Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………
Задание предлагается в виде лестниц. Лестница состоит из шести степенек: оценка себя по уму, здоровью, счастью, смелости, доброте, росту.
Ход исследования. Ребёнку по очереди предлагается 6 карточек с лестницами. К каждой карточке в отдельности даётся инструкция. Например: «Допустим, на этой лестнице расположены все твои одноклассники. Наверху самые счастливые (показываем), внизу – самые несчастливые (показываем). Как ты думаешь, где твой место среди твоих одноклассников по счастью? Где бы ты поставил себя? Укажи своё место на ступеньках лестницы и обозначь его точкой». Испытуемый работает с каждой карточкой в отдельности, обозначая своё положение на лестнице цветным карандашом.
Анализ результатов. Каждой ступеньке присуще количество баллов.
Нормальная самооценка – 3-4 лесенке – (3-4 балла)
Завышенная самооценка – 5-6 лесенка (5-6 баллов)
Заниженная самооценка – 1-2 лесенка (1-2 балла)
2.2. Результаты изучения темперамента и образа «Я» младших школьников
Для изучения темперамента младших школьников мы использовали данные полученные в ходе эмпирического исследования.
Исследование типа темперамента младших школьников проводилось на базе МКОУ средняя общеобразовательная школа №6 г Кушвы. Для исследования был выбран 3 «В» класс в количестве 25 человек (13 мальчиков и 12 девочек), классный руководитель Яговцева Людмила Юрьевна. Возраст испытуемых 9-10 лет.
Для изучения типа темперамента мы использовали методику «Тест-опросник Айзенка». Анализ результатов представлен в таблице (рис.1)
Рис.1 Тип темперамента
Психологический тип |
Кол-во учащихся |
% от общего кол-ва учащихся |
Экстраверт, постоянно стремящийся к доминированию в общении |
6 |
24% |
Эмоционально неустойчивый интроверт (меланхолик) |
3 |
12% |
Эмоционально устойчивый экстраверт (сангвиник) |
9 |
36% |
Эмоционально устойчивый интроверт, необщительный (необщительный флегматик) |
1 |
4% |
Эмоционально устойчивый интроверт, довольно общительный (общительный флегматик) |
1 |
4% |
Эмоционально неустойчивый экстраверт (холерик) |
5 |
20% |
Рис. 1
Для изучения образа «Я» мы использовали методику «Лестница» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял, направленную на выявлении самооценки младших школьников как составляющей образа «Я». Анализ результатов представлен в таблице (рис 2).
Рис.2 Уровень самооценки
№ |
Кол-во баллов |
Самооценка |
1 |
3 |
Нормальная |
2 |
5 |
Завышенная |
3 |
5 |
Завышенная |
4 |
3 |
Нормальная |
5 |
6 |
Завышенная |
6 |
2 |
Заниженная |
7 |
6 |
Завышенная |
8 |
5 |
Завышенная |
9 |
5 |
Завышенная |
10 |
4 |
Нормальная |
11 |
2 |
Заниженная |
12 |
2 |
Заниженная |
13 |
5 |
Завышенная |
14 |
2 |
Заниженная |
15 |
4 |
Нормальная |
16 |
2 |
Заниженная |
17 |
3 |
Нормальная |
18 |
3 |
Нормальная |
19 |
5 |
Завышенная |
20 |
4 |
Нормальная |
21 |
2 |
Заниженная |
22 |
6 |
Завышенная |
23 |
1 |
Заниженная |
24 |
4 |
Нормальная |
25 |
6 |
Завышенная |
Уровень самооценки у детей 3 «В» класса представлен в таблице (рис.3)
Рис.3 Уровень самооценки
Уровень самооценки |
Кол-во учащихся |
% от общего кол-ва учащихся |
Завышенная |
9 |
36% |
Нормальная |
8 |
32% |
Заниженная |
8 |
32% |
Рис.2
Используя непараметрический метод корреляционного анализа – критерий ρ-Спирмена, произведем расчет коэффициента ранговой корреляции для установления взаимосвязи типа темперамента и уровня самооценки.
1) Сопоставим каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию.
2) Определим разности
рангов каждой пары
3) Возведем в
квадрат каждую разность и
суммируем полученные
4) Вычислим коэффициент корреляции рангов по формуле
, где n – количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D – разность
между рангами по двум
– сумма квадратов разностей рангов.
Результаты ранжирования отражены в таблице 8
Таблица 8
Результаты ранжирования с использованием коэффициента Спирмена
Ученики |
Инд. значение |
РАНГ 1 |
Инд.значение |
РАНГ 2 |
d |
d2 |
1 |
3 |
9,5 |
25 |
2,5 |
7 |
49 |
2 |
5 |
18,5 |
25 |
2,5 |
16 |
256 |
3 |
5 |
18,5 |
49 |
21 |
-2,5 |
6,25 |
4 |
3 |
9,5 |
41 |
15 |
-5,5 |
30,25 |
5 |
6 |
23,5 |
30 |
8,5 |
15 |
225 |
6 |
2 |
4,5 |
30 |
8,5 |
-4 |
16 |
7 |
6 |
23,5 |
28 |
6,5 |
17 |
289 |
8 |
5 |
18,5 |
25 |
2,5 |
16 |
256 |
9 |
5 |
18,5 |
51 |
23 |
-4,5 |
20,25 |
10 |
4 |
13,5 |
45 |
17,5 |
-4 |
16 |
11 |
2 |
4,5 |
25 |
2,5 |
2 |
4 |
12 |
2 |
4,5 |
32 |
11 |
-6,5 |
42,25 |
13 |
5 |
18,5 |
32 |
11 |
7,5 |
56,25 |
14 |
2 |
4,5 |
56 |
25 |
-20,5 |
420,25 |
15 |
4 |
13,5 |
54 |
24 |
-10,5 |
110,25 |
16 |
2 |
4,5 |
45 |
17,5 |
-13 |
169 |
17 |
3 |
9,5 |
35 |
14 |
-4,5 |
20,25 |
18 |
3 |
9,5 |
42 |
16 |
-6,5 |
42,25 |
19 |
5 |
18,5 |
50 |
22 |
-3,5 |
12,25 |
20 |
4 |
13,5 |
47 |
19,5 |
-6 |
36 |
21 |
2 |
4,5 |
33 |
13 |
-8,5 |
72,25 |
22 |
6 |
23,5 |
32 |
11 |
12,5 |
156,25 |
23 |
1 |
1 |
26 |
5 |
-4 |
16 |
24 |
4 |
13,5 |
28 |
6,5 |
7 |
49 |
25 |
6 |
23,5 |
47 |
19,5 |
4 |
16 |
325 |
325 |
2386 |
РАНГ 1 – показатели самооценки РАНГ 2 – показатели темперамента
Вычислим коэффициент ранговой корреляции по формуле:
Pэмп= 1 –
Для нахождения уровня значимости обращаемся к таблице 9, в которой приведены критические значения для коэффициентов ранговой корреляции.
п |
Р |
п |
Р | ||||||
0,10 |
0,05 |
0,01 |
0,001 |
0,10 |
0,05 |
0,01 |
0,001 | ||
5 |
0,805 |
0,878 |
0,959 |
0,991 |
46 |
0,246 |
0,291 |
0,376 |
0,469 |
6 |
0,729 |
0,811 |
0,917 |
0,974 |
47 |
0,243 |
0,288 |
0,372 |
0,465 |
7 |
0,669 |
0,754 |
0,875 |
0,951 |
48 |
0,240 |
0,285 |
0,368 |
0,460 |
8 |
0,621 |
0,707 |
0,834 |
0,925 |
49 |
0,238 |
0,282 |
0,365 |
0,456 |
9 |
0,582 |
0,666 |
0,798 |
0,898 |
50 |
0,235 |
0,279 |
0,361 |
0,451 |
10 |
0,549 |
0,632 |
0,765 |
0,872 |
51 |
0,233 |
0,276 |
0,358 |
0,447 |
11 |
0,521 |
0,602 |
0,735 |
0,847 |
52 |
0,231 |
0,273 |
0,354 |
0,443 |
12 |
0,497 |
0,576 |
0,708 |
0,823 |
53 |
0,228 |
0,271 |
0,351 |
0,439 |
13 |
0,476 |
0,553 |
0,684 |
0,801 |
54 |
0,226 |
0,268 |
0,348 |
0,435 |
14 |
0,458 |
0,532 |
0,661 |
0,780 |
55 |
0,224 |
0,266 |
0,345 |
0,432 |
15 |
0,441 |
0,514 |
0,641 |
0,760 |
56 |
0,222 |
0,263 |
0,341 |
0,428 |
16 |
0,426 |
0,497 |
0,623 |
0,742 |
57 |
0,220 |
0,261 |
0,339 |
0,424 |
17 |
0,412 |
0,482 |
0,606 |
0,725 |
58 |
0,218 |
0,259 |
0,336 |
0,421 |
18 |
0,400 |
0,468 |
0,590 |
0,708 |
59 |
0,216 |
0,256 |
0,333 |
0,418 |
19 |
0,389 |
0,456 |
0,575 |
0,693 |
60 |
0,214 |
0,254 |
0,330 |
0,414 |
20 |
0,378 |
0,444 |
0,561 |
0,679 |
61 |
0,213 |
0,252 |
0,327 |
0,411 |
21 |
0,369 |
0,433 |
0,549 |
0,665 |
62 |
0,211 |
0,250 |
0,325 |
0,408 |
22 |
0,360 |
0,423 |
0,537 |
0,652 |
63 |
0,209 |
0,248 |
0,322 |
0,405 |
23 |
0,352 |
0,413 |
0,526 |
0,640 |
64 |
0,207 |
0,246 |
0,320 |
0,402 |
24 |
0,344 |
0,404 |
0,515 |
0,629 |
65 |
0,206 |
0,244 |
0,317 |
0,399 |
25 |
0,337 |
0,396 |
0,505 |
0,618 |
66 |
0,204 |
0,242 |
0,315 |
0,396 |
26 |
0,330 |
0,388 |
0,496 |
0,607 |
67 |
0,203 |
0,240 |
0,313 |
0,393 |
27 |
0,323 |
0,381 |
0,487 |
0,597 |
68 |
0,201 |
0,239 |
0,310 |
0,390 |
28 |
0,317 |
0,374 |
0,479 |
0,588 |
69 |
0,200 |
0,237 |
0,308 |
0,388 |
29 |
0,311 |
0,367 |
0,471 |
0,579 |
70 |
0,198 |
0,235 |
0,306 |
0,385 |
30 |
0,306 |
0,361 |
0,463 |
0,570 |
80 |
0,185 |
0,220 |
0,286 |
0,361 |
31 |
0,301 |
0,355 |
0,456 |
0,562 |
90 |
0,174 |
0,207 |
0,270 |
0,341 |
п |
Р |
п |
Р | ||||||
0,10 |
0,05 |
0,01 |
0,001 |
0,10 |
0,05 |
0,01 |
0,001 | ||
32 |
0,296 |
0,349 |
0,449 |
0,554 |
100 |
0,165 |
0,197 |
0,256 |
0,324 |
33 |
0,291 |
0,344 |
0,442 |
0,547 |
110 |
0,158 |
0,187 |
0,245 |
0,310 |
34 |
0,287 |
0,339 |
0,436 |
0,539 |
120 |
0,151 |
0,179 |
0,234 |
0,297 |
35 |
0,283 |
0,334 |
0,430 |
0,532 |
130 |
0,145 |
0,172 |
0,225 |
0,285 |
36 |
0,279 |
0,329 |
0,424 |
0,525 |
140 |
0,140 |
0,166 |
0,217 |
0,275 |
37 |
0,275 |
0,325 |
0,418 |
0,519 |
150 |
0,135 |
0,160 |
0,210 |
0,266 |
38 |
0,271 |
0,320 |
0,413 |
0,513 |
200 |
0,117 |
0,139 |
0,182 |
0,231 |
39 |
0,267 |
0,316 |
0,408 |
0,507 |
250 |
0,104 |
0,124 |
0,163 |
0,207 |
40 |
0,264 |
0,312 |
0,403 |
0,501 |
300 |
0,095 |
0,113 |
0,149 |
0,189 |
41 |
0,260 |
0,308 |
0,398 |
0,495 |
350 |
0,088 |
0,105 |
0,138 |
0,175 |
42 |
0,257 |
0,304 |
0,393 |
0,490 |
400 |
0,082 |
0,098 |
0,129 |
0,164 |
43 |
0,254 |
0,301 |
0,389 |
0,484 |
450 |
0,078 |
0,092 |
0,121 |
0,155 |
44 |
0,251 |
0,297 |
0,384 |
0,479 |
500 |
0,074 |
0,088 |
0,115 |
0,147 |
45 |
0,248 |
0,294 |
0,380 |
0,474 |
600 |
0,067 |
0,080 |
0,105 |
0,134 |
Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников