Связь темперамента и образа «Я» младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………

Файлы: 1 файл

Симонова В.А. 311 курсовая.docx

— 147.70 Кб (Скачать файл)

Задание предлагается в виде лестниц. Лестница состоит из шести степенек: оценка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту.

Ход исследования.  Ребёнку по очереди предлагается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. Наверху самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем). Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассников по счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозначая своё положение на лестнице цветным карандашом.

Анализ результатов. Каждой ступеньке присуще количество баллов.

Нормальная самооценка – 3-4 лесенке – (3-4 балла)

Завышенная самооценка – 5-6 лесенка (5-6 баллов)

Заниженная самооценка – 1-2 лесенка (1-2 балла)

 

2.2. Результаты  изучения темперамента и образа «Я» младших школьников

Для изучения темперамента младших школьников мы использовали  данные полученные в ходе эмпирического исследования.

Исследование типа темперамента младших школьников проводилось на базе МКОУ средняя общеобразовательная школа №6 г Кушвы. Для исследования был выбран 3 «В» класс в количестве 25 человек  (13 мальчиков и 12 девочек), классный руководитель Яговцева Людмила Юрьевна. Возраст испытуемых 9-10 лет.

Для изучения типа темперамента мы использовали методику «Тест-опросник Айзенка». Анализ результатов представлен в таблице (рис.1)

 

Рис.1 Тип темперамента

Психологический тип

Кол-во учащихся

% от общего  кол-ва учащихся

Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении

6

24%

Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик)

3

12%

Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник)

9

36%

Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик)

1

4%

Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик)

1

4%

Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик)

5

20%


 

Рис. 1

Для изучения образа «Я» мы использовали методику «Лестница» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял, направленную на выявлении самооценки младших школьников как составляющей образа «Я». Анализ результатов представлен в таблице (рис 2).

Рис.2 Уровень самооценки

Кол-во баллов

Самооценка

1

3

Нормальная

2

5

Завышенная

3

5

Завышенная

4

3

Нормальная

5

6

Завышенная

6

2

Заниженная

7

6

Завышенная

8

5

Завышенная

9

5

Завышенная

10

4

Нормальная

11

2

Заниженная

12

2

Заниженная

13

5

Завышенная

14

2

Заниженная

15

4

Нормальная

16

2

Заниженная

17

3

Нормальная

18

3

Нормальная

19

5

Завышенная

20

4

Нормальная

21

2

Заниженная

22

6

Завышенная

23

1

Заниженная

24

4

Нормальная

25

6

Завышенная


Уровень самооценки у детей 3 «В» класса представлен в таблице (рис.3)

Рис.3 Уровень самооценки

Уровень самооценки

Кол-во учащихся

% от общего 

кол-ва учащихся

Завышенная

9

36%

Нормальная

8

32%

Заниженная

8

32%


 

 

Рис.2 

 

 

 

 

 

Используя непараметрический метод корреляционного анализа – критерий ρ-Спирмена, произведем расчет коэффициента ранговой корреляции для установления взаимосвязи типа темперамента и уровня самооценки.

1) Сопоставим каждому  из признаков их порядковый  номер (ранг) по возрастанию.

2) Определим разности  рангов каждой пары сопоставляемых  значений.

3) Возведем в  квадрат каждую разность и  суммируем полученные результаты.

4) Вычислим коэффициент  корреляции рангов по формуле

, где n – количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);

D – разность  между рангами по двум переменным 

– сумма квадратов разностей рангов.

Результаты ранжирования отражены в таблице 8

Таблица 8

Результаты ранжирования с использованием коэффициента Спирмена

 

Ученики

Инд. значение

РАНГ 1

Инд.значение

РАНГ 2

d

d2

1

3

9,5

25

2,5

7

49

2

5

18,5

25

2,5

16

256

3

5

18,5

49

21

-2,5

6,25

4

3

9,5

41

15

-5,5

30,25

5

6

23,5

30

8,5

15

225

6

2

4,5

30

8,5

-4

16

7

6

23,5

28

6,5

17

289

8

5

18,5

25

2,5

16

256

9

5

18,5

51

23

-4,5

20,25

10

4

13,5

45

17,5

-4

16

11

2

4,5

25

2,5

2

4

12

2

4,5

32

11

-6,5

42,25

13

5

18,5

32

11

7,5

56,25

14

2

4,5

56

25

-20,5

420,25

15

4

13,5

54

24

-10,5

110,25

16

2

4,5

45

17,5

-13

169

17

3

9,5

35

14

-4,5

20,25

18

3

9,5

42

16

-6,5

42,25

19

5

18,5

50

22

-3,5

12,25

20

4

13,5

47

19,5

-6

36

21

2

4,5

33

13

-8,5

72,25

22

6

23,5

32

11

12,5

156,25

23

1

1

26

5

-4

16

24

4

13,5

28

6,5

7

49

25

6

23,5

47

19,5

4

16

   

325

 

325

 

2386


 

РАНГ 1 – показатели самооценки РАНГ 2 – показатели темперамента

Вычислим  коэффициент ранговой корреляции по формуле:

Pэмп= 1 –

Для нахождения уровня значимости обращаемся к таблице 9, в которой приведены критические значения для коэффициентов ранговой корреляции.

 

 

 

 

Таблица 9

КРИТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОРРЕЛЯЦИИ

г-ПИРСОНА (г-СПИРМЕНА) (п — объем выборки)

 

п

Р

п

Р

0,10

0,05

0,01

0,001

0,10

0,05

0,01

0,001

5

0,805

0,878

0,959

0,991

46

0,246

0,291

0,376

0,469

6

0,729

0,811

0,917

0,974

47

0,243

0,288

0,372

0,465

7

0,669

0,754

0,875

0,951

48

0,240

0,285

0,368

0,460

8

0,621

0,707

0,834

0,925

49

0,238

0,282

0,365

0,456

9

0,582

0,666

0,798

0,898

50

0,235

0,279

0,361

0,451

10

0,549

0,632

0,765

0,872

51

0,233

0,276

0,358

0,447

11

0,521

0,602

0,735

0,847

52

0,231

0,273

0,354

0,443

12

0,497

0,576

0,708

0,823

53

0,228

0,271

0,351

0,439

13

0,476

0,553

0,684

0,801

54

0,226

0,268

0,348

0,435

14

0,458

0,532

0,661

0,780

55

0,224

0,266

0,345

0,432

15

0,441

0,514

0,641

0,760

56

0,222

0,263

0,341

0,428

16

0,426

0,497

0,623

0,742

57

0,220

0,261

0,339

0,424

17

0,412

0,482

0,606

0,725

58

0,218

0,259

0,336

0,421

18

0,400

0,468

0,590

0,708

59

0,216

0,256

0,333

0,418

19

0,389

0,456

0,575

0,693

60

0,214

0,254

0,330

0,414

20

0,378

0,444

0,561

0,679

61

0,213

0,252

0,327

0,411

21

0,369

0,433

0,549

0,665

62

0,211

0,250

0,325

0,408

22

0,360

0,423

0,537

0,652

63

0,209

0,248

0,322

0,405

23

0,352

0,413

0,526

0,640

64

0,207

0,246

0,320

0,402

24

0,344

0,404

0,515

0,629

65

0,206

0,244

0,317

0,399

25

0,337

0,396

0,505

0,618

66

0,204

0,242

0,315

0,396

26

0,330

0,388

0,496

0,607

67

0,203

0,240

0,313

0,393

27

0,323

0,381

0,487

0,597

68

0,201

0,239

0,310

0,390

28

0,317

0,374

0,479

0,588

69

0,200

0,237

0,308

0,388

29

0,311

0,367

0,471

0,579

70

0,198

0,235

0,306

0,385

30

0,306

0,361

0,463

0,570

80

0,185

0,220

0,286

0,361

31

0,301

0,355

0,456

0,562

90

0,174

0,207

0,270

0,341


 

п

Р

п

Р

0,10

0,05

0,01

0,001

0,10

0,05

0,01

0,001

32

0,296

0,349

0,449

0,554

100

0,165

0,197

0,256

0,324

33

0,291

0,344

0,442

0,547

110

0,158

0,187

0,245

0,310

34

0,287

0,339

0,436

0,539

120

0,151

0,179

0,234

0,297

35

0,283

0,334

0,430

0,532

130

0,145

0,172

0,225

0,285

36

0,279

0,329

0,424

0,525

140

0,140

0,166

0,217

0,275

37

0,275

0,325

0,418

0,519

150

0,135

0,160

0,210

0,266

38

0,271

0,320

0,413

0,513

200

0,117

0,139

0,182

0,231

39

0,267

0,316

0,408

0,507

250

0,104

0,124

0,163

0,207

40

0,264

0,312

0,403

0,501

300

0,095

0,113

0,149

0,189

41

0,260

0,308

0,398

0,495

350

0,088

0,105

0,138

0,175

42

0,257

0,304

0,393

0,490

400

0,082

0,098

0,129

0,164

43

0,254

0,301

0,389

0,484

450

0,078

0,092

0,121

0,155

44

0,251

0,297

0,384

0,479

500

0,074

0,088

0,115

0,147

45

0,248

0,294

0,380

0,474

600

0,067

0,080

0,105

0,134

Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников