Технологии противостояния манипуляциям в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить способы противостояния манипуляциям в общении младших школьников.
Задачи:
Изучить содержание понятия «общения младшего школьника», его элементы;
Рассмотреть манипуляции как одну из проблем форм общения младших школьников;
Изучить методы и приемы работы с манипуляциями детей;
Изучить методы и приемы работы с манипуляциями родителей;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Теория, аспекты, проблемы манипуляций в педагогическом общении……………………………………………………………….....6
Содержание понятия «общения младшего школьника», его элементы…………………………………………………………………6
Манипуляции как одна из проблем форм общения младших школьников……………………………………………………………..17
Технологии противостояния манипуляциям в начальной школе…..25
Методы и приемы работы с манипуляциями детей…………...25
Методы и приемы работы с манипуляциями родителей……...32
Заключение………………………………………………………………….…38
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Способы противостояния манипуляциям в общении младших школьников.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...3

  1. Теория, аспекты, проблемы манипуляций в педагогическом общении……………………………………………………………….....6
    1. Содержание понятия «общения младшего школьника», его элементы…………………………………………………………………6
    2. Манипуляции как одна из проблем форм общения младших школьников……………………………………………………………..17
  2. Технологии противостояния манипуляциям в начальной школе…..25
    1. Методы и приемы работы с манипуляциями детей…………...25
    2. Методы и приемы работы с манипуляциями родителей……...32

Заключение………………………………………………………………….…38

Список использованной литературы………………………………………...40

Приложение А………………………………………………………………....42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема общения младших школьников в коллективе, несмотря на то, что мало исследована в литературе, очень актуальна.

Дети постоянно меняются, как меняется и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.

Что касается общения младших школьников с учителем в современной школе, то оно лишено того содержания обаяния, уважения и доверия, которые были характерны для этой ситуации лет 30 и даже 20 тому назад. И дело не в том, что кто-то стал хуже или лучше (взрослые или дети), просто очень сильно меняется мир, а с ним и система человеческих ценностей. Еще по традиции даже студентам, обучающимся педагогическим специальностям, преподается, что учитель пользуется у младших школьников авторитетом, а жизнь приносит все больше и больше подтверждений обратному. Современные взрослые вообще очень рано перестают быть для детей безоговорочным авторитетом.

Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.

Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей в течение его жизни.

На сегодняшний день арсенал манипуляторных средств достаточно богат, однако в противовес им существует немало способов защиты от манипуляций в общении. Манипуляция может происходить, как на подсознательном, так и на сознательном уровне. Любая манипуляторская атака подразумевает наличие элемента планирования. Это может быть подстроение под определённую ситуацию объекта воздействия, создание необходимой ситуации.

Процесс манипуляции происходит на двух стадиях: подготовка и собственно манипуляция.

Чтобы оказать воздействие на нужный объект, необходимо знать его особенности, ибо то, что может повлиять на одного, с другим не сработает.

Одним из важнейших явлений при манипулировании является контекстуальное оформление. Контекстуальное оформление — создание условий воздействия таким образом, чтобы можно было гарантировать успех манипуляции. Это необходимо, прежде всего, для осуществления контроля внешних переменчивых ситуаций. К ним можно отнести физические - например, место взаимодействия и его оформление. Уровень манипуляторных возможностей зависит напрямую от обстановки. Условия взаимодействия играют важную роль, так как могут являться поводом появления у адресата определенных реакций, возможностью влиять на него без помех.

Особым видом создания манипуляторного контакта является присоединение, или подстройка. Суть техники подстройки заключается в присоединении движений, жестов, поз, а также эмоционального состояния.

Целью данной курсовой работы является изучить способы противостояния манипуляциям в общении младших школьников.

Задачи:

  1. Изучить содержание понятия «общения младшего школьника», его элементы;
  2. Рассмотреть манипуляции как одну из проблем форм общения младших школьников;
  3. Изучить методы и приемы работы с манипуляциями детей;
  4. Изучить методы и приемы работы с манипуляциями родителей;

Данная курсовая работа имеет классическую структуру, которая имеет введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория, аспекты, проблемы манипуляций в педагогическом общении

 

 

    1. Содержание понятия «общения младшего школьника», его элементы

 

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология [10].

Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, люди обращаются к языку, одному из важнейших средств общения [10].

Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ни один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны:

    • коммуникативную, 
    • интерактивную 
    • перцептивную.

Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Дидактические и собственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточно плодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общения преподавателя и ученического коллектива.

Общение в деятельности педагога, таким образом, выступает [5]:

  1. как средство решения собственно учебных задач.
  2. как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса.
  3. как способ организации определенной системы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуславливающих успешность воспитания и обучения.
  4. как процесс, вне которого невозможно воспитание индивидуальности школьника.

Под педагогическим общением понимается система, приемы и навыки взаимодействия педагога и ученического коллектива, содержанием которого является обмен информацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организации взаимопонимания. Педагог – инициатор этого процесса, организует его и управляет им [5].

Педагогическое общение, с одной стороны, создает эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а с другой – является его непосредственной содержательной характеристикой.

Особенностями младших школьников можно считать высокий уровень значимости для них игры и учебы; в коллективе слабо выраженное разделение отношений на деловые и межличностные, высокий авторитет учителя как носителя коллективных норм и ценностей. В начальных классах происходит много конфликтов, которые возникают чаще всего на почве нарушения дисциплинарных требований к играм. Они обычно открыты для взрослых, и взрослые могут вмешиваться в них [5].

Эмоционально-смысловой доминантой общения детского типа является содержание основных сфер жизнедеятельности младших школьников, которыми являются познание, деятельность и игра. Доминанта определяет содержание и характер общения младших школьников со всеми категориями партнеров.

В старших группах детского сада между детьми существует уже довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеобразное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада. Это объясняется появлением нового вида деятельности - учебы, переходом ребенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятельства требуют определенного периода адаптации ребенка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях нового коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения - общения в процессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных ими в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка определенных (и у многих детей весьма немалых) усилий для того, чтобы определить свое отношение к людям и установить с ними контакты [9].

Потребность в эмоциональном контакте реализуется школьниками в сферах отношений со взрослыми, со сверстниками, реже с ребятами старшего или младшего возраста.

Со взрослыми учащиеся 1-3 классов общаются преимущественно в семье (с родителями, родственниками) и в школе (с учителем, ведущим класс). Интенсивность общения со взрослыми у детей этого возраста различна в зависимости от содержания и форм организации жизнедеятельности, стиля общения взрослых с детьми, инициативности взрослых. В младшем школьном возрасте, в отличие от последующих возрастов, содержание общения со взрослыми охватывает все сферы жизнедеятельности [7].

Можно выделить несколько аспектов общения младших школьников со взрослыми:

  • в процессе учебной работы в школе и дома;
  • информирование взрослых о своих делах и делах в школе;
  • запрашивание информации у взрослых по конкретным вопросам;
  • запрашивание у взрослых оценки своего поведения и услышанной информации о себе и своих сверстниках.

Содержания общения со взрослыми в семье определяется также бытом семьи и организацией свободного времяпровождения её членов. Общение со взрослыми возникает и в ситуациях разрешения конфликтов со сверстниками или со старшими ребятами, в этом случае к взрослым прибегают как к арбитрам или защитникам. Инициаторами общения со взрослыми чаще всего бывают девочки.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на то, как складывается общение детей со сверстниками. Благополучие в общении со взрослыми создает благоприятную эмоциональную базу, уверенность ребенка в успехе общения со сверстниками. Как свидетельствуют данные известного украинского педагога А.В. Киричука, оценка взрослыми тех или иных сверстников оказывает прямое влияние на желание ребенка общаться с тем или иным товарищем (это влияние становится менее эффективным по отношению к мальчикам раньше, чем к девочкам).

Информация о работе Технологии противостояния манипуляциям в начальной школе