Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 20:04, курсовая работа
Объект исследования - младшие школьники.
Предмет исследования - связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование связь темперамента и образа «Я» младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем что тип темперамента зависит от образа «Я» младшего школьника.
Введение…………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников
1.1.Психологические особенности детей младшего школьного возраста…
1.2. Особенности темперамента младших школьников……………..………..
1.3.Особенности образа «Я» детей младшего школьного возраста……………
Глава 2. Эмпирические исследования связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы организации эмпирического исследования……………………..
2.2.Результат изучения связи темперамента и образа «Я» младших школьников ……………………………………………………
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования
Заключение……………………………………………………………………...
Список литературы……………………
Целый ряд исследований (Ш. А. Амонашвили, Е. Ю. Худобин, А. В. Хухлаевои, А. В. Захарова, А. И. Липкина, Р. Бернс и других) показывают, что младший школьный возраст является важным периодом для формирование отношения к себе. По мнению Чесноковой, в это время у ребенка накапливаются психические резервы для дальнейшего развития самосознания. Социальной оценке в настоящее время подлежат умения, возможности и способности, а также личностные качества ученика, которые проявляются в учебной деятельности. Младший школьник уже оценивается взрослыми как субъект этой деятельности.
Отношение ученика к себе как к субъекту учебной деятельности включает в себя, во-первых, рациональное отношение к себе как субъекту учебной деятельности, во-вторых, эмоциональное отношение к себе (переживания и оценка собственной значимости как субъекта учения). Оно будет зависеть от того, насколько успешно "войдет" младший школьник в ситуацию школьного обучения, в какой мере продуктивным окажется его опыт межличностного взаимодействия, сформированность учебной деятельности. В младшем школьном возрасте преобладает эмоциональный характер отношения школьников к себе как к субъекту учебной деятельности и осуществляется постепенное его когнитивное структурирование протяжении этого возрастного периода.
Б.Г.Ананьев отмечает, что влияние оценки учителя на развитие учащихся осуществляется в 2-х направлениях:
Становление самооценки зависит не только от успешности ребенка и особенностей общения с учителем, но и от семейного воспитания.
Под влиянием оценки взрослых у ребенка формируется тип мотивации поведения и деятельности, производится установка на достижение успеха или избегания неудач.
Рассмотрим сначала особенности развития «Я» - концепции данной категории детей. На современном этапе развития образования утверждаются ценности гуманистической педагогики. Существенно изменяется методология и теория образования: традиционный функциональный подход, на котором основывалась педагогическая наука, уступает место личностно ориентированным технологиям обучения и воспитания. Это, в свою очередь, предопределяет превращение учебного заведения на личностно ориентированное учебное заведение, которое нуждается в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного к реализации своих способностей, к сознательному и ответственному выбору в различных жизненных ситуациях, способной успешно адаптироваться к жизнедеятельности в современном обществе. Приоритетной составляющей педагогического процесса в учебном заведении становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, при котором каждый ребенок имеет право на свое «Я», на полноценное проживание каждого возрастного этапа развития.
Взрослые создают вокруг ребенка особый мир, полный любви, тепла и уважения. Именно при таких жизненных обстоятельствах постепенно расцветает детская личность, для которой доверительные отношения, тепло сильной руки так же значимы, как вода, пища, воздух для организма. Такими людьми сначала становятся родители, затем воспитатели, взрослые, наделенные чувством ответственности за судьбу каждого ребенка, которые
понимают его внутренний мир, умеют разделить с ребенком его горести и радости, успехи и тревоги, всегда помогут, все объяснят.
Чтобы личность была неповторимой, надо научить ребенка понимать свое «Я», других людей, окружающий мир. Проблема самопознания всегда беспокоила человека, и сегодня она является важнейшей и актуальной.
Процесс познания ребенком образа «Я» достаточно сложный и длительный. Познавая окружающий мир, ребенок делает первые шаги в познании самого себя, а значит, и в развитии самосознания.
Самоосознание – это процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Сознание характеризуется своим продуктом («Я») и является формой переживания человеком своей личности как ценности и одновременно объектом самосознания. «Я» – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды. «Я» – это понятие, выражающее единство и неповторимость личности, оно одновременно является объектом самосознания. Понятие «Я» используются во многих психологических теориях для определения личности, ее сознательной оценке при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. «Я» является важным структурным компонентом личности, это образ собственного «Я». Понятие «Я» исчерпывает понятие о личности, оно значительно шире, чем понятие о сознании, ассоциируется с состоянием активности.
