Темы первого уровня в работе с символами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Уникальная способность человека - возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.

Содержание работы

Введение

Основная часть

Символический язык в кататимном переживании образов

Темы первого уровня КПО

Мотив луг
Мотив река
Мотив гора
Мотив дом
Мотив опушка леса

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Темы первого уровня в работе с символами.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

     В случае беспроблемных людей мы можем ожидать жилой дом, предназначенный, в основном, только для одной семьи. Офис фирмы, учреждение, гостиница или что-то подобное дают основание предполагать, что частная сфера пациента явно пренебрегаться, в особенности, если мало жилых помещений или их вообще нет. Маленькая хижина вызывает вопрос, насколько развито у данного человека самосознание. Отсутствие окон позволяет сделать вывод о сильной замкнутости и недоверии к окружающему миру.

      Замок, в котором, возможно, есть еще и тронный зал с троном, указывает на грандиозные ожидания и завышенную нарцисстическую самооценку. Так же, как и в случае мотива горы, психотерапевт должен удостовериться, не представляет ли один и тот же пациент в определенных условиях совершенно различные мотивы дома в различные периоды времени. Если же контрастов немного, то в этом можно увидеть, пожалуй, некоторую долю эластичности, гибкости и многосторонности личности. Правда, встает вопрос, где проходит граница между этими характеристиками. Тем не менее, несомненно, что в случае повторения мотива дома, структуры образа тем более закостенелые, чем более невротично фиксирован пациент.

     Особо патологичным мотив дома представляется в случаях, когда, например, 16-летний пациент видит вместо дома бетонный бункер без окон и без дверей, а молодая работающая женщина входит в «дом привидений», по которому она вынуждена пробираться на ощупь в темноте, как через «комнату ужасов», и т. п.  

     Мотив дома может испытать также определенные искажения, если проблема вытесняется на передний план. Например, пациент с неврозом сердца представил себе внушительный дом, целиком заполненный внутри большой, царской лестницей. Она вела его сквозь крышу на небо и обрывалась там в тупике. Образ соответствовал его односторонней ориентации на достижение успеха и честолюбию – при отсутствии стремления к удовольствию и любви, иными словами, при его полном пренебрежении личной сферой и семьей вообще.

     Одно только рассматривание дома может произвести на пациента глубокое впечатление, если благодаря этому он предчувствует и догадывается, или на предсознательном уровне ему открывается, что дом «выглядит» в нем именно «так». Это особенно впечатляет, когда представляемый в образах дом радикально отличается от того дома, который он представлял себе до этого как «свой дом», который в своих тайных мечтах он любил строить. Поэтому с мотивом дома стоит быть осторожнее. В процессе психотерапии его не следует вводить слишком рано. Психотерапевту следует вначале воздерживаться от комментариев и указаний о значении образов.

       Как и в мотиве открывающейся с вершины горы панорамы, мотив дома изменяется в ходе продвижения процесса психотерапии или под воздействием сильных переживаний, например, влюбленности. Нередко при первом представлении этого мотива даже психотерапевты бывают удивлены или обеспокоены некоторыми крайними проявлениями. Но, тем не менее, можно считать, что в ходе благоприятного развития психотерапии образ дома гармонизируется и совершенствуется.

            Дж. Купер в энциклопедии символов  так описывает символ дом – символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, «наш мир», вселенную, а также возвращение в утробу при инициации, нисхождение во тьму перед возрождением или регенерацией.

 

  

 2.5   Мотив опушка леса

      Для этого мотива мы используем разные возможности. Например, если, отталкиваясь от мотива луга и совершая прогулку по ландшафту, спонтанно появляется высокий лес. Можно также попросить представить мотив луга, после чего попросить пациента оглядеться и посмотреть, есть ли где-нибудь лес. Пациента просят подойти к нему поближе и остановиться в 10-20 м от него. Он должен вглядеться во мрак леса. При этом мы заранее подготавливаем его, говоря, что, вполне вероятно, из темноты выйдет какое-то существо, животное или человек. Не исключено, что ему придется терпеливо подождать - может быть, сначала он увидит только что-то неопределенное или призрачное. Если ему станет страшно, то поблизости следовало бы найти куст или что-то подобное, за которым он мог бы спрятаться.

     Это упражнение служит, очевидно, совсем другой цели, чем описанные до этого стандартные мотивы. Здесь не нужно совершать какие-то усилия, добиваться определенных результатов или развивать собственную активность в кататимной панораме. Впервые в рамках основной ступени КПО пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала в форме символических образов, которые свободно поднимаются и развертываются из его бессознательного. При этом нужно учитывать символическое значение леса. Он символизирует бессознательное. Это темная область на земле, которую нельзя увидеть насквозь, в которой может скрываться все или ничего. В лесу свободно и безмятежно живут дикие звери. Из сказок мы знаем, что в лесу есть злые и добрые существа, такие как великаны, гномы, феи, разбойники или даже злые ведьмы.   

     Нередко, однако, взрослые, чаще всего пациентки, боятся слишком близко приближаться к лесу или вообще входить в него. Он вселяет в них какой-то неопределенный страх.

           Существуют также совсем другие, противоположные пациенты, которые с удовольствием заходят в лес. В лесу чувствуют себя защищенными, чаще всего дети, они могут с удовольствием прятаться там. В этом случае лес не кажется темным и страшным. Деревья растут просторно, солнечный свет переливается сквозь листву, а уходящая в глубину леса тропинка кажется привлекательной, успокаивающей или же очень заманчивой. В некоторых случаях здесь одновременно смешиваются чувства страха и удовольствия (трепет).

            Никакой другой мотив основной ступени КПО не переживается так противоречиво, как лес. На этот мотив могут проецироваться очень амбивалентные эмоциональные переживания. Это главная причина, почему в технике основной ступени КПО мы принципиально избегаем и даже предостерегаем оттого, чтобы давать пациенту возможность входить в лес. Следует оберегать от вызывающих страх неожиданностей как еще не накопившего достаточный опыт психотерапевта, так и еще не имеющего достаточного опыта пациента. Это относится даже к тем случаям, когда пациенту самому хотелось бы войти в лес. В том, что касается сновидений наяву, сам пациент ни в коей мере не может быть для себя все время лучшим советчиком. Вхождение в лес может по своему значению быть эквивалентно проникновению в бессознательные сферы личности, сильно нагруженные конфликтным содержанием.

       Здесь мы скорее следуем старой психотерапевтической рекомендации - не освобождать на сеансе больше бессознательного материала, чем психика пациента сама спонтанно готова открыть, исходя, прежде всего из своих собственных особенностей и отталкиваясь от поверхностных переживаний.

    Если сравнить мотив леса с другими мотивами, символизирующими бессознательное, как, например, с морем или, тем более, с пещерой и с отверстием на болоте , то опушка леса отличается как раз тем, что здесь не спускаются в глубину. Здесь не затрагиваются области, лежащие ниже поверхности. Напротив, речь здесь идет об области бессознательного, которая находится непосредственно на земле, - т. е. поблизости от сознания. Мы остаемся в пограничной области и избегаем вызывать страх и сопротивление. Представляющиеся символические образы должны приходить из леса на луг, в известной степени, из бессознательного на свет сознания. Правда, в некоторых случаях такая попытка может оказаться безрезультатной. Из леса выходят обычные звери, такие как заяц, лиса, маленькая мышка или крот. Тем не менее, эти животные имеют символическое значение.   У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин - становящийся в позу олень или большой медведь. Но появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, опустившийся бродяга или несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, или же ведьма, молодой человек в образе «револьверного героя», с пистолетами за поясом, и многое другое.

      О чем же здесь идет речь? О том, что и к этим образам можно относиться в соответствии с правилами символики сновидений, чтобы в каждом конкретном индивидуальном случае выработать какую-то гипотезу.

     В случае этих символических образов необходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта.

    На первом уровне интерпретации образ можно рассматривать в контексте объектных отношений, т. е. как воплощение близких людей, так называемых значимых лиц, оказавших особо важное влияние на пациента. В условии невроза они могут оказаться недооцененными, непризнанными или появляться в искаженной форме, т. е. так, как они эмоционально переживались ребенком в детстве. Интерпретация значительно облегчается, когда появляются реальные образы, как, например, отец, учитель и т. п. Для психотерапии мы можем целенаправленно использовать опыт работы с образом реального человека, когда из леса спонтанно выходит или же индуцируется психотерапевтом необходимое нам значимое лицо из близкого окружения пациента, вязанное с актуально доминирующей для него проблемой. Правда, эта техника относится уже к средней ступени КПО. Относительно данной техники необходимо еще отметить, что психотерапевт не может чрезмерно перенапрягать пациента мотивом опушки леса.

       Второй уровень интерпретации образов - это субъективный уровень, т. е. образы могут воплощать бессознательные тенденции поведения и установки, иными словами, аффективные и инстинктивные желания пациента, которые он отщепляет от своего реального поведения. Часто пациенты воплощают в образах кусочек «непрожитой жизни».

     Психотерапевту следует тщательно наблюдать, какими качествами спонтанно наделяет пациент эти символические образы в своем описании, как он к ним эмоционально относится и как эти образы ведут себя по отношению к нему после того, как они его увидят. Это может дать объяснения невротическим тенденциям поведения, которые можно наглядно продемонстрировать пациенту. Менее осознанно они присутствуют и в его повседневной жизни, являясь выражением его невротического склада характера. Перед психотерапевтом встает техническая проблема: когда ему следует рассматривать образ на объектном, а когда на субъективном уровне. В случае короткой психотерапии (до 25 сеансов) интерпретация образов проводится редко или вообще не проводится. Пациент может сам прийти к необходимому пониманию существующих взаимосвязей, благодаря приходящим ему в голову мыслям. Как правило, понимание взаимосвязей на объектном уровне напрашивается само собой, оно становится для пациента очевидным, в основном, уже на первой фазе лечения. И только значительно позднее, пациент учится в основном понимать взаимосвязи на субъектном уровне, что может быть очень плодотворным.

Дж. Купер в  энциклопедии символов так описывает  символ лес – Олицетворяет психэ и женский принцип. Место инициации, неведомых опасностей и тьмы. Войти в темный или заколдованный лес – означает переход, когда душа встречается с чем-то гибельным и неведомым: область смерти; секреты природы, в которые человек должен проникнуть, чтобы понять их смысл. Он также может означать нехватку духовного видения и света; человечество, потерянное во тьме, не направленное богом. Уход в лес – это символическая смерть перед возрождением в ходе инициации. В шаманской традиции лес – место обитания духов.

 

Заключение

 

         Кататимное переживание образов - это один из немногих психотерапевтических методов, где огромную роль играет именно переживание, в этом заключается его основная суть.  З.Фрейд, а позднее К.Г.Юнг отмечали особое значение сновидений, которые они считали «королевским путем» к бессознательному. В соответствии с этим в сновидениях образно зашифровано бессознательное, но тем не менее оно выражено точно, осмысленно, и зачастую его без труда можно понять. Сновидение служит компенсацией бессознательной повседневной жизни. Человеческая фантазия также способна в творческой форме бессознательно решать проблемы.

     КПО вплетено в массу психологических и психопатологических установок восприятия. Они основываются не только на собственном опыте прохождения и проведения психотерапии, но и на накоплении солидных клинических знаний о различных

психических, невротических  и психосоматических нарушениях и их симптомах, которые невозможно понять, исходя только из их клинической картины. В гораздо большей степени важно обладать глубокими знаниями и пониманием движущих сил и обстоятельств бессознательной психодинамики личности и ее концепций. Эти знания соответствуют общей и специальной теории неврозов и психосоматических заболеваний. Основы этих знаний необходимы уже для сбора данных глубинно-психологического анамнеза и для компетентного ведения беседы до и во время терапии.

      Метод кататимного  переживания образов - это психотерапевтическая техника, которая способствует  раскрытию способности к переживанию и может содействовать ориентации человека и развитию его самосознания в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Купер Дж.: Энциклопедия символов. М., «Золотой Век» 1995
  2. Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов. М., «Эйдос» 1996
  3. Стюарт В.: Работа с образами и символами в психологическом консультировании. –НФ «Класс» 1998
  4. Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики.
  5. Обухов Я.Л: Психотерапия по методу символдрамы. Работа с мотивом ''змея''

Информация о работе Темы первого уровня в работе с символами