Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов в трудовом коллективе и способов их регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ
1.1 Характеристика конфликтов в психологической литературе
1.2 Понятийная схема конфликта в организации
1.2.1 Причины и функции конфликтов
1.2.2 Классификации конфликта
1.2.3 Структура и уровни конфликта
1.2.4 Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений
1.3 Регуляция межличностных конфликтов в трудовом коллективе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных конфликтов в трудовом коллективе
2.3 Проведение контрольного исследования межличностных конфликтов и анализ результатов коррекционной работы в трудовом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 78.58 Кб (Скачать файл)

6. Пытаетесь ли вы понять  точку зрения вашего оппонента?

 

7. Готовы ли вы идти  на взаимные уступки?

 

8. Можно ли разрешить  конфликт, не ущемляя права и  чувство достоинства всех людей,  задействованных в конфликте?

 

9. Были ли вы свидетелями  такого успешного разрешения  конфликта?

 

10. Что мешает вам или  другим людям разрешать конфликты  с пользой для обеих сторон?

 

2. СТИЛЬ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

С помощью адаптированной Н.В. Гришиной методики американского  социального психолога К.Н. Томаса (1973) определяются типические способы  реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек  склонен к соперничеству и  сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компромиссам, избегает ли конфликтов или, наоборот, старается обострить их. Методика позволяет также оценить степень  адаптации каждого члена коллектива к совместной спортивной деятельности.

 

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

 

1. а) Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса;

 

б) Вместо того, чтобы обсуждать  то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

 

2. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение;

 

б) Я пытаюсь уладить  его с учетом всех интересов другого  человека и моих собственных.

 

3. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

 

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

 

4. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение; б) Я  стараюсь не задеть чувств  другого человека.

 

5. а) Улаживая спорную  ситуацию, я все время пытаюсь  найти поддержку у другого;

 

б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

6. а) Я пытаюсь избежать  неприятности для себя; б) Я  стараюсь добиться своего.

 

7. а) Я стараюсь отложить  решение спорного вопроса, с  тем чтобы со временем решить  его окончательно;

 

б) Я считаю возможным в  чем-то уступить, чтобы добиться другого.

 

8. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

 

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все  затронутые интересы и спорные вопросы.

 

9. а) Думаю, что не  всегда стоит волноваться из-за  каких-то возникших разногласий;

 

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

 

10. а) Я твердо стремлюсь  добиться своего;

 

б) Я пытаюсь найти компромиссное  решение.

 

11. а) Первым делом я  стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые  интересы и спорные вопросы;

 

б) Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения.

 

12. а) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры;

 

б) Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идет навстречу.

 

13. а) Я предлагаю среднюю  позицию;

 

б) Я настаиваю, чтобы все  было сделано по-моему.

 

14. а) Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах;

 

б) Я пытаюсь показать другому  логику и преимущество моих взглядов.

 

15. а) Я стараюсь успокоить  другого и сохранить наши отношения;

 

б) Я стараюсь сделать все  необходимое, чтобы избежать напряжения.

 

16. а) Я стараюсь не  задеть чувств другого;

 

б) Я обычно пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции.

 

17. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

 

б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

 

18. а) Если это сделает  другого счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем;

 

б) Я дам другому возможность  остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

 

19. а) Первым делом я  пытаюсь определить то, в чем  состоят все затронутые интересы  и спорные вопросы;

 

б) Я стараюсь отложить спорные  вопросы с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

 

20. а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия;  б) Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь

 

для нас обоих.

 

21. а) Ведя переговоры, стараюсь  быть внимательным к другому;

 

б) Я всегда склоняюсь к  прямому обсуждению проблемы.

 

22. а) Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посередине  между моей и позицией другого  человека;

 

б) Я отстаиваю свою позицию.

 

23. а) Как правило, я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас;

 

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

 

24. а) Если позиция другого  кажется ему очень важной, я  стараюсь идти ему навстречу;

 

б) Я стараюсь убедить другого  пойти на компромисс.

 

25. а) Я пытаюсь убедить  другого в своей правоте;

 

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

 

26. а) Я обычно предлагаю  среднюю позицию;

 

б) Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого  из нас.

 

27. а) Зачастую стремлюсь  избежать споров;

 

б) Если это сделает другого  человека счастливым, я дам ему  возможность настоять на своем.

 

28. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего;

 

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у  другого.

 

29. а) Я предлагаю среднюю  позицию;

 

б) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за возникающих разногласий.

 

30. а) Я стараюсь не  задеть чувств другого;

 

б) Я всегда занимаю такую  позицию в споре, чтобы мы совместно  могли добиться успеха.

 

По каждому из пяти разделов опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) подсчи-тывается количество ответов, совпадающих  с ключом.

 

Ключ

 

Соперничество: За, 66, 8а, 96, 10а, 136, 146, 166, 17а, 226, 25а, 28а.

 

Сотрудничество: 26, 5а, 86, 11а, 14а, 19а, 20а, 216, 23а, 266, 286, 306.

 

Компромисс: 2а, 4а, 76, 106, 126, 13а, 186, 206,22а, 246, 26а, 29а.

 

Избегание: 1а, 56, 7а, 9а, 12а, 156, 176, 196, 21а, 236, 27а, 296.

 

Приспособление: 16, 36, 46, 6а, 116, 15а, 16а, 18а, 24а, 256, 276, 30а.

 

Полученные количественные оценки сравниваются между собой  для выявления наиболее предпочитаемой формы социального поведения  испытуемого в ситуации конфликта, тенденции его взаимоотношений  в сложных условиях.

 

3. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИРИ

 

Методика создана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и  идеальном "Я", а также для  изучения взаимоотношений в малых  группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений  к людям в самооценке и взаимооценке.

 

При исследовании межличностных  отношений, социальных аттитюдов наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее  впечатление о человеке в процессах  межличностного восприятия. Они названы  М. Аргайлом в числе главных компонентов  при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут  быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала  Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем  исследовании, проводимом американскими  психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается  по двум переменным, анализ которых  осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

 

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на

 секторы. В этом круге  по горизонтальной и вертикальной  осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы  разделены на восемь – соответственно  более частным отношениям.

 

Для еще более тонкого  описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.

 

Схема Тимоти Лири основана на предположении, что чем ближе  оказываются результаты испытуемого  к центру окружности, тем сильнее  взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится  в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального поведения.

 

Опросник содержит 128 оценочных  суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке  подсчитывается количество отношений  каждого типа.

 

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения  людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики  меняется инструкция для ответа.

 

Предположим, необходимо выявить  представления человека о себе. Ему  дается инструкция: "Вам будут  представлены суждения, касающиеся характера  человека, его взаимоотношений с  окружающими людьми. Внимательно  прочтите каждое суждение и оцените, соответствует ли оно Вашему представлению  о себе.

 

Поставьте на бланке ответов  знак " + " против номеров тех  определений, которые соответствуют  Вашему представлению о себе, и  знак " – " против номеров тех  утверждений, которые не соответствуют  Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

 

I 1 Другие думают о нем  благосклонно 

 

2.Производит впечатление  на окружающих 

 

3.Умеет распоряжаться,  приказывать 

 

4.Умеет настоять на  своем

 

II 5.Обладает чувством собственного  достоинства 

 

б.Независимый

 

7.Способен сам позаботиться  о себе 

 

8.Может проявить безразличие

 

IIII 9.Способен быть суровым

 

10.Строгий. но справедливый 

 

11.Может быть искренним 

 

12.Критичен к другим

 

IV 13Любит поплакаться 

 

14.Часто печален 

 

15.Способен проявить недоверие 

 

16.Часто разочаровывается

 

V 17.Способен быть критичным  к себе 

 

18.Способен признать свою  неправоту 

 

19.Охотно подчиняется

 

20 .Уступчивый

 

VI 21.Благородный

 

22.Восхишаюшийся и склонный  к подражанию

 

23.Уважительный

 

24 .Ищущий одобрения

 

VII 25.Способен к сотрудничеству 

 

26.Стремится ужиться с  другими

 

27 Дружелюбный, доброжелательный 

 

28.Внимательный и ласковый

 

VIII 29.Деликатный 

 

30.Одобряющий

 

31.Отзывчивый к призывам  о помощи 

 

32.Бескорыстный

 

I ЗЗ.Способен вызвать восхищение 

 

34.Лользуется уважением  у других

 

35.0бладает талантом руководителя

 

З6. Любит ответственность

 

II 37.Уверен в себе 

 

38.Самоуверен и напорист 

 

39 Деловит и практичен 

 

40.Любит соревноваться

 

III 41 .Строгий и крутой, где надо

 

42.Леумолимый, но беспристрастный

 

43.Раздражительный

 

44.0ткрыгый и прямолинейный

 

IV 45. Нe терпит, чтобы им  командовали 

 

46.Скептичен

 

47 На него трудно произвести  впечатление 

 

48.0бидчивый, щепетильный

 

V 49.Легко смущается 

 

50 Неуверен в себе 

 

51.Уступчивый 

 

52.Скромный

 

VI 53.Часто прибегает к  помощи других 

 

54.0чень почитает авторитеты 

 

55.Охотно принимает советы

 

56 Доверчив и стремится  радовать других

 

VII 57.Всегда любезен в  обхождении 

 

58 Дорожит мнением окружающих 

 

59.0бщительный и уживчивый 

 

60. Добросердечный

 

VIII 61 Добрый, вселяющий уверенность

 

62 Нежный и мягкосердечный 

 

63Любит заботиться о  других 

 

64.Бескорыстный, щедрый

 

I 65. Любит давать советы

 

66.Производит впечатление  значимости

 

67Лачальственно-повелительный

 

68.Властный

 

II 69.Хвастливый 

 

70. Надменный и самодовольный

 

71 Думает только о себе 

 

72.Хитрый и расчетливый

 

III 73 Нетерпим к ошибкам  других 

 

74.Своекорыстный 

 

75.Откровенный

 

76.Часто недружелюбен

 

IV 77.Озлобленный 

 

78. Жалобщнк

 

79.Ревнивый

 

80. Долго помнит обиды

 

V 81.Склонный к самобичеванию 

 

82.3астенчивый 

 

83.Безынициативный 

 

84.Кроткий

 

VI 85.3ависимый, несамостоятельный 

 

86.Любит подчиняться

 

87Лредоставляет другим  принимать решения 

 

88Легке попадает впросак

 

VII 89 Легко попадает под  влияние друзей 

 

90.Готов довериться любому

 

91.Благорасположен ко всем  без разбору 

 

92.Всем симпатизирует

 

VIII 93.Прощает все

Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции