Темы первого уровня в работе с символами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 01:47, реферат

Описание работы

Уникальная способность человека - возможность представлять образы. Благодаря силе воображения человек, единственный из всех живых существ, может быть сильнее природы: свет от далекой звезды идет до нас миллионы световых лет, а мы можем оказаться на этой звезде мгновенно, просто вообразив, что мы там. Мы можем представлять людей, которых давно уже нет на земле, переноситься в далекое будущее, когда нас уже не будет. Так образы делают нас сильнее смерти. Представление образов помогает нам понять себя, заглянуть в самые сокровенные глубины души, решать серьезные проблемы и конфликты. Бывает и так, что представленный однажды образ воплощается в реальности. Тогда сплетается причудливая паутина наших желаний и действительности.

Содержание работы

Введение

Основная часть

Символический язык в кататимном переживании образов

Темы первого уровня КПО

Мотив луг
Мотив река
Мотив гора
Мотив дом
Мотив опушка леса

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Темы первого уровня в работе с символами.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

       Другие мотивы препятствия-недопущения проявляются в том, что вода может, например, постепенно просачиваться в песок, исчезать непосредственно в каком-то отверстии в земле и явно продолжать свое течение под землей. Если попросить потом

пациента поискать ее, то оказывается, что через несколько метров или километров под землей поток выходит опять на поверхность. Крайне острым признаком нарушения с актуальной динамикой считается исчезновение воды с самого начала: русло ручья пусто!

Более утонченная версия сопротивления заключается  в редком, непроизвольном отвлекающем  маневре: выполняя нашу просьбу, пациент следует по течению реки и через некоторое время с удивлением замечает, что ландшафт остается все время одним и тем же. Ожидаемое нами развитие, таким образом, не наступает.

       Другой маневр, которым пациент тоже обманывает сам себя, бывает, когда он через некоторое время обнаруживает, что снова оказался на том же самом месте, где он был некоторое время назад. Ручей течет по кругу, как будто пациент в некотором роде как бы только повернулся на месте в своем развитии. Такое хождение кругами, наводит на мысль, что имеется незаконченное дело, которым надо заняться до того, как можно будет идти дальше.

     Еще одна противоестественная ситуация возникает, если временами ручей в фантазии пациента с подъемом течет в гору, преодолевая закон тяготения. Это встречается у пациентов  с несколько наивными или детскими представлениями, часто истерически структурированными. Это указывает на тенденцию отрицания реальности. Такие люди и в действительности используют этот специфический механизм защиты, в основном этого не замечая.

       Вид встречающихся в случае мотива ручья мотивов препятствия-недопущения может также указывать на бессознательные тенденции, установки или иллюзорные ожидания. На основной ступени КПО мы их, правда, сначала не рассматриваем, а ждем  постепенно складывающегося спонтанного понимания пациента.

       Дополнительного рассмотрения требует мотив водопада. В зависимости от степени невротических нарушений могут усиливаться крайние формы. Вода, например, не доходит донизу потому, что она испаряется. Чем причудливее образ, тем значительнее нарушение.

Сеанс, на котором  мы даем проследить течение ручья до впадения в море, требует больше времени. Мы можем сократить путь, предложив пациенту в какой-то момент лодку без весел, чтобы плыть вниз по течению реки. Спуск на неуправляемой лодке может быть тестом на способность отдаться какому-то элементу или человеку. В устье весьма реально может быть портовый город с деловой жизнью. Но, может быть, река вливается в простирающийся далеко на равнине ландшафт. Каждая сцена имеет свое собственное, соответствующее данному месту значение.

 

Использование воды

До тех пор, пока вода воспринимается пациентом как приятная, - все равно, будь то у источника, у ручья, у реки, в минеральной ванне на курорте или же в море, - использование воды часто может иметь неожиданно хорошее действие. Мы располагаем многочисленными описаниями примечательных психотерапий, в которых принятие ванны или применение воды – к каким-либо образом поврежденным частям тела или в местах, где испытываются боли, - имело удивительно хороший эффект, и прежде всего в случае психосоматических симптомов. Эти, независимо друг от друга проведенные наблюдения за действием представляемой в образах воды сначала едва ли могут показаться правдоподобными. Люди склонны относить подобные методы к области магии.

    Дж. Купер в  энциклопедии символов так описывает символ вода- источник и гробница всего сущего во вселенной. Символ непроявленного, первичной материи. Любая вода является символом великой Матери и ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, водами плодородия и свежести, источником жизни. Вода-жидкий двойник света. Вода растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает. Вода возвращает к жизни и дает новую жизнь. Погружение в воду символизирует не только возврат к первоначальному состоянию чистоты, смерть в старой жизни и возрождение в новой, но также омовение души в материальном мире. Текущая вода – это «живая» вода. Пересечь водную преграду – значит перейти из одного онтологического состояния в другое. С другой стороны, это символ отделения, например, при пересечении моря или реки смерти. Но, поскольку вода имеет силу и жизни и смерти, она может не только отделять , но и соединять. Глубокие вода моря, озера, колодца ассоциируются с царством мертвых или обитания сверхъестественных существ и тесно связаны с Великой Матерью.

 

2. 3  Мотив гора

 

       Мотив горы можно направить двумя различными способами: первая и более короткая установка - это рассматривание и точное описание горы издалека. Вторая установка включает подъем в гору, который начинается непосредственно с дороги на лугу и должен привести потом на вершину. Как ни странно, гора представляется при этих установках часто по-разному. В описании горы нужно обращать внимание на форму, высоту, сколько приблизительно метров, какие деревья на ней растут и есть ли они, какие горные породы ее слагают, покрыта ли она снегом и т.д.

     Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент описывает гору средней высоты не более 1000 м, поросшую лесом, возможно со скалистой вершиной, на которую, как ему кажется, он мог бы подняться, хотя, может быть, и с некоторым трудом.

     Формы гор у невротических пациентов могут быть примерно такими: гора - это только холм, в некоторых случаях только куча песка, груда снега - или, наоборот, гора очень большая, высокая, покрытая снегом и ледниками. Она может быть из папье-маше, из гладких скал, в некоторых случаях ровной и блестящей или зеркально-гладкой из мрамора, так что на нее даже невозможно подняться. Она может иметь также форму сахарной головы с крутыми неприступными стенами (бывает часто у подростков и незрелых личностей).

     И здесь мы также просим пациента просто рассмотреть и непосредственно описать эмоциональные впечатления и качества горы, ее «излучение». Гора, например, может производить  впечатление чего-то «острого и зазубренного, но неприступного», или «широкого, массивного и инертно лежащего, как чудовищная неподвижная масса», или чего-то «возвышающегося, выдающегося, доминирующего» (т. к. гора находится в

просторной  долине), но в то же время «неприступного, массивного и внушающего благоговение».

   Пациенты наделяют горы качественными понятиями, которые принято использовать

среди людей. И на это есть свои достаточные основания. Действительно, различные компоненты сцен ландшафта могут бессознательно отражать ранние отношения с какими-то эмоционально значимыми лицами, выступая в качестве их репрезентантов. Мотивы ландшафта в КПО допускают их символическое облачение. Мотив горы в предложенной здесь форме - это особенно хорошая модель для того, чтобы четко показать объекты репрезентаций, т. е. отражение самых близких людей из раннего детства, так называемых эмоционально значимых лиц или лиц отношения.    

      Аналогичным образом это относится и к мотиву ручья, нередко и к мотиву дома, к мотиву источника, а также к мотиву отдельно стоящего дерева или к группе деревьев как сообщества людей (семья). Но было бы слишком «прямолинейным» и не соответствовало бы подлинному значению глубинно-психологической символики считать, что все горы всегда имеют отношение к отцовско-мужскому, а все источники - к материнско-женскому миру.  Горы, деревья, реки и некоторые другие конфигурации могут относиться к материнско-женскому миру, необязательно имея при этом отношение к собственной матери пациента. Однако на основной ступени КПО мы сознательно избегаем ситуации, когда образ значимого лица выходит за рамки символического облачения и получает возможность собственной персоной выступать на сцене символдрамы.   Но такие соприкосновения, тем не менее не пропадают зря.

      Рассмотрение ландшафтных мотивов как репрезентаций некоторых лиц соответствует теории объектных отношений. Конечно же, это только одно из возможных толкований. Оно соответствует свойству глубинно-психологических символов иметь множественную детерминацию и множество значений.  Если мы рассмотрим конфигурацию гор, то, конечно же, встречаются и горы с округлой вершиной или такие, чей силуэт приблизительно напоминает лежащую или сидящую девушку, из чего прямо можно сделать вывод об объектной репрезентации материнско-женского мира. Сигналом об особой ситуации можно считать случай, когда сразу появляется весь горный массив и, насколько это возможно, начинает образовывать кольцо вокруг котловины, в середине которой находится пациент. Возникает чувство совершенной подавленности или окруженности чьим-то миром (миром эмоционально значимого лица).

 

      Дж. Купер в энциклопедии символов так описывает символ гора – Космическая гора – мировой центр, «пуп Земли». Это высшая и центральная точка Земли, вершина рая, место встречи в облаках неба и земли. Гора считается местом перехода с одного плана на другой, местом общения с богами. Гора также символизирует постоянство, вечность, прочность

и неподвижность. На духовном плане вершина горы олицетворяет состояние полного осознания. Восхождение на священную гору символизирует устремление, влечение к высшим состояниям, отречением от мирских страстей, продвижение от частного и ограниченного к полному и безграничному.

 

Подъем  в гору

        Подъем в гору - это следующий шаг. С горы можно увидеть панораму.  Идеально здоровый человек или хорошо компенсированный пациент обычно без труда может подняться по этой дороге. Он проходит через лес и взбирается по внушительному подъему на гору средней величины. На ее вершине он находит место, откуда открывается панорама во все стороны. В этом отнюдь не столь уж редком случае погода даже очень хорошая: пациент видит далеко, и перед ним открывается панорама привычного ландшафта с ухоженными полями и деревьями, дорогами и людьми, занятыми каким-то делом. Вдали пациент может увидеть город с какими-то заводами и фабриками, реку или озеро, может появиться море, или на горизонте покажутся горы. Если эта панорама ничем не ограничивается и подъем в гору, проходил без особенно больших осложнений, то можно сделать вывод, что у данного человека нет серьезных нарушений, связанных с кругом проблем, затрагиваемых этим мотивом.

      Значение этого мотива делится на три компонента, каждый из которых имеет свой собственный характер.

        Первый компонент касается восхождения как такового. Перед пациентом ставится, таким образом, некоторая задача, от осуществления которой он может отказаться. Но это происходит все-таки очень редко. Мы исходим из того смысла, который в нашей речи обычно вкладывается в слова «подъем» и «восхождение», которые означают иногда восхождение по служебной лестнице, карьеру, связанную, например, с профессиональным образованием, а также, в более широком и чаще используемом значении, связь с задачами, которые вообще ставит перед пациентом жизнь, особенно, когда речь идет о человеке еще относительно молодом или среднего возраста. В немецком языке существует распространенное выражение: «Сегодня мне предстоит день, как большая гора», в русском языке есть выражение: «Как гора с плеч».

     Некоторые люди ставят перед собой высокие или даже крайне  высокие задачи, другие довольствуются средним уровнем и испытывают при этом меньше сложностей. Глубокое и основательное исследование психолога Х.-Й.Конрадта показало высокую корреляцию между высотой горы и уровнем притязаний представляющего образы пациента. Люди с высоким уровнем притязаний, отличающиеся часто непомерным тщеславием, представляют высокую гору, подняться на которую сложно и тяжело.

   Следует обращать внимание на своеобразие подъема, крутизну отдельных участков, необходимость карабкаться, возможно, с набором альпинистского снаряжения. Или наоборот: если пациент находит удобный, прогулочный путь или преждевременно утомляется и должен часто отдыхать, это указывает на то, каким образом данный человек привык решать задачи или добиваться своих целей. Особо усердным и всегда готовым работать людям даже не нужно вначале предлагать подняться в гору. Если в КПО гора возникает перед ними близко, они без каких-либо указаний начинают подниматься вверх. Это люди в особенности настроены на достижение результата и постоянно готовы к активным действиям. В образах они представляют себе такие условия для восхождения, когда им нужно привязывать себя канатом, карабкаться по вертикальным расщелинам и преодолевать другие трудные препятствия, чтобы достичь скалистую вершину. Если при таком усердном восхождении кого-то «заносит» слишком высоко, и, чтобы выйти на правильный путь или спуститься вниз, становится необходима помощь психотерапевта, конечно же, возникает фатальное и досадное чувство разочарования.

    Более тяжелые невротические нарушения восхождения в гору могут проявляться в том, что тропа становится склизкой, и пациент все время скатывается вниз или, наоборот, идет не в гору, а спускается - в соответствии с давящим на него пессимистическим, безропотным настроением - все ниже в темный лес.

     Другим характерным признаком нарушения может быть избегание восхождения вообще. Пациенты с особо сильно выраженной истерической структурой личности имеют достаточно фантазии, чтобы перепрыгнуть в своем воображении через тяжелое, преодолеваемое шаг за шагом восхождение. Они поражают психотерапевта, сообщая: «А я уже наверху».

    Другими мотивами препятствия-недопущения при восхождении могут быть, например, встающие на пути лесные завалы, глубокие овраги, или пациент вдруг чего-то пугается в темном лесу и просит разрешения повернуть назад. В аспекте теории объектных отношений подъем на гору имеет очень большое значение - идентификацию с важной отцовской или материнской фигурой. Достигая вершины горы, пациент в определенной мере ставит себя на признаваемую за отцом или матерью позицию. Согласно психодинамическим выводам психоанализа, сын, в принципе, имеет потребность соответствовать своей собственной мужской роли путем идентификации с отцовской фигурой и, соответственно, дочь - своей женской роли путем идентификации с матерью. Хорошо известно, как сыновьям выдающихся людей бывает тяжело «подать себя», чтобы когда-нибудь «сравниться» с отцом, т. е. путем идентификации занять аналогичное положение.

Информация о работе Темы первого уровня в работе с символами