Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности  детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента  младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа  «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации  эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения  связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………
Задание предлагается в виде лестниц. Лестница состоит из шести степенек: оценка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту.
Ход исследования. Ребёнку по очереди предлагается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. Наверху самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем). Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассников по счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозначая своё положение на лестнице цветным карандашом.
Анализ результатов. Каждой ступеньке присуще количество баллов.
Нормальная самооценка – 3-4 лесенке – (3-4 балла)
Завышенная самооценка – 5-6 лесенка (5-6 баллов)
Заниженная самооценка – 1-2 лесенка (1-2 балла)
 
2.2. Результаты изучения темперамента и образа «Я» младших школьников
Для изучения темперамента младших школьников мы использовали данные полученные в ходе эмпирического исследования.
Исследование типа темперамента младших школьников проводилось на базе МКОУ средняя общеобразовательная школа №6 г Кушвы. Для исследования был выбран 3 «В» класс в количестве 25 человек (13 мальчиков и 12 девочек), классный руководитель Яговцева Людмила Юрьевна. Возраст испытуемых 9-10 лет.
Для изучения типа темперамента мы использовали методику «Тест-опросник Айзенка». Анализ результатов представлен в таблице (рис.1)
Рис.1 Тип темперамента
| Психологический тип | Кол-во учащихся | % от общего кол-ва учащихся | 
| Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении | 6 | 24% | 
| Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) | 3 | 12% | 
| Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) | 9 | 36% | 
| Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик) | 1 | 4% | 
| Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик) | 1 | 4% | 
| Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) | 5 | 20% | 
Рис. 1
Для изучения образа «Я» мы использовали методику «Лестница» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял, направленную на выявлении самооценки младших школьников как составляющей образа «Я». Анализ результатов представлен в таблице (рис 2).
Рис.2 Уровень самооценки
| № | Кол-во баллов | Самооценка | 
| 1 | 3 | Нормальная | 
| 2 | 5 | Завышенная | 
| 3 | 5 | Завышенная | 
| 4 | 3 | Нормальная | 
| 5 | 6 | Завышенная | 
| 6 | 2 | Заниженная | 
| 7 | 6 | Завышенная | 
| 8 | 5 | Завышенная | 
| 9 | 5 | Завышенная | 
| 10 | 4 | Нормальная | 
| 11 | 2 | Заниженная | 
| 12 | 2 | Заниженная | 
| 13 | 5 | Завышенная | 
| 14 | 2 | Заниженная | 
| 15 | 4 | Нормальная | 
| 16 | 2 | Заниженная | 
| 17 | 3 | Нормальная | 
| 18 | 3 | Нормальная | 
| 19 | 5 | Завышенная | 
| 20 | 4 | Нормальная | 
| 21 | 2 | Заниженная | 
| 22 | 6 | Завышенная | 
| 23 | 1 | Заниженная | 
| 24 | 4 | Нормальная | 
| 25 | 6 | Завышенная | 
Уровень самооценки у детей 3 «В» класса представлен в таблице (рис.3)
Рис.3 Уровень самооценки
| Уровень самооценки | Кол-во учащихся | % от общего кол-ва учащихся | 
| Завышенная | 9 | 36% | 
| Нормальная | 8 | 32% | 
| Заниженная | 8 | 32% | 
Рис.2
Используя непараметрический метод корреляционного анализа – критерий ρ-Спирмена, произведем расчет коэффициента ранговой корреляции для установления взаимосвязи типа темперамента и уровня самооценки.
1) Сопоставим каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию.
2) Определим разности 
рангов каждой пары 
3) Возведем в 
квадрат каждую разность и 
суммируем полученные 
4) Вычислим коэффициент корреляции рангов по формуле
, где n – количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D – разность 
между рангами по двум 
– сумма квадратов разностей рангов.
Результаты ранжирования отражены в таблице 8
Таблица 8
Результаты ранжирования с использованием коэффициента Спирмена
| Ученики | Инд. значение | РАНГ 1 | Инд.значение | РАНГ 2 | d | d2 | 
| 1 | 3 | 9,5 | 25 | 2,5 | 7 | 49 | 
| 2 | 5 | 18,5 | 25 | 2,5 | 16 | 256 | 
| 3 | 5 | 18,5 | 49 | 21 | -2,5 | 6,25 | 
| 4 | 3 | 9,5 | 41 | 15 | -5,5 | 30,25 | 
| 5 | 6 | 23,5 | 30 | 8,5 | 15 | 225 | 
| 6 | 2 | 4,5 | 30 | 8,5 | -4 | 16 | 
| 7 | 6 | 23,5 | 28 | 6,5 | 17 | 289 | 
| 8 | 5 | 18,5 | 25 | 2,5 | 16 | 256 | 
| 9 | 5 | 18,5 | 51 | 23 | -4,5 | 20,25 | 
| 10 | 4 | 13,5 | 45 | 17,5 | -4 | 16 | 
| 11 | 2 | 4,5 | 25 | 2,5 | 2 | 4 | 
| 12 | 2 | 4,5 | 32 | 11 | -6,5 | 42,25 | 
| 13 | 5 | 18,5 | 32 | 11 | 7,5 | 56,25 | 
| 14 | 2 | 4,5 | 56 | 25 | -20,5 | 420,25 | 
| 15 | 4 | 13,5 | 54 | 24 | -10,5 | 110,25 | 
| 16 | 2 | 4,5 | 45 | 17,5 | -13 | 169 | 
| 17 | 3 | 9,5 | 35 | 14 | -4,5 | 20,25 | 
| 18 | 3 | 9,5 | 42 | 16 | -6,5 | 42,25 | 
| 19 | 5 | 18,5 | 50 | 22 | -3,5 | 12,25 | 
| 20 | 4 | 13,5 | 47 | 19,5 | -6 | 36 | 
| 21 | 2 | 4,5 | 33 | 13 | -8,5 | 72,25 | 
| 22 | 6 | 23,5 | 32 | 11 | 12,5 | 156,25 | 
| 23 | 1 | 1 | 26 | 5 | -4 | 16 | 
| 24 | 4 | 13,5 | 28 | 6,5 | 7 | 49 | 
| 25 | 6 | 23,5 | 47 | 19,5 | 4 | 16 | 
| 325 | 325 | 2386 | 
РАНГ 1 – показатели самооценки РАНГ 2 – показатели темперамента
Вычислим коэффициент ранговой корреляции по формуле:
Pэмп= 1 –
Для нахождения уровня значимости обращаемся к таблице 9, в которой приведены критические значения для коэффициентов ранговой корреляции.
| п | Р | п | Р | ||||||
| 0,10 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | 0,10 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | ||
| 5 | 0,805 | 0,878 | 0,959 | 0,991 | 46 | 0,246 | 0,291 | 0,376 | 0,469 | 
| 6 | 0,729 | 0,811 | 0,917 | 0,974 | 47 | 0,243 | 0,288 | 0,372 | 0,465 | 
| 7 | 0,669 | 0,754 | 0,875 | 0,951 | 48 | 0,240 | 0,285 | 0,368 | 0,460 | 
| 8 | 0,621 | 0,707 | 0,834 | 0,925 | 49 | 0,238 | 0,282 | 0,365 | 0,456 | 
| 9 | 0,582 | 0,666 | 0,798 | 0,898 | 50 | 0,235 | 0,279 | 0,361 | 0,451 | 
| 10 | 0,549 | 0,632 | 0,765 | 0,872 | 51 | 0,233 | 0,276 | 0,358 | 0,447 | 
| 11 | 0,521 | 0,602 | 0,735 | 0,847 | 52 | 0,231 | 0,273 | 0,354 | 0,443 | 
| 12 | 0,497 | 0,576 | 0,708 | 0,823 | 53 | 0,228 | 0,271 | 0,351 | 0,439 | 
| 13 | 0,476 | 0,553 | 0,684 | 0,801 | 54 | 0,226 | 0,268 | 0,348 | 0,435 | 
| 14 | 0,458 | 0,532 | 0,661 | 0,780 | 55 | 0,224 | 0,266 | 0,345 | 0,432 | 
| 15 | 0,441 | 0,514 | 0,641 | 0,760 | 56 | 0,222 | 0,263 | 0,341 | 0,428 | 
| 16 | 0,426 | 0,497 | 0,623 | 0,742 | 57 | 0,220 | 0,261 | 0,339 | 0,424 | 
| 17 | 0,412 | 0,482 | 0,606 | 0,725 | 58 | 0,218 | 0,259 | 0,336 | 0,421 | 
| 18 | 0,400 | 0,468 | 0,590 | 0,708 | 59 | 0,216 | 0,256 | 0,333 | 0,418 | 
| 19 | 0,389 | 0,456 | 0,575 | 0,693 | 60 | 0,214 | 0,254 | 0,330 | 0,414 | 
| 20 | 0,378 | 0,444 | 0,561 | 0,679 | 61 | 0,213 | 0,252 | 0,327 | 0,411 | 
| 21 | 0,369 | 0,433 | 0,549 | 0,665 | 62 | 0,211 | 0,250 | 0,325 | 0,408 | 
| 22 | 0,360 | 0,423 | 0,537 | 0,652 | 63 | 0,209 | 0,248 | 0,322 | 0,405 | 
| 23 | 0,352 | 0,413 | 0,526 | 0,640 | 64 | 0,207 | 0,246 | 0,320 | 0,402 | 
| 24 | 0,344 | 0,404 | 0,515 | 0,629 | 65 | 0,206 | 0,244 | 0,317 | 0,399 | 
| 25 | 0,337 | 0,396 | 0,505 | 0,618 | 66 | 0,204 | 0,242 | 0,315 | 0,396 | 
| 26 | 0,330 | 0,388 | 0,496 | 0,607 | 67 | 0,203 | 0,240 | 0,313 | 0,393 | 
| 27 | 0,323 | 0,381 | 0,487 | 0,597 | 68 | 0,201 | 0,239 | 0,310 | 0,390 | 
| 28 | 0,317 | 0,374 | 0,479 | 0,588 | 69 | 0,200 | 0,237 | 0,308 | 0,388 | 
| 29 | 0,311 | 0,367 | 0,471 | 0,579 | 70 | 0,198 | 0,235 | 0,306 | 0,385 | 
| 30 | 0,306 | 0,361 | 0,463 | 0,570 | 80 | 0,185 | 0,220 | 0,286 | 0,361 | 
| 31 | 0,301 | 0,355 | 0,456 | 0,562 | 90 | 0,174 | 0,207 | 0,270 | 0,341 | 
| п | Р | п | Р | ||||||
| 0,10 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | 0,10 | 0,05 | 0,01 | 0,001 | ||
| 32 | 0,296 | 0,349 | 0,449 | 0,554 | 100 | 0,165 | 0,197 | 0,256 | 0,324 | 
| 33 | 0,291 | 0,344 | 0,442 | 0,547 | 110 | 0,158 | 0,187 | 0,245 | 0,310 | 
| 34 | 0,287 | 0,339 | 0,436 | 0,539 | 120 | 0,151 | 0,179 | 0,234 | 0,297 | 
| 35 | 0,283 | 0,334 | 0,430 | 0,532 | 130 | 0,145 | 0,172 | 0,225 | 0,285 | 
| 36 | 0,279 | 0,329 | 0,424 | 0,525 | 140 | 0,140 | 0,166 | 0,217 | 0,275 | 
| 37 | 0,275 | 0,325 | 0,418 | 0,519 | 150 | 0,135 | 0,160 | 0,210 | 0,266 | 
| 38 | 0,271 | 0,320 | 0,413 | 0,513 | 200 | 0,117 | 0,139 | 0,182 | 0,231 | 
| 39 | 0,267 | 0,316 | 0,408 | 0,507 | 250 | 0,104 | 0,124 | 0,163 | 0,207 | 
| 40 | 0,264 | 0,312 | 0,403 | 0,501 | 300 | 0,095 | 0,113 | 0,149 | 0,189 | 
| 41 | 0,260 | 0,308 | 0,398 | 0,495 | 350 | 0,088 | 0,105 | 0,138 | 0,175 | 
| 42 | 0,257 | 0,304 | 0,393 | 0,490 | 400 | 0,082 | 0,098 | 0,129 | 0,164 | 
| 43 | 0,254 | 0,301 | 0,389 | 0,484 | 450 | 0,078 | 0,092 | 0,121 | 0,155 | 
| 44 | 0,251 | 0,297 | 0,384 | 0,479 | 500 | 0,074 | 0,088 | 0,115 | 0,147 | 
| 45 | 0,248 | 0,294 | 0,380 | 0,474 | 600 | 0,067 | 0,080 | 0,105 | 0,134 | 
Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников