Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:13, дипломная работа
Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов в трудовом коллективе и способов их регулирования;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ
1.1 Характеристика конфликтов в психологической литературе
1.2 Понятийная схема конфликта в организации
1.2.1 Причины и функции конфликтов
1.2.2 Классификации конфликта
1.2.3 Структура и уровни конфликта
1.2.4 Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений
1.3 Регуляция межличностных конфликтов в трудовом коллективе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных конфликтов в трудовом коллективе
2.3 Проведение контрольного исследования межличностных конфликтов и анализ результатов коррекционной работы в трудовом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
В данном педагогическом коллективе, на момент нашего исследования, произошел конфликт между методистом и воспитателем. Суть конфликта – неучтенные и неоплаченные рабочие часы. В детском саду воспитателям табелируют 7-ми часовой рабочий день, но они фактически работают по 6 часов, и за каждую отработанную неделю накапливается неотработанные часы, которым ведет учет методист. Затем эти часы воспитатели должны без оплаты отработать за своих заболевших коллег. Так же в детском саду имеются несколько групп, где работают по одному воспитателю. В этих группах педагоги тоже отрабатывают свои неотработанные часы. Иногда из-за учета таких часов возникают конфликты между методистом и воспитателями.
Ни одна из конфликтующих сторон не собиралась идти на уступки, и стремилась доказать свою правоту. Постепенно в конфликт были втянуты почти все сотрудники детского сада. В коллективе начались разногласия, мешающие трудовому процессу.
В сентябре 2008 года заведующая детским садом обратилась к психологу за помощью в разрешении затянувшейся конфликтной ситуации.
Для знакомства с ситуацией мы провели опрос всех сотрудников по специально составленной анкете (см. приложение 1). Затем, выявив суть проблемы, и наметив основные пути исследования, провели диагностику по следующим методикам:
1. «Стиль конфликтного
поведения» К.Томаса – для
определения типических
2. «Методика диагностики
межличностных отношений» Лири.
Методика создана Т. Лири (Т.
Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в
1954 г. и предназначена для
Сочетание вышеуказанных
методик позволило нам
Мы предположили, что специально
разработанные мероприятия по повышению
конфликтоустойчивости
Описание методик представлено в Приложении 1, результаты исследования – в Приложении 2, описание коррекционных методов – в Приложении 3.
2.2 Анализ результатов исследования
На первом этапе исследования мы провели опрос всех сотрудников по специально составленной анкете (см. приложение 1), с целью выявить суть проблемы.
………здесь будут результаты опроса по составленной анкете………………
Затем для изучения взаимоотношений в малых группах мы провели диагностику членов коллектива по методике ЛИРИ (см.приложение 2).
Результаты исследования показали, что у 14-ти испытуемых выявлено стремление к лидерству в общении, к доминированию. У восьми испытуемых (№№ 2, 5, 6, 7, 8, 15, 18 и 21) выявлена тенденция к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства (см. таблицу 1).
Таблица 1. Результаты исследования
межличностных отношений в
1 11,6 8,2
2 -8,9 - 2,3
3 8,5 6,1
4 3,5 7,5
5 - 4,9 9,9
6 - 3,1 - 1,3
7 - 2,6 5,2
8 - 0,7 16,1
9 3,1 5,1
10 0,3 1,1
11 0,4 - 0,4
12 1,7 - 1,7
13 6,1 3,5
14 2,5 10,3
15 - 2,3 10,3
16 2,7 1,7
17 0 0
18 - 4,4 - 1,4
19 3,2 4
20 6,5 1,7
21 - 11,4 6,8
22 4,5 - 8,9
Положительный результат
по формуле "дружелюбие" отмечается
у 15-ти членов коллектива, что является
показателем их личностного стремления
к установлению дружелюбных отношений
и сотрудничеству с окружающими.
Отрицательный результат
Количественные результаты
являются показателями степени выраженности
этих характеристик. Так из таблицы
1 мы видим, что самые высокое стремление
к лидерству отмечается у испытуемых
№№ 1, 13 и 20, по шкале «доминирование
у них самые высокие баллы.
Наиболее высокая тенденция к
подчинению, отказу от ответственности
и позиции лидерства отмечается
у испытуемых №№ 2 и 21. Наиболее дружелюбными
и открытыми для общения, судя
по результатам данного
Наиболее агрессивен испытуемый № 22, он менее всех настроен на сотрудничество и совместную деятельность.
Затем мы проанализировали типы отношений к окружающим у наших испытуемых по данной методике. Как видно из диаграммы на рис. 1, в данном коллективе преобладает подчиненный тип отношений (см. рис.1).
Рис.1.Результаты исследования межличностных отношений
по методике ЛИРИ
Так же выражены дружелюбный, альтруистический и авторитарный типы отношений.
Далее мы решили определить типические способы реагирования на конфликтные ситуации у наших респондентов по методике «Стиль поведения». В результате диагностики выяснилось, что у членов коллектива существуют различные методы решения конфликтных ситуаций (рис.2).
Рис.3. Результаты диагностики членов рабочего коллектива
Большинство членов коллектива
предпочитают решать конфликтные ситуации
методом сотрудничества (7 человек),
компромисса (5 человек) или приспособления
(5 человек). Двое избегают решения конфликтов.
Применяют стратегию
Таким образом, проанализировав
результаты исследования, мы пришли к
выводу о том, что не все члены
коллектива настроены агрессивно и
стремятся к конфликтам. Большинство
членов коллектива дружелюбны и настроены
на сотрудничество. В результате исследования
нам удалось выявить
………Далее идет коррекционный этап и заключительный этап диагностики………….
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Е.В.
Социально-трудовые конфликты:
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 1980. – 341 с.
3. Антипина Г.С. Теоретико-
4. Антонов А.И. Методика
социологического изучения
5. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 409 с.
6. Бабосов Е.М. Конфликтология. – МН.: ТетраСистемс, 2000. – 462 с.
7. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – 256с.
8. Гришина Н.В. Давайте
договоримся: Практическое
9. Гришина Н.В. К вопросу
о предрасположенности к
10. Гришина Н.В. Опыт
построения социально-
11. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 312 с.
12. Гришина Н.В. Психология
межличностного конфликта:
13. Деструктивным, по
мнению М. Дойча, конфликт
14. Донцов А.И., Полозова
Т.А. Проблема объективных
15. Ершов А.А. Личность
и коллектив: Межличностные
16. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993. – 191 с.
17. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб. – Рига: Эксперимент, 1997. – 217 с.
18. Квитко В.Я., Тарасенко В.М. Мы работаем вместе… - Кишинев, 1981. – 214 с.
19. Ковалев А.Г. Коллектив
и социально-психологические
20. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
21. Коломинский Я.Л.
Психология взаимоотношений в
малых группах: Общие и
22. Конструктивная психология
конфликта. Под ред. Б.И.Хасан.
23. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд-во КГУ, 2000. – С. 8
24. Конфликт: борьба, взаимодействие,
сотрудничество (под ред. Потанина
Г.М.). –Белгород: изд-во
25. Кричевский Р.Л., Дубовская
Е.М. Психология малой группы.
– Социальная психология в
трудах отечественных
26. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 231 с.
27. Линчевский Э.Э. Конфликты
в общении и общение в
28. Мансуров Н.С.
29. Мастенбрук У. Управление
конфликтными ситуациями и
30. Парыгин Б.Д. Социально-
31. Петровская Л.А. О
понятийной схеме социально-
32. Петрухина С.Р. Психология конструктивного конфликта. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 88 с.
33. Пищелко А.В. Личность
в конфликте (влияние
34. Психологические тесты. Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Т.2. – 248 с.
35. Психологический словарь. Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Педагогика-пресс, 2001. – 408 с.
36. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» - 2002. -256c.
37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: ЛГУ, 1986. – 175 с.
38. Скотт Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. Киев: Внешторгиздат, 1991. – 191с.
39. Социально-психологические
проблемы производственного
40. Сулимова Т.С. Социальная
работа и конструктивное
41. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта (хрестоматия) (сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер,. 2001. – С. 13-14
42. Трудовой коллектив
как объект и субъект
43. Фетискин Н.П., Козлов
В.В., Мануйлов Г.М. Социально-
44. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13
45. Шепель В.М. Управленческая
антропология: человековедческая
Приложение 1
Методики исследования
1. АНКЕТА ОЦЕНКИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ
1. Как часто бывают конфликты в вашем коллективе?
2. Принимали ли вы участие в каком-либо конфликте?
3. С какими людьми вы конфликтуете? Почему?
4. Что чаще всего для
вас является причиной
5. Стараетесь ли вы любой ценой доказать свою правоту?
Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции