Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа
Цель исследования: выявление особенностей влияния средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
2) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
3) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
4) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
1) Введение
2) Теоретические аспекты зависимости агрессивности дошкольника от средств массовой информации
§1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности…………………..….…….….….5
§2 Возрастные психологические особенности ребенка шести-семи лет…………………….….9
§3 Психологические аспекты средств массовой информации…………………….…….…...…10
§4 Выдвижение и обоснование гипотезы…………………………………..………..…………...16
3) Практическая часть……………………………………………………………………………....…18
4) Заключение
5) Библиография
По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника.
Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.
В зависимости
от склада и состояния нервной
системы, внушение происходит либо в
первой стадии гипноза, которая характеризуется
ощущением покоя, расслаблением
мышц, сохранением связи с
Мониторинг только
одного телевизионного дня даёт нам
неутешительные результаты: по центральным
каналам в доступное для
В декабре 1997 года
по Японии прокатилась волна
§4 Выдвижение и обоснование гипотезы
Информационный
бум охватил все слои общества,
включая и дошкольников. Жить в
современном обществе, игнорируя
такие явления, как телевидение,
газеты, журналы, кино, радио, Интернет
невозможно. Однако семейное воспитание
зачастую уделяет недостаточно внимания
тому, что ребенок смотрит по телевизору,
слушает в наушниках, в какие
компьютерные игры играет, каких литературных
и киногероев обожает. Или – почему
именно то, а не другое. Гораздо чаще
в этой сфере ребёнок предоставлен
сам себе, детское самосознание несформированно,
поэтому дети как самые впечатлительные
и неискушенные зрители подвергаются
наибольшему воздействию со стороны
визуальных СМИ (*средства массовой информации).
Исходя из теоретической базы, невольно
задаешься вопросом: а как в
современных социоусловиях
Ведь ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.
Выводы по I главе.
В первой главе я рассмотрела важнейшие концепции феномена детской агрессивности (концепция С. Бендера, А. Басса, Э. Фромма, А. Дарки, К. Лоренца, психоаналитический подход).
Теоретический анализ феномена детской агрессивности показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. Предметно проанализировав различные концепции, придерживаюсь точки зрения Н.Д.Левитова, который полагает, что «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».
Также в первой главе я проанализировала возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет. Анализ психических процессов детей данной возрастной группы показал, что внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым, возможности произвольного внимания становятся достаточно велики; память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления; формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка старшего дошкольного возраста; развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления; развиваются различные формы образного мышления.
В третьем параграфе я рассмотрела психологические аспекты средств массовой информации. Согласно многолетним исследованиям, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей не была в полной мере выяснена. Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в пользу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного возраста).
Практическая часть
§1 Организация исследования
Цель эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Гипотеза эксперимента: я предполагаю, что в ходе исследования установится прямая зависимость уровня агрессивности ребёнка-дошкольника с тем, что он смотрит по телевизору.
Задачи эксперимента:
1) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
2) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.
Этапы исследования:
1) подготовительный (на данном этапе была сформулирована проблема, выдвинута гипотеза, сформулированы задачи)
2) эмпирический (сбор данных)
3) обработка полученных результатов
4) интерпретация полученных результатов
Методы исследования: эмпирические методы (анкетирование), методы обработки полученных данных (качественные), интерпретационные методы.
§2 Описание выборки
В эксперименте принимали участие 10 ребят в возрасте от 4 до 6 лет (детский сад №31, г.Санкт-Петербург, Красносельский район, ул.Добровольцев 22, корпус 2).
Дошкольный возраст – это возраст, когда ребенок искренне отвечает на твои вопросы, с большой радостью рисует картинки со всякими вымышленными персонажами; и именно в этом возрасте можно выявить уровень агрессивности малыша и еще как-то успеть помочь ему, разработав рекомендации для родителей и воспитателей.
§3 Описание методик
1. Анкета для родителей
Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма баллов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценок результатов:
Повышенный уровень
Высокий уровень агрессивности — 11-15 баллов.
Средний уровень агрессивности — 6-10 баллов.
Слабый уровень агрессивности —1-5 баллов.
2. Анкета для детьми на тему: «Я и телевизор» . (Приложение 2)
Возраст испытуемых – 6-7 лет.
Ребенку предлагается ответить на 4 вопроса. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Шкала оценки результатов:
Повышенный уровень
Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.
Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.
Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.
3. Методика “Рисунок несуществующего животного”
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.
Инструкция: ребенок придумывает животное, которого в природе не существует, и которого он не видел ни в книжках, ни в мультфильмах.
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.
На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).
Симптом |
Балл |
Сильная, уверенная линия рисунка |
0,1 |
Неаккуратность рисунка |
0,1 |
Большое количество острых углов |
0,1 |
Верхнее размещение углов |
0,1 |
Крупное изображение |
0,1 |
Голова обращена вправо или анфас |
0,1 |
Хвост поднят вверх, пышный |
0,1 |
Угрожающее выражение |
0,1 |
Угрожающая поза |
0,1 |
Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) |
0,1 |
Хищник |
0,1 |
Вожак или одинокий |
0,1 |
При нападении дерется традиционным способом |
0,1 |
Ночное животное |
0,1 |
Другие признаки |
0,1 |
Информация о работе Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников