Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 01:47, реферат
Уникальная способность человека - возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.
Введение
Основная часть
Символический язык в кататимном переживании образов
Темы первого уровня КПО
Мотив луг
Мотив река
Мотив гора
Мотив дом
Мотив опушка леса
Заключение
Литература
РЕФЕРАТ
Темы первого уровня в работе с символами
Москва 2013
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
Введение
Миру грёз он принадлежал в большей мере, нежели реальному миру. Реальный мир ... был лишь поверхностью, лишь тоненькой, прозрачной плёнкой, отделяющей исполненный грёз, надреальный мир образов.
Уникальная способность человека - возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.
Ученые, врачи,
психологи давно уже изучают
сложные психические процессы, связанные
с представлением образов. Пятьдесят
лет назад появилось новое напр
Кататимное переживание образов – это оригинальное высокоэффективное направление в психотерапии, разработанное известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером.
Концептуальную основу метода составляют глубинно-психологически ориентированные теории классического психоанализа и его современного развития (анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства, анализ переноса и контрпереноса). Много общего метод имеет и с аналитической психологией К.Г.Юнга. С позиции аналитической психологии, переживание воспринимаемых человеком символов в значительной мере обусловлено глубокими бессознательными структурами, имеющими архетипическую природу. Архетипы как бы задают своеобразный алгоритм восприятия, связанных с ним переживаний и последующих действий. По мнению К.Г. Юнга, архетипы, уходящие своими корнями в первобытно-общинный период человеческой истории, открываются для анализа через их проекцию на надличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героев легенд и мифов, а также в сказках. Особо важное значение для понимания природы архетипов К.Г. Юнг придавал египетской и греческой мифологии.
Во время сеанса КПО в содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают актуальные эмоциональные проблемы и генетические глубинные формы конфликтов, восходящие вплоть до самого раннего детства.
Основная часть
Понятие "символ" включает в себя множество значений: это и "аллегория", и "знак", и "опознавательная примета". Документы свидетельствуют, что в немецком языке это слово появилось, начиная с XVI века, куда оно пришло из латинского языка ("symbolum"), который, в свою очередь, заимствовал его из древнегреческого языка ("symbolon").
Само же греческое слово происходит от "symballein", что означает "соединение, сведение". Изначально оно обозначало оговоренный между родственниками или друзьями условный опознавательный знак, состоящий из отдельных разломанных кусков какого-то предмета (например, кольца), которые при "соединении, сведении" вместе образуют целое и таким образом доказывают связь их владельцев.
Понятие символа, таким образом, изначально много шире, чем нам известно на основании глубинной психологии. В словаре это понятие определяется сегодня как "имеющий определенный смысл образ, (обладающий некоторой силой) имеющий определенной значение знак для обозначения определенного (сверхчувственного) понятия". Понятие "символ" издавна играло важную роль в христианском вероучении, в частности, в обряде крещения . Символ - это также сокращенное обозначение, знак для математических операций. Он может означать некоторые физические величины, а также быть средством изображения и выражения на языке образов, например, средством общения некоторой группы, сообщества. Здесь можно вспомнить символику национальных флагов. Понимание символа как символизации психических конфликтов в сновидении впервые встречается в психоанализе З. Фрейда.
В КПО метод интерпретации
символов основан на
Символический язык – будь то миф или волшебная сказка – через аллегорию или метафору привлекает внимание к бессознательному содержанию психики. Наше внимание может быть привлечено к темному и деструктивному потенциалу бессознательного, и оно же может служить стимулом обнаружения спрятанных сокровищ, может обогатить нашу сознательную жизнь. В образах многое связано с мифом, а чтобы понять миф человеку приходиться использовать воображение, а для этого приходиться временно отстранять важнейшую жизненную функцию – «мышление» и ее родственницу «логику»: в воображении нет ничего «логичного»! Работа с образами освобождает энергию клиента, потому что большое количество материала привязано к архетипам и коллективному бессознательному. В дополнение к этому, воображение работает с символами, а символы, подобно сновидениям, отражают состояние бессознательного.
Терапевтическое использование воображения занимается тем, что облекает чувства в образы, а это затем делает возможной работу с ними. Терапевтическая работа с образами имеет несколько названий: направленное воображение, символдрама, активное воображение, визуализация. Но каким бы не было название, оно означает работу с образами, где воображению содействует терапевт, который побуждает, поощряет, развивает и доводит фантазию до конца. Затем материал можно проанализировать в терминах его значения и символики – подобно анализу сновидений. Однако, важно что толкования символов всегда должны быть экспериментальными, а не полученными с чисто теоретической точки зрения. Обстоятельства меняют значение символов. Например, определенный символ – красный цвет, означающий определенное значение – опасность, для дальтоника же он не означает ничего.
Символы, которые могут прятаться и обнаруживаться, всегда берут свое начало из архетипов. Фундаментальная истина терапевтической работы с образами заключается в том, что психика всегда будет стараться представить себя в фантазии при использовании образов. Образы ведут нас в царство такого богатства, где психике дана свобода исследовать, где ей не мешает сознательный разум, говорящий на языке рассудка и логики.
В символдраме используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.
Вся система кататимного переживания образов разделена на 3 ступени: основная ступень, средняя ступень и высшая ступень. В этой работе будет рассматриваться только основная ступень. Техника основной ступени образует базис всего метода кататимного переживания образов. К ней можно относиться как к законченному психотерапевтическому методу.
Для основной ступени КПО естественно было выбрать такие мотивы, символическое значение которых представляет широкое пространство для спонтанного развития индивидуальных проекций. Бессознательная психодинамика должна затрагиваться поверхностно, избегая, по возможности, более сильных регрессивных тенденций или вытесненного, несущего высокое напряжение, конфликтного материала, чтобы не могли быть приведены в движение архаические аффекты и страхи.
В качестве таких мотивов Х. Лёйнер определил:
Основную
ступень можно, таким образом
охарактеризовать тем, что
С предложением мотива всегда естественным образом связана тематизация поля переживания, т.е. стимулируемых тем самым проекций бессознательного. Хочет человек или нет, но с каждым мотивом представления при помощи соответствующего ему символического значения детерминируется определенная тема. Иногда это может быть что-то имеющее общезначимую природу и подходящим многим людям. В другой раз это может затрагивать специфическую тему, касающуюся индивидуальных обстоятельств мотива. Этот процесс тематизации свойственен не только сновидениям наяву. В повседневных ситуациях и когнитивно-реальном общении психическое тоже закономерно тематизируется.
Целенаправленное структурирование представляемых образов при помощи стандартного мотива открывают небывалые возможности по сравнению с множеством случайностей и вариантов развития неструктурированной оптической фантазии.
Структурирование проекций сновидений наяву в рамках осмысленной упорядоченной, композиции можно сравнить с географической картой, которую берет путешественник по незнакомому континенту, чтобы сориентированться на новой местности. Специфика КПО, по сравнению с другими техниками со сновидениями – это тематическое структурирование сновидений наяву. Однако, важно, что метод ни в коей мере не ограничивается только сруктурированием.
Первым стандартным мотивом служит упомянутый выше луг. Его можно использовать как вхождение в метод, так и как начало для каждого отдельного сеанса сновидений наяву.
Сценарий луга отражает часто более или менее осознанное настроение пациента. В соответствии с этим, от сеанса к сеансу могут изменяться также и детали луга.
Символическое значение мотива луга очень широко. Слово «луг» вызывает у многих людей образы детства, возвращения к природе, простой красоты. Для некоторых здесь содержатся намеки на рай, домашний оплот. Именно по этой причине многие люди, которые работают с образами, предпочитают начать внутреннее исследование с луга. Понятие «домашнего оплота» весьма важно, потому что, при дальнейших путешествиях в образы, начинать всегда можно будет со сцены луга. Это возвращение к знакомой основе дает чувство безопасности. При желании, в случае стресса или затруднений клиент всегда сможет вернуться в это место, которое стало его тайным местом, куда никто не может вторгнуться, никто не может прийти без приглашения. Луг становится энерго-эмоциональным ресурсом клиента.
Фактор настроения в мотиве луг может быть представлен в самых разных областях. Легче и чаще всего, конечно, он представлен в погоде. Солнце может сиять, небо может быть серым и пасмурным, все вокруг быть серым и угрюмым, или может идти дождь, и, наконец, может начаться буря. Времена года указывают на, возможно, еще более глубокую, прочнее укоренную базовую настроенность. В общих чертах, осеняя ситуация наводит на мысль о печальном, плохом настроении, весенняя – об оптимистическом ожидании, а летняя – об удовлетворяющем чувстве исполнения чего-то. По сути дела, в случае идеально здоровых испытуемых мы, ожидаем приветливого, даже ласкового, залитого летним солнечным светом луга, плодородие которого представлено обилием трав и цветов. Его атмосфера светлая и радостная благодаря общему приятному окружению. Учитывая все вышесказанное, мотив луга в первую очередь мог бы символически или аллегорически олицетворять представление о рае, о «саде Эдем» В человеческом отношении, это – добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного и лишенного соперничества, заманчивого, представляющего плодородие материнского мира. Он может еще более акцентирован тем, что на нем пасутся коровы. Коровы дают молоко, следовательно, это сигнал об оральном мотиве. Напротив, контрастирующим элементом может стать беспокойно топающая лошадь. Это может быть, в виде намека заявляет о себе другая динамика, находящая выражение в этом беспокойном, пышущем силой животным, т.е. проявление сексуальной тематики.
Информация о работе Темы первого уровня в работе с символами