«Я» имеет несколько аспектов – физическое «Я», духовное «Я», социальное «Я».
«Я» образ – это субъективная система представлений и понятий человека о самом себе, своей внешности, способностях и возможностях, чертях характера, личностных качествах, умениях, привычках и навыках, мировоззренческих ценностях, своем место в обществе, характере взаимодействия с другими т.д.
По мнению психологов, «Я» формируется в деятельности и общении. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок выделяет свое «Я» от не-я, постепенно переживая свою не идентичность (неодинаковость) по сравнению с другими.
По мнению О. Кононко, "…ребенок сначала подсознательно чувствует, а затем и осознает, что между собственным «Я» и другими людьми – огромное пространство, которое мешает и препятствует налаживанию гармоничных отношений с ними".
Путь ребенка к себе и к людям, проявления своего места среди них сложный и пролегает через познание ребенком самого себя. Ребенок не рождается с умением вглядываться в себя, видеть свои уникальные черты.
Итак, проблема познания ребенком собственного «Я» была и остается одной из важнейших и актуальных, особенно в период обновления школьного образования.
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
2.1. Методы и организация эмпирического исследования
Настоящее исследование посвящено изучению связи темперамента и образа «Я» младших школьников.
На подготовительном этапе в соответствии с целью и задачами исследования проводился отбор методов и психодиагностических методик. Дл изучения особенностей темперамента, была использована методика «Опросник Айзенка» — направленая на исследование трех индивидуальных качеств ребенка — интравертность — экстраверт-ность, нейротизм и лживость.
Тест «Опросник
Айзенка» — направлен на исследование трех индивидуальных
качеств ребенка — интравертность—
Стимулъный материал: 60 вопросов и бланк ответов.
Инструкция: «Слушай меня внимательно. Сейчас я тебе прочитаю вопросы, на которые ты должен ответить только «да» или «нет». Перед тобой лежит лист, на котором написаны номера вопросов и нарисованы две колонки. Ты должен поставить крестик или галочку в первой колонке, если хочешь ответить на этот вопрос «да». Если же ты не согласен и хочешь ответить «нет», то поставь галочку во второй колонке. Старайся отвечать быстро, но будь внимателен, подумай, прежде чем ответить «да» или «нет».
Проведение теста. Ребенку дается бланк ответов (рис. 1), затем зачитывается инструкция. Вопросы читаются вслух, по очереди. На ответ дается примерно 1—1,5 минуты. Если ребенок не успел ответить, его можно поторопить, сказав о том, что сейчас Вы будете зачитывать следующий вопрос. После окончания работы детей спрашивают, все ли им было понятно, не было ли пропущенных вопросов и в случае необходимости зачитывают пропущенный вопрос повторно. Затем листы с ответами собираются.
Анализ результатов. При обработке полученного материала подсчитывается количество баллов, набранных ребенком по каждой из трех шкал — экстра-интраверсия, нейротизм и лживость. Подсчет происходит на основании «ключа», который приводится в приложении. Если ребенок ответил на вопрос так, как указано в «ключе», он получает один балл. При противоположном ответе — 0 баллов. Например, подсчитывая количество баллов по первому качеству — экстра-интраверсия, Вы видите, что ребенок на первый и девятый вопросы ответил «да». За эти вопросы он получает по одному баллу. На вопросы 3 и 11 — ответы «нет», соответственно за них Вы ставите 0 баллов. В то же время при ответе на вопросы 6 или 33 Вы, наоборот, ставите 1 балл за ответ «нет» и 0 баллов за ответ «да». Таким образом подсчитывается общее количество баллов но каждой шкале.
Дети, набравшие по первой шкале 12 и больше баллов, — экстравертированны, набравшие меньше 12 баллов — интравертированны. Для экстравертов характерно стремление к общению. Они открыты и доброжелательны, как правило, уверены в том, что и другие люди относятся к ним хорошо. Такая уверенность и дает им возможность относиться ко всем людям, даже незнакомым, с доверием. Это помогает им наладить общение с любым человеком, завести много друзей. Для этих детей также характерна импульсивность, активность в поведении, хорошее настроение.
Интравертные дети — более закрыты, они труднее налаживают контакты, особенно с незнакомыми людьми из-за своей неуверенности и застенчивости. Зато при контактах с близкими они стараются проявить себя с самой лучшей стороны, хотя и не стремятся иметь много друзей. Такие дети хотят распланировать свои действия заранее или хотя бы осмотреться в новой ситуации до того, как начать что-то делать.
Дети, набравшие больше 12 баллов по второй шкале, эмоционально неустойчивы. Они ранимы, не могут справиться со своими отрицательными эмоциями — обидой, тревогой, которые могут у них перейти в гнев и даже агрессию, мстительность. В то же время доброе слово, улыбка способны снять эту вспышку и быстро привести их в хорошее настроение. Дети с низким уровнем нейротизма (меньше 12 баллов) меньше подвержены эмоциональным срывам, они не так зависимы от расположения других людей, особенно взрослых. Но зато их гнев или агрессию не так легко остановить, так же как и изменить их плохое (или хорошее) отношение к какому-то человеку, как взрослому, так и сверстнику.
3.Максимальное количество баллов по шкале «лживость» — 12 (5 + 7).
Критическое количество баллов по шкале «лживость» 5—6. Дети, набравшие больше 5 баллов, стараются выглядеть лучше, чем они есть на самом деле. Они демонстративны, т.е. стремятся обратить на себя внимание любой ценой, даже если для этого надо набедокурить или соврать. Для них характерна высокая самооценка, притязания на высокую оценку или лидерство в группе. Однако эта неискренность сказывается и в ответах на другие вопросы, на которые дети могут ответить не столько правдиво, сколько «правильно», с их точки зрения, для того чтобы показать себя с лучшей стороны. Это надо учитывать при обработке материала, по возможности проверяя ответы детей или сверяя полученные результаты с данными других тестов.
Для составления более полной характеристики ребенка после подсчета баллов по отдельным шкалам нужно соотнести эти показатели между собой. Сопоставляя этот тест, Айзенк исходил из того, что психодинамические качества соотносятся с чертами характера и темперамента человека. Это соотношение иллюстрируется «кругом Айзенка», на котором показано, какими чертами обладает интравертный ребенок с высоким (верхний левый угол) и низким (нижний левый угол) уровнем нейротизма. На правой стороне приводятся качества, характерные для экстравертных детей с высоким (верхний угол) или низким (нижний угол) уровнем нейротизма.
Составляя общую характеристику ребенка, нужно также помнить о том, что дети с высоким уровнем экстраверсии, нейротизма и лживости обладают неадекватно завышенной самооценкой. Их притязания, стремление к доминированию в группе сверстников часто не подкрепляются их реальными знаниями и умениями. Однако это не снижает их самооценку, только усиливая их демонстративность, переводя ее в негативизм, упрямство, агрессивное поведение. В неблагоприятных условиях (холодность взрослых, нежелание признать их достоинства, жесткий, авторитарный стиль общения) у них развивается истерия.
Дети, у которых высокий уровень нейротизма сочетается с интравертностью и лживостью, также неадекватны, но склонны, наоборот, занижать свою самооценку. Их неуверенность в себе может привести к уходу от общения, замкнутости, закомплексованности. Такие дети боятся ошибиться, вызвать гнев или неудовольствие взрослых. Поэтому они могут не ответить на вопрос даже тогда, когда знают правильный ответ, а их лживость связана со стремлением понравиться экспериментатору. Однако и у таких детей может наблюдаться агрессивное поведение, которое является защитой от их тревожности и неуверенности в себе. В неблагоприятных обстоятельствах у этих детей развиваются депрессии и фобии, т.е. немотиварованные страхи (темноты, высоты, закрытых помещений и т.д.).
Таким образом, надо помнить о том, что дети, набравшие большое количество баллов по шкалам «нейротизм» и «лживость», нуждаются в повышенном внимании взрослых, бережном отношении, так как отклонения в процессе личностного роста у них возникают быстрее, чем у более уравновешенных и стабильных детей. В то же время тепло и забота взрослых, поощрение реальных достижений ребенка важны для нормального развития личности всех детей.
Для решения поставленных задач курсовой работы я использовала методику «Лестница» Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн в модификации Т.И. Габриял.
Цель – выявление особенности самооценки как составляющей образа «Я».
Информация о работе Связь темперамента и образа «Я» младших школьников