Связь темперамента и образа «Я» младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Симонова В.А. 311 курсовая.docx

— 147.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра начального образования

 

 

 

 

 

Связь темперамента и образа «Я» младших школьников

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                              Исполнитель: Симонова В.А.

                                                              студентка 311 гр.

                                               заочного отделения ФППО

                                                              Руководитель:

                                                              Храмкова Е.Ю.,

                                                     к.п.н, старший преподаватель 

                                     кафедры ПиПДиНО

 

 

 

 

Нижний Тагил

2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников

1.1.Психологические особенности  детей младшего школьного возраста…

1.2. Особенности темперамента  младших школьников……………..………..

1.3.Особенности образа  «Я» детей младшего школьного возраста……………

Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.

2.1. Методы организации  эмпирического исследования……………………..

2.2.Результат изучения  связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………

2.3. Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………….

Приложения…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное общество с его высокой динамичностью, обусловленной политическими, социально-экономическими, научно-техническими факторами, ставит перед психолого-педагогическими науками важную проблему - проблему развития активной творческой личности, способной успешно проявлять себя в разных видах деятельности. С ее решением связано становление человека как субъекта деятельности. Теоретические и экспериментальные разработки многих психологов (C.JI. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, М.И. Лисина, А.И. Силвестру, Е.А. Климов, В.В. Овсянникова и др.) показывают, что обращение к сфере Я-образа должно прояснить важную сторону формирования человека как субъекта деятельности, вскрыть механизм сознательной рефлексии на изменение его отношений с миром. Психологическое исследование развития Я-образа в младшем школьном возрасте особо значимо в контексте решения проблемы становления субъекта учебной деятельности, так как младший школьный возраст - период, когда учебная деятельность является ведущей, когда она становится основной формой активности учащихся (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкин, А.К. Маркова, А.К. Дусавицкий).

Активное отношение младшего школьника к деятельности невозможно без развития его способности к осознанию и оцениванию своих психологических особенностей, возможностей, успехов в деятельности. Осознание себя субъектом деятельности является важной составляющей самосознания младшего школьника. Которое определяет своеобразие его поведения. От уровня осознания себя субъектом деятельности на этом этапе будет в значительной степени зависеть дальнейшее развитие образа «Я» в более старшем возрасте.

Базовые психологические концепции предполагают, что образ «Я» служит интегрирующей основой психологической активности в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, брачно-семейной, учебной, общественно-организационной и т.д.

Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя.  Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), М.В.Бодунова (1977г.), В.М.Русалова, И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой - Томиной и многих других.

Тема является актуальной, поскольку без знаний теории темпераментов сложно строить взаимоотношения. Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, дает возможность варьировать приемами воспитательных воздействий.

Вышесказанное определяет противоречие между необходимостью изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников, и отдельными недостатками в организации данного процесса.

Обнаруженное противоречие обозначило проблему исследования связанную с поиском взаимосвязи темперамента и образа «Я» младших школьников.

Актуальность исследования, выявленные противоречие и проблема определили выбор темы исследования: «Связи темперамента и образа «Я» младших школьников».

Объект исследования - младшие школьники.

Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.

Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.

Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.

Задачи исследования:

1.На основании изучения  психолого-педагогической литературы  рассмотреть связь темперамента с образом «Я» младших школьников.

2. Описать особенности темперамента и образа «Я» младших школьников;

3. Подобрать методики  психологической диагностики, направленные  на выявление типа темперамента и образа «Я» и описать  методы математической статистики.

4. Провести психологическую  диагностику и обработать результаты.

5. Представить результаты  исследования.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы :

- теоретические (теоретический анализ психолого-педагогической литературы, сравнение),

- эмпирические (тестирование, опрос, анализ документов).

  1. Диагностика типа темперамента младших школьников проведена с помощью метода наблюдения и опросника Г. Айзенка, адаптированного для младших школьников.
  2. Для выявления образа «Я» были использованы такие методики, как тест Куна. Тест «Кто Я?» (М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой), методика «Лестница» Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн, проективная рисуночная проба «Нарисуй букву Я»

База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №6 г. Кушва. В исследовании приняли участие младшие школьники 1 «в» класса, в возрасте 7 лет.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников

(точки в заголовках не ставим)

1.1.Психологические  особенности детей младшего школьного  возраста

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 10-11 лет.

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни.

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

  1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
  2. Завершается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению.
  3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
  4. Мотивация достижения становится доминирующей.
  5. Происходит смена распорядка дня.
  6. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность. Ссылки!!!

Надо различать учебную деятельность и учение. Учение есть в разных возрастах. Но учебная деятельность имеет совершенно другую структуру. Цель учебной деятельности рассматривается не только в плане приобретения знаний, а главным образом в плане обогащения, «перестраивания» личности ребенка. По мнению Д.Б. Эльконина, результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие, приобретение ребенком новых.

Структура учебной деятельности по Эльконину:

  1. Учебная задача. Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение способами действий. Например: при обучении детей сложению с переходом через десяток в качестве способа выступает конкретное действие - разложение второго слагаемого на две части, из которых одна заполняет первое слагаемое до 10, а другая прибавляется к десятку. При решении задания 7+8 основное действие разложение числа 8 на 3 и 5 - и есть то действие, которое по отношению ко всему сложению с переходом через десяток выступает как способ.
  2. Учебные действия школьников, с помощью которых можно решить задачу.
  3. Действие контроля. Состоит в сопоставлении воспроизводимого результата с образцом через его образ.
  4. Самоконтроль
  5. Оценка
  6. Самооценка

Внимание младшего школьника. В начале обучения преобладает непроизвольное внимание (возникает и поддерживается независимо от сознания человека). Реакция на все новое, яркое, необычное сильна в этом возрасте. Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека; распределение внимания — слабое; отличается большой неустойчивостью, легкой отвлекаемостью.

Внимание школьников зависит от:

  • организации активной умственной деятельности.
  • доступности учебного материала.
  • эмоций и чувств детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание.
  • интересы и потребности учащихся.

При усвоении учебного материала необходимо преднамеренное или произвольное запоминание и воспроизведение. Приступая к обучению в школе, дети уже умеют запоминать непроизвольно, но это умение несовершенно. Учебная деятельность стимулирует развитие произвольной памяти школьника, ставя ученика в условия необходимости произвольного запоминания и воспроизведения программного материала

Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника.

Развитие мышления школьников выражается:

  1. В качественном развитии и изменении практически действенного, образного и понятийного теоретического мышления.
  2. В совершенствовании операций мышления: анализа, синтеза, индукции и дедукции, понятия, классификации, систематизации и др.
  3. В формировании навыков мыслительной деятельности.
  4. В развитии осознания процессов своего мышления и организации целенаправленного его течения.

Мышление происходит в речевой форме, совершенствуется в речевом общении людей. В свою очередь речь формируется мышлением. Показателем взаимного развития мышления и речи является формирование у школьников умения составлять план изучаемого материала.

Одна из характерных особенностей мышления младших школьников -тенденция к трафаретным решениям, к использованию известных приемов при решении новых задач.

В младшем школьном возрасте продолжается развитие восприятия. Благодаря совершенствованию наблюдения восприятие превращается во все более целенаправленный и управляемый процесс. Восприятие младшего школьника характеризуется тем, что:

  • первоначально носит непроизвольный характер.
  • определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов.
  • в 1 - 2-м классе отличается слабой дифференцированностью (часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, цифры 6 и 9).

Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения:

  • дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное.
  • изменяются и  причины избирательности восприятия. Все большее значение приобретают субъективные причины.

Значительные трудности для младших школьников представляет восприятие времени. Восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным (Н. С. Шабалин). Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5. 10, 16 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени.  Оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче.

Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников