Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов в трудовом коллективе и способов их регулирования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ
1.1 Характеристика конфликтов в психологической литературе
1.2 Понятийная схема конфликта в организации
1.2.1 Причины и функции конфликтов
1.2.2 Классификации конфликта
1.2.3 Структура и уровни конфликта
1.2.4 Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений
1.3 Регуляция межличностных конфликтов в трудовом коллективе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных конфликтов в трудовом коллективе
2.3 Проведение контрольного исследования межличностных конфликтов и анализ результатов коррекционной работы в трудовом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.
Выделяются следующие практические способы изучению конфликта [24, c.567]:
· экспериментальное
· личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии;
· исторический (ретроспективный).
При экспериментальном
С помощью личностных опросников
конфликт изучается через напряженность
во взаимоотношениях, предрасположенность
к агрессивному поведению различных
лиц, наличие микрогруппы с
При историческом или ретроспективном
способе изучения конфликта происходит
описание конкретных конфликтных ситуаций,
уже имевших место (проводится анализ
действий участников, объекта, причин,
способов и приемов взаимодействия,
исход и т.д.). Хотя данный подход
более социологичен, чем психологичен,
при умелой формулировке вопросов он
в значительной мере позволяет воссоздать
социально-психологическую
В развитии межличностного конфликта необходимо учитывать также влияние социальной и социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов [15, с.49].
Таким образом, конфликт можно определить как «предельный случай обострения противоречия». Межличностные конфликты как один из видов социальных конфликтов принято определять как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Причинами межличностных конфликтов являются как объективные, так и субъективные факторы, складывающиеся на основе индивидуальных особенностей личностей.
1.2 Понятийная схема конфликта в организации
1.2.1 Причины и функции конфликтов
Существуют две
1) конфликт является свойством
человеческого характера,
2) конфликт вызывается
объективными причинами, не
Многие авторы придерживаются
идеи о том, что конфликт возникает
из сложного взаимодействия многих сил,
находящихся как вовне, так и
внутри человека, то есть конфликт вызывается
действием объективных и
С позиций материалистической
методологии социальный конфликт обусловлен
в первую очередь объективными социально-экономическими
детерминантами [41, c.152]. Кроме того,
конфликт представляет собой сложное
комплексное явление, в котором
присутствуют социально-психологические
аспекты. В то же время, имеется тип
конфликтов, которые порождаются
главным образом социально-
У.Ф. Линкольн классифицирует причины конфликтов по пяти основаниям: информация, структура, ценности, отношения и поведение и выделяет пять основных факторов (причин) конфликтов [44, c.12]:
1) Информационный фактор
— это та информация, которая
приемлема для одной стороны
и неприемлема для другой. Это
может быть: неполная, неточная информация
одной из сторон; нежелательное
обнародование; недооценка
2) Структурный фактор—
формальные и неформальные
3) Ценностный фактор —
те принципы, которые провозглашаются
или отвергаются; которым
— личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения и т.д.);
— групповые системы верований и поведения;
— системы верований и поведения общества;
— ценности всего человечества;
— профессиональные ценности;
— религиозные, культурные, региональные, местные и политические ценности.
4) Фактор отношения —
удовлетворение от
— основа отношений (добровольные или принудительные);
— сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые);
— ожидания от взаимоотношений;
— важность взаимоотношений;
— ценность взаимоотношений;
— длительность взаимоотношений;
— совместимость людей в процессе взаимоотношений;
— вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
Майерс говорит о том, что важна еще и история отношений. "Слишком часто мы пытаемся понять конфликт в изоляции от его исторических корней... Когда кто-то в конфликте указывает на нас пальцем, наша реакция основывается на содержании происходящего в данный момент, но также мы реагируем на все те разы, когда этот жест был использован по отношению к нам со злобой в прошлом" [26, c.89].
5) Поведенческий фактор — это стратегия поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).
В самом общем виде можно определить три класса причин возникновения конфликтов [25, c.36]:
· социально-экономические
- конфликты в современном
· социально-психологические – конфликты из-за разных потребностей, мотивов, целей деятельности и поведения людей;
· социально-демографические – конфликты из-за различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к разным национальным образованьям.
С точки зрения причин выделяется три типа конфликтов [32, c.49]:
1. Конфликт целей. Ситуация
характеризуется тем, что
2. Конфликт взглядов, когда
участвующие стороны
3. Конфликт чувств, когда
у участников различны чувства
и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом
как личностей. Люди просто
вызывают друг у друга
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся:
1. Недостатки в организации
производственных процессов,
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3. Недостатки стиля работы
и неправильное поведение
4. Расхождение мнений работников
в оценке явлений
5. Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в силу
личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8. Личностные характеристики
отдельных людей - специфические
особенности поведения,
Этот перечень можно дополнить еще двумя причинами:
· неправильные действия руководителей в субъективно восприятии подчиненных;
· несовместимость стиля управления и стиля подчинения.
Также, говоря об организационном конфликте, стоит упомянуть о двух уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)
Функции конфликта – это
воздействие конфликта или его
результатов на оппонентов, их отношения
и на социальную и материальную среду.
В зависимости от сферы влияния
можно выделить следующие основные
функции конфликта: воздействие
на психические состояния и, как
следствие, на здоровье участников; воздействие
на взаимоотношения оппонентов; на
качество их индивидуальной деятельности;
на социально-психологический
По направленности воздействия
выделяют деструктивные и конструктивные
функции конфликта. В групповых
отношениях конструктивная функция
конфликта проявляется в
Таким образом, обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции. Основные причины конфликтов в организациях вызваны проблемами управления и проблемами в отношениях между людьми.
1.2.2 Классификации конфликтов
Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, данных психологами, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип структуры отношений; последствия и т.п.
В первичных группах конфликты разделяются на кратковременные и затяжные [7, c.135]. Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Таким образом, конфликт приобретает затяжной характер.
По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на преследующие личные, групповые и общественные цели [39, c.58]. Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).
По источникам возникновения
– деловые и эмоциональные
конфликты [23, c.107]. Деловые - организационные
конфликты (например, несовершенство организационных
структур, организации, оплаты труда, стиля
руководства); эмоциональные связаны
с индивидуальными
Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции