Темы первого уровня в работе с символами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Уникальная способность человека - возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.

Содержание работы

Введение

Основная часть

Символический язык в кататимном переживании образов

Темы первого уровня КПО

Мотив луг
Мотив река
Мотив гора
Мотив дом
Мотив опушка леса

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Темы первого уровня в работе с символами.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

     Подобный  гармоничный образ луга может  возникнуть и не только у  идеально здоровых испытуемых, но нередко и у пациентов  с  неврозами. В этом случае обнаруживается парадоксальность,  возникающие образы не отражают глубинные парадоксы внутренних  нарушений. У человека страдающего неврастеническими нарушениями, образ луга может  не иметь видимых нарушений. В  этом выражается умение скрывать конфликты и внутренние психические проблемы, т.е. сильно их вытеснять. Развиты защитные механизмы Я в психоаналитическом смысле. Но такой парадокс, в случае с мотивом луга встречается относительно редко.

      Большой интерес представляют частые детальные проекции конфликтов на мотив луга. Это формы нарушений, в результате которых нарушается описанный выше идеальный луг с его дарующим плодородие и отдохновение характером и может выражаться так: луг обглодан, иссушен солнцем, совсем маленький или стеснен колючей проволокой, разделен на части, или его окружает строго геометрический участок леса. В редких случаях пациент как бы заключен в тесно огороженный забором части луга. Это может быть признаком особенно тяжелого невроза.

     Сценарий мотива луга предлагает, конечно, еще более широкие возможности представления.  При первом установлении мотива луга у людей с невротическими нарушениями или находящимися в острой кризисной ситуации могут проявляться определенные явные признаки нарушения, на которые следует обратить внимание. Вместо луга появляется сжатая пашня, болото, заасфальтированная площадка или даже пустыня. Как вводный мотив, такое представление может быть проходящим, но может также и стереотипно повторяться.

     Одна моя  клиентка Елена Б., рассказала, что  во время медитации ей неожиданно  пришел образ луга. Луг этот  ей показался странным, блекло-желтоватого  цвета трава была как высохшая  и торчала отдельными травинками. Местами из этой травы виднелись  небольшие красные маки.  Ощущение этого образа она описывала, как тоскливо, мрачно, безжизненно, пусто. В тот период она была в состоянии депрессии, несколько недель бессонных ночей, болезнь. Это было около полугода назад. Тогда интуитивно я предположила, что луг отражал ее состояние на данный период. Елена прошла лечение. И недавно сообщила мне, что ее луг изменился. Трава на лугу стала зеленой, сочной, луг окружает лес,  там где-то протекает ручей, вдали виднеется гора, а посередине луга стоит большое дерево. На этом лугу ей находиться уже приятно. Вот так, мотив луга проявляется, совершенно спонтанно, по видимому как внутреннее обращение к какому-то уютному уголку мира,  где безопасно и хорошо в тяжелый для человека период.

    Если пациенту мотив луга более или менее приемлем, то можно сначала делать то, что он хочет, задавая ему вопрос: «Что бы Вам хотелось сейчас сделать?». Тогда у него могут появиться такие желания, как погулять, полежать в траве, пособирать цветы, изучить окрестности и т.д. Таким образом предоставить пациенту ведение по представляемым образам. Совсем нередко мы тем самым все же ввергаем пациента в некоторую растерянность. Ему не приходит в голову, что бы он мог сделать. В этом как и в другом типе поведения, в кататимной панораме устанавливается тем самым такие тенденции поведения, которые, как правило, свойственны данному человеку и в реальной жизни, хотя они не всегда им осознаются. Кому ничего не приходит в голову, тот, наверное, и в обычной ситуации не знает, что ему доставляет  радость. Непривыкший следовать собственным желаниям и импульсам, такой человек склонен, скорее, к пассивной установке и привык получать от других людей указания и инструкции. Предоставление свободы может, следовательно, вызвать столь тягостное и беспомощное состояние и поставить пациента перед внутренней дилеммой, рассмотреть которую смогла бы только более сложная психотерапия.

      Проясняющие  вопросы могут способствовать тому, чтобы образы переживались более ясно, более уточнено, в более ярких цветах, чтобы появились новые детали и образ в целом становился богаче. Исключительно структурирующие воздействия психотерапевта концентрируются прежде всего вокруг стимулирования становящегося все более утонченным восприятия представляемых образов. В случае луга  это, следовательно, будут вопросы о цветах, о погоде, о том, что видно, по краям луга, о животных, находящихся в траве и пасущихся на лугу и т.п., рассмотрение деталей, тех что вблизи и тех что вдали, о настроении пациента, о характере луга или всей картины ландшафта. Основная идея при этом: исчерпать подобный мотив в плане восприятия, по возможности вплоть  до всех подробностей, и выяснить все связанные с ним настроения. Уже, наверное, стало ясно, что восприятие в двух направлениях : с одной стороны, в когнитивном направлении, с рассмотрением фактических обстоятельств образа, и с другой стороны, в области настроений, чувств и аффектов, т.е. в широком спектре эмоциональной жизни. В обоих этих направлениях внимание может более созерцательно надолго останавливаться, давая действовать на нас образу. Это ведет к усилению испытываемых впечатлений, конечно же, при условии, что на переднем плане не находятся явно негативные,т.е. депрессивные или вызывающие страх моменты. Техника ведения не ограничена какими-то жесткими правилами. Она связана с общим контекстом, с эмпатическим сочувствием и проникновением психотерапевта в состояние пациента – на основе собственного опыта в рамках своей собственной учебной психотерапии. Многие пациенты развивают в определенной мере и собственную активность и скоро сами творчески развертывают сценарий, так что, как уже говорилось, им можно во многом предоставить самим формировать соответствующий мотив. 

    Мотив луга совсем, что с ним связано, может занять собой как первый , так и многие последующие сеансы. Он может также остаться только одним коротким эпизодом, от которого отправляются все последующие мотивы.

 

 

    1. Мотив ручей (река)

 

       В этом же или в следующем сеансе мы предлагаем пациенту, опираясь на мотив луга, переключиться на ручей. Нередко ручей на лугу напрашивается как бы сам собой. В других случаях мы говорим пациенту, что, наверное, где-то поблизости может быть ручей. Может произойти и такое, что мотив ручья не установится. В этом случае можно сделать вывод о некотором   сопротивлении или защите.

Ручей может  быть и маленькой канавкой, и широким потоком, и даже рекой. Мы просим сообщить о таких признаках, как скорость течения (или, может быть, он запружен?), чистота воды, характер берега и его  растительности. В то время как одни пациенты не проявляют  инициативы, другим хочется опустить в воду ноги, походить по ручью, поискать рыб или пройтись вдоль ручья. В реальной жизни ручей, как известно, часто также обладает для человека своеобразной притягательной силой, как и вода вообще. Чем продолжительнее занятие мотивом ручья, тем психотерапевтически плодотворнее оно становится - помимо уже упомянутого результата, если проследить его в ту или другую сторону.

Какое символическое  значение мы можем приписать мотиву ручья, который в наших географических широтах тесно связан с  мотивом луга и ландшафта?

 Ручей - это текущая вода, которая из источника устремляется по различным потокам в сторону моря и вливается в него. Таким образом, его основной мотив - это мотив постоянно текущего потока, в котором в то же время проявляется развитие. В этом отношении мотив ручья, имеющий, разумеется, множество разных граней, можно считать также выражением текущего психического развития, беспрепятственного развертывания психической энергии. В то же время не следует забывать, что вода вообще как “элемент” несет в себе что-то вроде жизненной силы. Она освежает, оживляет, и жизнь немыслима без воды. В этом отношении вода принадлежит к области представления о плодородии. Где плодородный ландшафт, всегда должна быть также и вода: канава, ручей, река, озеро.

       Большой ручей или река могут представлять собой и границу, которую можно преодолеть по мосту или на пароме, а также вброд.

       Из лона матери-земли бьет чистый, освежающий и прохладный источник. Конец реки, море - это особый случай мотива “воды” и считается обычно символом бессознательного. На это можно опираться при определенных установках в КПО.

       В ходе психотерапии - после того, как пациент описанным выше образом подробно рассмотрел и описал ручей – мы предлагаем ему выбрать, пойти ли вверх по течению к источнику или вниз по течению на такое расстояние, сколько он сможет.Иногда пациентам тяжело сделать выбор, какое направление предпочесть. Примечательно, что путь вверх по течению в сторону источника оказывается легче, чем вниз. Если попросить идеально здорового человека проследить ручей вниз по течению, то это не будет для него особенно трудно. Он расскажет, как ручей становится шире и шире, как он протекает через различные ландшафты с меняющимися декорациями, появляются деревни и города, а потом, может быть, он впадает в большую реку. Следуя дальше по его течению, в конце концов можно прийти к месту его впадения в море. Тогда уже море само будет особым мотивом. Работа с ним выходит за пределы методов основной ступени КПО.

        Конечно же, даже в тех случаях, когда за течением ручья следит человек без явных невротических нарушений, почти всегда по ходу движения возникают характерные мотивы возникновения препятствия-недопущения, так называемые «фиксированные образы». Они дают сигнал о существующих проблемах, и их можно считать признаками нарушения. По этой причине на первой фазе психотерапии преимущество имеет путь к источнику. Тогда уже будет исключением, если этот путь будет сильно затруднен или совсем нарушен из-за крутого подъема горы или по другим причинам. Только в самых редких случаях отыскание источника вообще не получается, что можно считать признаком тяжелого нарушения.

     У самого источника вода может идти из-под земли, из скалы или из исскуственно построенной трубы. Иногда это могут быть и технические сооружения, как, например, резервуар для воды или емкость с крышкой, под которой как раз и находится источник.

Признаками нарушения, указывающими на существование конфликта, являются ситуации, когда вода невидимо сочится из песка, источник течет тонкой струйкой или вытекает многочисленными ручейками на лугу. Если у пациента с каким-то   невротическим нарушением вода из источника вытекает широко и обильно, то можно сказать, что у данного пациента не нарушена витальность (жизненная сила, жизнеспособность) и эмоциональная интенсивность.

     Мы предлагаем пациенту попробовать воду и смочить его лицо. При этом совершенно не все равно, чувствует ли вообще пациент какую-то “прохладную влагу” или же ему это безразлично, чувствует ли он себя в результате этого освеженным или нет, в какой степени он может описать декорации окружения, какой эмоциональный тон и какое настроение от них исходит.

            Дж. Купер в энциклопедии символов так описывает символ река (ручей) - Мировой поток явлений, течение жизни. Река жизни – это царство божества, макрокосм. Река смерти – явное существование, мир изменений, микрокосм, «возвращение к истоку» - это возврат к изначальному, райскому состоянию, с целью обрести просветление. Устье реки – имеет то же символическое значение, что и ворота и дверь, оно обеспечивает доступ в иное царство, в океан единства. В обрядах перехода или «путешествия» из одного состояния в другое движение обычно мыслится как переправа с одного берега на другой через реку жизни или смерти. Реки рая приносят духовную силу и пищу. Чтобы обрести просветление, нужно проследить реку жизни назад, до самых истоков. Реки, выгравированные на дверях храмов, символизируют очищение адепта, ритуальное омовение, купание в священной реке приносит очищение.

 

    Еще несколько слов о символике источника. Здесь существует совершенно четкая связь с дарующим материнским миром. Источник бьет из “матери-земли”. Это символика орального материнского обеспечения, тем самым также и материнской  груди. Если существует серьезное нарушение в области источника, то с большой вероятностью можно сделать вывод о фрустрациях, связанных с самыми ранними отношениями “мать-ребенок”, т. е. идущими из области оральных потребностей. Они, по всей видимости, играют основную роль, чем потом могут быть вызваны эмоциональные пробелы («оральный дефицит»)

      Признакими нарушения считаются не только недостаточное развертывание образа источника, но и сложности с использованием воды источника. Поэтому мы предлагаем пациенту попробовать попить из источника, растереть себе родниковой водой те части тела, которые болят или нездоровы, или вообще запрудить источник, чтобы в нем искупаться. Признаки нарушения заключаются в том, что пациент отказывается попробовать воду, потому что она кажется ему грязной, содержит бактерии или может его отравить. Если он все же ее попробует, то вода может иметь неприятный, плохой или кислый вкус, она может оказаться горячей или крайне холодной. Это указывает, как уже говорилось, на нарушение ранних отношений “мать-ребенок”. Медленное привыкание к родниковой воде, широко используемое на практике, может быть психотерапевтически эффективно.

 

        Второе упражнение с мотивом использования ручья - прослеживание, как ручей превращается в реку, потом в большую реку и, наконец, вливается в море, - нам особенно интересно. На этом долгом пути пациент почти всегда встречает обусловленные

конфликтами мотивы препятствия-недопущения. Хотя они бывают самые разные, но повторяются и возвращаются у многих пациентов похожим образом. Следуя по течению ручья, пациент часто через некоторое время обнаруживает запруду. Это может быть бетонная стена, дощатая перегородка, вода может попадать в еще больший водоем перед городской стеной, закрывающей сток. В этой связи мне вспоминается, что в своих ранних работах З.Фрейд говорил об «ущемлении», «застое» аффектов (скоплении аффектов, «плотине») у невротических пациентов. В раннем психоанализе в связи с катарсисом или, точнее, отреагированием существовало такое представление об «оттоке, стекании аффектов».

Информация о работе Темы первого уровня в работе с символами