Связь темперамента и образа «Я» младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Симонова В.А. 311 курсовая.docx

— 147.70 Кб (Скачать файл)

Таким образом, младший школьный возраст это возраст интенсивного интеллектуального развития. На основе интеллекта развиваются все остальные функции. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; научается выделять цель, условия и средства ее достижения, появляется способность к теоретическому мышлению. Все эти достижения свидетельствуют о переходе ребенка к следующему возрастному периоду.

 

 

1.2. Особенности  темперамента детей младшего  школьного возраста

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических  процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Выделяют три сферы проявления темперамента:  общую   активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью  объемом  взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По  этому  параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным,  инициативным,  активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно  рассматривать как частные выражения общей активности.  К  ним  относятся  темп,  быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об  эмоциональности  как  проявлении  темперамента,  то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

Темперамент  изучают  с  точки  зрения  его физиологической основы, а также исходя  из  особенностей  его  проявления  в виде различных психологических качеств  и  характеристик.  При  этом  первые исследования темперамента были связаны именно с  первым  направлением  -  на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда  связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.

Корнями эта физиологическая ветвь  учения  о  темпераменте  уходит  в античный период. Гиппократ (V в. до н.э.) описал  четыре  типа  темперамента, исходя из физиологических  представлений  того  времени.  Считалось,  что  в организме человека имеется четыре  основных  жидкости,  или  "сока":  кровь, слизь,  желтая  желчь  и  черная  желчь.  Смешиваясь  в  каждом  человеке  в определенных пропорциях, они и составляют его  темперамент  (лат. - смесь, соотношение).  Конкретное  наименование  каждый   темперамент   получил   по названию   той   жидкости,   которая   якобы   преобладает   в    организме.

Соответственно были выделены  следующие  типы  темперамента:  сангвинический (от  лат.  sanguis  -  кровь),  холерический  (от  греч.  chole  -   желчь), флегматический (от греч.  phlegma  -  слизь)  и  меланхолический  (от  греч. melaina chole черная желчь).

Но со временем  появились  умозаключения  о  том,  какие  психические свойства должны быть у человека, в  организме  которого  преобладает  кровь, желтая  желчь  и  т.д.  Отсюда  и  появились  психологические   описания   - "портреты"  различных  темпераментов.  Рассмотрим   кратко   эти   описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (описания французского  писателя  Стендаля  и  немецкого  философа  Канта).   Описания Стендаля   содержат   все   признаки    общежитейского    представления    о темпераментах, которое мало изменилось и по настоящий день.

Существуют  и  выделяются  исследователями  и   педагогами   особенности проявления  темпераментных  особенностей  младших  школьников  в  протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты  не  сидит  спокойно,  вертит  что-нибудь  в  руках.  Часто  тянет  руку,  разговаривает   с   соседом.   Очень впечатлителен, легко  увлекается.  Эмоционально  рассказывает  о  полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое,  интересное.  Но  его увлечения не всегда постоянны и устойчивы —  увлекшись  новым  делом,  легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его  живых глазах. Поэтому легко угадать  его  настроение,  отношение  к  человеку  или предмету. На интересных для  него  занятиях  проявляет  большую  активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно,  тут  же  начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку  в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ —  заинтересовать  его.

Не любит кропотливых занятий, любит такую  деятельность,  которая  позволяет быстро  добиться  результата.  Настроение  его   часто   меняется.   Получив замечание, он может очень  расстроиться,  даже  расплакаться.  Однако  очень быстро совершенно забывает об  этом,  начиная  бегать,  играть  с  друзьями. Быстро привыкает к новой  обстановке,  новым  требованиям.  Легко  входит  в контакт со  сверстниками,  является  активным  членом  детского  коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно   ученики   сангвинистического   темперамента    быстро    решают практические  и  теоретические  задачи,  если  для  этого  у   них   имеется соответствующий запас знаний.  Они  быстро  говорят:  речь  их  эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится.  На  переменах  такие  ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

Холерик.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу.  Непрерывно  разговаривает  с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов  ответить, не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит  громко,  быстро.  Почти никогда не сидит на месте, готов все  время  бегать,  затевать  потасовки  с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко  вступает  в  драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро  меняющееся  настроение. Отличается  очень  выразительными  и  сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой,  энергичной  жестикуляцией.  Не сдержан  и  непоседлив (его  рисунки  обычно  крупные).  Но  в   выполнении   поручений   проявляет уверенность,  упорство.  Его  интересы  довольно  постоянны,  устойчивы.  Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

 У холериков мыслительные  процессы протекают энергично  и  поддерживаются устойчивым  вниманием.  Такие   ученики,   читают   быстрее,   рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он  должен  потом  долго  отдыхать.

Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения  их  отличаются большой  силой,  резкостью  и  выразительностью.  У  них   богатая   мимика, энергичные жесты.

Флегматик.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не  сразу и  без  какой-либо  живости.  Если  не  знает  точного  ответа  на   вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной  нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть  усталым.  Он  говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся  хорошо,  подтрунивая  над его  медлительностью.  Окружающие   всегда   стараются   его   растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия  по  математике.  Его  привязанности достаточно постоянны. Он  добродушен,  очень  редко  выходит  из  себя,  его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание  мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая,  интонационно  маловыразительная. Обычно учителю трудно  добиться  у  них  выразительности  при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков  характеризуется  устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают  медлительностью  и  слабостью  своих  действий.  На уроках они  обычно  сидят  спокойно,  не  вертятся  за  партой,  не  толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик  не  любит  лишних  движений,  а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже  медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник - флегматик, хорошо  владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем  ученик  живого  типа. Движения его спокойные и  медленные,  мимика -  бедная  и  маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик.

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда  в  одной  и той же позе. Постоянно  что-нибудь  держит  и  вертит  в  руках.  Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен,  мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и  подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения,  но  внешне  эти  переживания  выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю.  Отвечает  медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым  мягким  замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при  выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит  работу  до конца. Настроение колеблется между  подавленным  и  спокойно-веселым.  Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с  малознакомыми,  новыми людьми, в новой обстановке проявляет  неловкость.  Но  в  благоприятных  для него условиях его впечатлительность, тонкая  эмоциональная  чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит  ухаживать за цветами, животными. Отличается  отзывчивостью,  всегда  готов  придти  на помощь.

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий  эти дети должны делать довольно частые перерывы  для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны  и  говорят  тихим  голосом.

Внимание  такой  ребенок   может   сосредоточить   только   при   отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов  не  выделяется  разнообразием.  На  уроках  такие ученики сидят неподвижно, а на перемене  оживляются.  Однако,  движения  их, как правило, суетливые, не отличаются  энергией,  мимика  маловыразительная, жесты скупые и вялые.

 

1.3.Особенности  образа «Я» детей младшего школьного возраста.

Образ «Я» или «Я» -  концепция – это целостный образ собственного «Я» человека. Его обобщенное представление о самом себе, система взглядов относительно собственной личности, которая достаточно стабильна, более или менее осознана.

Традиционно «Я» - концепция определяется как динамическая система представлений человека о себе. По определению Р. Бернса в структуре «Я» - концепции выделяют образ Я, самооценку и потенциальную реакцию поведения. «Я» - концепцию рассматривают как совокупность установок индивида, направленных на себя. Но следует отметить, что в произведениях разных авторов итоговым измерением «Я» - концепции выступает определенное обобщенное отношение к собственной личности, которое разные исследователи называют по-разному: самопринятие (К. Роджерс), самоуважение (И. С. Кон), обобщенная самооценка (А. И. Захарова), самоотношение (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), образ – Я (М. И. Боришевский, И. Д. Бех.

«Я» - концепция формируется под влиянием жизненного опыта человека. Прежде всего, отношений родителей и детей, однако достаточно рано она сама приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижений и тем самым на собственную самооценку.

Теперь подробнее рассмотрим формирование образа «Я» («Я» - концепции) в младшем школьном возрасте.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Меняется восприятие своего места в системе отношений. По мнению Л. С. Выготского, кризис 7 лет характеризуется обобщением переживаний, способствует формированию устойчивых аффективных комплексов. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи. Такая перестройка эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутренней жизни ребенка. Часто внутреннее жизнь не соответствует внешней. Ребенок думает, прежде чем что-то сделать, начинает скрывать свои переживания. Соответственно, теряется детская непосредственность. Возникает новый уровень самосознания детей – внутренняя позиция, которая проявляется в отношении к себе, окружающим людям, событиям. Это характеризуется тем, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которых она пытается придерживаться. В период от 5 до 12 лет меняется представление школьников о морали – от морального реализма (непоколебимое, однозначное понимание добра и зла, бездумное выполнение требований взрослого) к моральному релятивизму (в каждом поступке можно увидеть моральное оправдание и то, что можно осудить; иногда можно поступить не так, как считает взрослый).

Согласно концепции Э. Эриксона, в этот период формируется такое личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей. С каждым годом младшие школьники становятся самостоятельнее, а их суждения критичными. Самостоятельность младших школьников сочетается с зависимостью от взрослых. Начиная с 3-го класса, у младших школьников появляется настойчивость как волевая черта характера.

Трудолюбие возникает как следствие успехов при приложении определенных усилий и получении поощрения за это. Эта черта развивается в учебе и труде.

У ребенка закрепляется устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха. На мотивацию достижения успеха влияют такие личностные образования, как самооценка и уровень притязаний.

У младших школьников бывает самооценка различных типов. В онтогенетическом плане отношение к себе возникает очень рано и является линейным отражением отношение близких взрослых к ребенку.

Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников