Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявление особенностей влияния средств массовой информации (на примере телеинформации) на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
2) Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
3) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
4) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Содержание работы

1) Введение
2) Теоретические аспекты зависимости агрессивности дошкольника от средств массовой информации
§1 Важнейшие концепции феномена детской агрессивности…………………..….…….….….5
§2 Возрастные психологические особенности ребенка шести-семи лет…………………….….9
§3 Психологические аспекты средств массовой информации…………………….…….…...…10
§4 Выдвижение и обоснование гипотезы…………………………………..………..…………...16
3) Практическая часть……………………………………………………………………………....…18
4) Заключение
5) Библиография

Файлы: 1 файл

мой курсовик1.docx

— 114.37 Кб (Скачать файл)

   По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут в день, начиная с 6 лет - не более 1 часа в день. Дошкольник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребёнку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Слова, не обращенные к нему лично и не предполагающие его ответа, не затрагивают волю ребёнка и не способствуют развитию его речевых навыков. Помимо этого телевизор как таковой предполагает бесконечный калейдоскоп картинок, сопровождаемых музыкой и отрывочными фразами. Осмысливать увиденное не нужно да и времени нет за одним кадром следует другой, они и «ведут» ребёнка, не оставляя ему возможности осознать увиденное. Ребёнок привыкает лишь пассивно воспринимать информацию. Он и в жизни как бы оказывается по ту сторону экрана и ждёт, когда кто- то «сделает» ему весело и интересно. Общение со сверстниками становиться формальным, дошкольнику не о чем разговаривать, обсуждать, гораздо проще нажать кнопку и ждать новых развлечений. И одно из самых негативных влияний на дошкольника, ребёнок становиться агрессивным. Дети не готовы адекватно воспринимать информацию с экрана, учёные выяснили, что только 50% родителей пытаются объяснить насильственные стороны, демонстрируемых телевидением, а 40% не придают никакого значения содержанию программ, которые смотрят их дети. Довольно часто на детской площадке дошкольного учреждения можно видеть такую картину: победитель с удовольствием бьёт побежденного, в то время как раньше, чтобы почувствовать себя победителем, достаточно было просто поймать противника.

  Однако бессмысленно исключать телевидение из жизни и воспитания дошкольника, но родители должны регулировать отношения ребёнка с телевизором, контролировать, то, что он смотрит. На практике же получается так, что в жизни современной семьи, экран заменяет дошкольнику читаемые ему взрослым сказки, мамины колыбельные, разговоры с папой. Телевидение не подходит на роль главного воспитателя: чрезмерное увлечение не идёт на пользу развитию психики дошкольника.

 

В зависимости  от склада и состояния нервной  системы, внушение происходит либо в  первой стадии гипноза, которая характеризуется  ощущением покоя, расслаблением  мышц, сохранением связи с окружающими  и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость  внушению. Основой внушения в гипнотическом  состоянии является возможность  поддерживать связь телевизора с  ребёнком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном  сообщении. Это звуковое сообщение, как правило, не прерывает гипнотического состояния и воздействует на психику  зрителя в соответствии с его  содержанием. Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности и цели, которую  утверждают внушением.

Мониторинг только одного телевизионного дня даёт нам  неутешительные результаты: по центральным  каналам в доступное для дошкольника  время демонстрируются зарубежные мультипликационные фильмы, со сценами  убийств, насилия и агрессии, со множеством тех спецприёмов, которые мы рассмотрели  выше («Мыши рокеры с Марса», «Годзилла», «Крутые бобры», «Человек – паук», «Дикая семейка Торнберри» «Губка Боб  квадратные штаны», «Симпсоны», «Черепашки – ниндзя» и др.). С двух до четырех  часов дня на экран выползают  нарисованные чудовища. В этом можно  убедиться, заглянув в названные  часы на канал СТС, ТНТ или любой  другой. Полуроботы - полулюди выползают  из разрушенных катакомб и устраивают войну миров. В «правом деле»  им помогают скелеты с зелеными волосами и черными губами, которые именуются  женщинами, красавицами и любимыми.

В декабре 1997 года по Японии прокатилась волна эпилептических припадков, случавшихся во время  демонстрации мультика "Покемон" (сокращение от Pocket Monsters - "карманные  монстры"). Утверждалось, что приступы эпилепсии провоцировались мигающим экраном. В "опасной" сцене (а эпилепсию  вызывала совершенно определенная сцена) красный фон сменялся голубым. Фотосенситивная (светочувствительная) эпилепсия - это  такое состояние, при котором  мерцающий свет большой интенсивности  вызывает эпилептические приступы. В  последнее время появилась информация об увеличении случаев таких приступов, что связывают с массовым увлечением видеоиграми. Телевизор является наиболее мощным фактором, вызывающим приступы у людей с фотосенситивной  эпилепсией.

 

 

 

§4 Выдвижение и обоснование гипотезы

Информационный  бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в  современном обществе, игнорируя  такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие  компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные  и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны  визуальных СМИ (*средства массовой информации). Исходя из теоретической базы, невольно задаешься вопросом: а как в  современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника  зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации)? 

        Ведь ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе.

В первой главе  я рассмотрела важнейшие концепции феномена детской агрессивности (концепция С. Бендера, А. Басса, Э. Фромма, А. Дарки, К. Лоренца, психоаналитический подход).

Теоретический анализ феномена детской агрессивности показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. Предметно проанализировав различные концепции, придерживаюсь точки зрения Н.Д.Левитова, который полагает, что «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».

Также в первой главе я проанализировала возрастные психологические особенности ребёнка шести–семи лет. Анализ психических процессов детей данной возрастной группы показал, что внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым, возможности произвольного внимания становятся достаточно велики; память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления; формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка старшего дошкольного возраста; развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления; развиваются различные формы образного мышления.

В третьем параграфе  я рассмотрела психологические аспекты средств массовой информации. Согласно многолетним исследованиям, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей не была в полной мере выяснена. Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных методов и приемов, степень влияния СМИ на агрессивное поведение детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный (а иногда и отнюдь не научный), бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в пользу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека, в частности, провоцируют его агрессивное поведение (особенно это заметно на примере детей дошкольного возраста).

 

 

 

Практическая  часть

§1 Организация исследования

Цель  эксперимента: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

Гипотеза эксперимента: я предполагаю, что в ходе исследования установится прямая зависимость уровня агрессивности ребёнка-дошкольника с тем, что он смотрит по телевизору.

Задачи эксперимента:

1) Проанализировать взаимосвязь проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;

2) Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Этапы исследования:

1) подготовительный (на данном этапе была сформулирована проблема, выдвинута гипотеза, сформулированы задачи)

2) эмпирический (сбор данных)

3) обработка полученных  результатов

4) интерпретация  полученных результатов

Методы исследования: эмпирические методы (анкетирование), методы обработки полученных данных (качественные), интерпретационные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2 Описание выборки

В эксперименте принимали участие 10 ребят в возрасте от 4 до 6 лет (детский сад №31, г.Санкт-Петербург, Красносельский район, ул.Добровольцев 22, корпус 2).

Дошкольный возраст – это  возраст, когда ребенок искренне отвечает на твои вопросы, с большой  радостью рисует картинки со всякими  вымышленными персонажами; и именно в этом возрасте можно выявить  уровень агрессивности малыша и  еще как-то успеть помочь ему,  разработав рекомендации для родителей и  воспитателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Описание методик

1. Анкета для родителей Лаврентьевой  Г.П. и Титаренко Т.М. (Приложение 1)

Инструкция. Родителям предлагается ответить на 20 вопросов-утверждений. Положительный  ответ на каждое предложенное утверждение  оценивается в 1 балл. Подсчитывается итоговая сумма баллов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Повышенный уровень агрессивности  – 16-20 баллов

Высокий уровень агрессивности  — 11-15 баллов.

Средний уровень агрессивности  — 6-10 баллов.

Слабый уровень агрессивности  —1-5 баллов.

2. Анкета для детьми на тему: «Я и телевизор» . (Приложение 2)

Возраст испытуемых – 6-7 лет.

Ребенку предлагается ответить на 4 вопроса. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов – в зависимости от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности. Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности), 1 балл - том случае ребёнком выбирается ответ с литерой «б», соответствующий присутствию некоторой доля агрессивности (но весьма невысокой); 2 балла – в случае выбора ребёнком ответа с литерой «в» (соответствующего высокому уровню агрессивности). В случае, если ребёнок придумывает собственные варианты ответов, выставление за них баллы производится по той же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов. Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценки результатов:

Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

3. Методика “Рисунок несуществующего животного”

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция: ребенок  придумывает животное, которого в природе не существует, и которого он не видел ни в книжках, ни в мультфильмах.

Оборудование: простой  карандаш средней твердости; стандартный  белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

На основании анализа каждого  рисунка подсчитывается итоговая сумма  балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень  агрессивности ребёнка).

 

Симптом

Балл

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

Неаккуратность рисунка

0,1

Большое количество острых углов

0,1

Верхнее размещение углов

0,1

Крупное изображение

0,1

Голова обращена вправо или анфас

0,1

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

Угрожающее выражение

0,1

Угрожающая поза

0,1

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

Хищник

0,1

Вожак или одинокий

0,1

При нападении дерется традиционным способом

0,1

Ночное животное

0,1

Другие признаки

0,1

Информация о работе Связь телевидения и агрессивности старших дошкольников