образом просматривать  телепрограммы и выбирать из  них те, которые доступны Вашим  детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. 

3. Очень важно добиться взаимопонимания  и согласия с Вашим ребёнком  в отношении конкретных установок  (что смотреть, когда смотреть, сколько  смотреть) между отдельными членами  Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь,  рак и щука»). Ребёнку очень  важно видеть цель воспитания  через поведение самих взрослых  и в первую очередь ближайшего  окружения (мама, папа).

4. Отцу или матери необходимо  периодически знакомиться не  только с беллетристикой (т.е.  литературным изданиям т.н. бытового  уровня) по проблеме агрессивного  воздействия масс-медиа на самосознание  ребёнка, но и следить за  новинками научной литературы. В  частности, этого можно добиться  через постоянные тесные контакты  с воспитателем, достаточно эрудированным  в данной области (консультации, родительские собрания, презентации  и пр.), а также через постоянное  посещение специальных занятий,  консультаций и лекториев, проводимых  ДОУ.

 

 

 

Библиография 

1) Агрессия  у детей и подростков: Учебное  пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004

2) Айхорн А. Трудный подросток. -М.: Академия, 2001.

3) Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000.

4) Бэрон Р., Ричардсон Д. М.: Агрессия. -СПб, 1997.

5) Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. - М.: Просвещение, 1997.

6) Колосова С.Л. Детская агрессия. - СПб.: Питер, 2004.

7) Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967.

8) Лемиш Д. Жертвы экрана. - М.: Поколение, 2007.

9) Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994.

10) Паренс Г. "Агрессия наших детей" 1997 г.

11) Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5.

12) Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии 1991 г.№1

13) Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991.

14) Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990.

15) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 2001.

16) http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm

17) http:// www.child-psy.ru

18) http:// www.revolution.allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     


Информация о работе Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников