Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:13, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в изучении особенностей межличностных конфликтов в трудовом коллективе и способов их регуляции.
В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ литературных источников по проблеме межличностных конфликтов в психологии;
2) Изучение конфликтов в трудовом коллективе и способов их регулирования;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ИХ РЕГУЛЯЦИИ
1.1 Характеристика конфликтов в психологической литературе
1.2 Понятийная схема конфликта в организации
1.2.1 Причины и функции конфликтов
1.2.2 Классификации конфликта
1.2.3 Структура и уровни конфликта
1.2.4 Подход К. Томаса к изучению конфликтных явлений
1.3 Регуляция межличностных конфликтов в трудовом коллективе
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ И СПОСОБОВ ИХ РЕГУЛЯЦИИ
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования межличностных конфликтов в трудовом коллективе
2.3 Проведение контрольного исследования межличностных конфликтов и анализ результатов коррекционной работы в трудовом коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 78.58 Кб (Скачать файл)

 

94.Переполисн чрезмерным  сочувствием 

 

95.Всликодушен и терпим  к недостаткам 

 

96.Стремится покровительствовать

 

I 97.Стремптся к успеху 

 

98.0жидает восхищения от  каждого 

 

99.Распоряжается другими

 

100 Деспотичный

 

II 101.Cнoб (судит о людях  по рангу и достатку, а не  по личным качествам)

 

102.Тщеславный 

 

103.Эгоистичный 

 

104 .Холодный, черствый

 

III 105.Язвитсльный, насмешливый 

 

106 .Злобный, жестокий 

 

107.Часто гневливый 

 

108.Бесчувственный, равнодушный

 

IV 109. Злопамятный 

 

110. Проникнут духом противоречия 

 

111.Упрямый 

 

112. Недоверчивый и подозрительный

 

V 113.Робкий 

 

114.Стыдливый

 

115.Отличается чрезмерной  готовностью подчиняться 

 

116.Мягкотелый

 

VI 117 Почти никогда и  никому не возражает 

 

118. Ненавязчивый 

 

119 Любит, чтобы его опекали

 

120. Чрезмерно доверчив

 

VII 121.Стремится снискать  расположение каждого 

 

122.Со всеми соглашается

 

123 .Всегда дружелюбен

 

124 .Всех любит

 

VIII 125.Слишком снисходителен  к окружающим 126.Старается утешить  каждого

 

127 .Заботится о других  в ущерб себе 

 

128. Портит людей чрезмерной  добротой

 

После оценивания своего реального "Я вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют  Вашему представлению о том, каким  Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".

 

Подсчет баллов ведется отдельно для каждой оцениваемой личности. Показателем нарушения отношений  с определенным лицом является разница  между представлениями человека о нем и желаемом его образе в качестве партнера по общению.

 

С помощью специального "ключа" подсчитывается количество баллов по каждому блоку. Максимальная оценка – 16 баллов, она разделена на четыре степени выраженности отношения (от адаптивного до дезадаптивного поведения). Характеристики, оцененные в пределах 8 баллов, свидетельствуют о гармоничном, адаптивном поведении(доминирование, уверенность в себе, требовательность, уступчивость, доверчивость, отзывчивость). Показатели от14 до 16 баллов свидетельствуют  о трудностях социальной адаптации (деспотизм, эгоизм, жестокость, зависимость, конформизм).

 

В результате баллы по каждому  блоку переносятся на психограмму (расстояние от центра круга соответствует  числу баллов по данному блоку), из них образуют личностный профиль. По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам:

 

доминирование = (1 – 5) + 0,7(8 + 2 – 4 – 6)

 

дружелюбие = (7 – 3) + 0,7(8 – 2 – 4 + 6)

 

Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.

 

Положительный результат  по формуле "дружелюбие" является показателем стремления личности к  установлению дружелюбных отношений  и сотрудничеству с окружающими. Отрицательный результат указывает  на проявление агрессивно-конкурентной позиции, препятствующей сотрудничеству и успешной совместной деятельности. Количественные результаты являются показателями степени выраженности этих характеристик.

 

В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим (по Пугачеву, 2003):

 

I. Авторитарный 

 

13–16 – диктаторский, властный, деспотичный характер, тип сильной  личности, которая лидирует во  всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем  стремится полагаться на свое  мнение, не умеет принимать советы  других. Окружающие отмечают эту  властность, но признают ее.

 

9–12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер,  успешный в делах, любит давать  советы, требует к себе уважения.

0–8 – уверенный в  себе человек, но не обязательно  лидер, упорный и настойчивый.

 

II. Эгоистичный

 

13–16 – стремится быть  над всеми, но одновременно  в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый.  Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько  отчужденно, хвастливый, самодовольный,  заносчивый.

 

0–12 – эгоистические черты,  ориентация на себя, склонность  к соперничеству.

 

III. Агрессивный

 

13–16 – жесткий и враждебный  по отношению к окружающим, жестокий, резкий, агрессивность может доходить  до асоциального поведения.

 

9–12 – требовательный, прямолинейный,  откровенный, строгий и резкий  в оценке других, непримиримый, склонный  во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

 

0–8 – упрямый, упорный,  настойчивый и энергичный.

 

IV. Подозрительный

 

13–16 – отчужденный по  отношению к враждебному и  злобному миру, подозрительный, обидчивый,  склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех  жалуется, всем недоволен.

 

9–12 – критичный, необщительный,  испытывает трудности в интерперсональных  контактах из-за неуверенности  в себе, подозрительности и боязни  плохого отношения, замкнутый,  скептичный, разочарованный в людях,  скрытный, свой негативизм проявляет  в вербальной агрессии.

 

0–8 – критичный по  отношению ко всем социальным  явлениям и окружающим людям.

 

V. Подчиняемый

 

13–16 – покорный, склонный  к самоунижению, слабовольный, склонный  уступать всем и во всем, всегда  ставит себя на последнее место  и осуждает себя, приписывает  себе вину, пассивный, стремится  найти опору в ком-либо более  сильном.

 

9–12 – застенчивый, кроткий,  легко смущается, склонен подчиняться  более сильному без учета ситуации.

 

0–8 – скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет  собственного мнения, послушно и  честно выполняет свои обязанности.

 

VI. Зависимый

 

13–16 – крайне неуверенный  в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому  поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

 

9–12 – послушный, боязливый,  беспомощный, не умеет проявить  сопротивление, искренне считает,  что другие всегда правы.

 

0–8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими,  вежливый.

 

VII. Дружелюбный

 

9–16 – дружелюбный и  любезный со всеми, ориентирован  на принятие и социальное одобрение,  стремится удовлетворить требования  всех, "быть хорошим" для  всех без учета ситуации, стремится  к целям микрогрупп, имеет развитые  механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный.

 

0–8 – склонный к  сотрудничеству, кооперации, гибкий  и компромиссный при решении  проблем и в конфликтных ситуациях,  стремится быть в согласии  с мнением окружающих, сознательно  конформный, следует условностям,  правилам и принципам "хорошего  тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении  целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре  внимания, заслужить признание и  любовь, общительный, проявляет теплоту  и дружелюбие в отношениях.

 

VIII. Альтруистический

 

9–16 – гиперответственный, всегда приносит в жертву свои  интересы, стремится помочь и  сострадать всем, навязчивый в  своей помощи и слишком активный  по отношению к окружающим, принимает  на себя ответственность за  других (может быть только внешняя  "маска", скрывающая личность  противоположного типа).

 

0–8 – ответственный  по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение  к людям проявляет в сострадании,  симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить  и успокоить окружающих, бескорыстный  и отзывчивый. Кроме количественного,  проводится также качественный анализ. Можно сравнить психограммы, демонстрирующие различие между представлениями разных людей о каком-то человеке. На основе этих данных можно сформировать "идеальный" профиль, сравнить с ним реальный и провести необходимую корректировку.

 

 

Приложение 2

 

 

 

Результаты исследования

 

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МЕТОДИКЕ ТОМАСА

 

 № п/п 

Кол-во

 

баллов по шкале «Соперни-

 

чество» (13) 

Кол-во баллов по шкале «Сотрудни-

 

чество»

 

(10) 

Кол-во баллов по шкале «Компро-

 

мисс»

 

(11) 

Кол-во баллов по шкале «Избе-

 

гание»

 

(11) 

Кол-во баллов по шкале «Приспо-

 

собление»

 

(13)

1 3 

10 6 5 6

2 5 4 

11 5 5

3 7 3 

11 4 5

4 4 

9 5 5 7

12 5 3 4 6

6 6 

10 5 7 2

7 6 3 4 

11 6

8 4 

10 6 5 5

9 5 6 

11 3 5

10 

12 5 3 4 6

11 2 

9 6 5 8

12 3 5 6 

10 7

13 7 4 4 5 

12

14 8 7 1 1 

13

15 

13 5 5 3 4

16 4 

7 3 

10 6

17 6 5 3 4 

12

18 8 2 6 

11 3

19 7 

10 3 5 5

20 3 5 5 4 

12

21 

12 5 3 4 6

22 

13 5 5 3 4

 

 

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИРИ№ n/n Типы отношении Доминирование дружелюбие

I II Ш IV V VI VII МП

Количество набранных  баллов

1 9 6 4 0 3 5 8 7 11.6 8.2

2 3 1 7 7 7 5 4 4 -8.9 -2.3

3 6 3 0 2 1 2 4 6 8.5 6.1

4 9 6 6 5 9 6 10 10 3.5 7.5

5 3 3 3 6 10 5 8 11 -4.9 9.9

6 1 4 5 0 9 1 3 4 -3.1 -1.3

7 4 4 7 5 8 6 8 9 -2.6 5.2

8 7 1 3 2 7 8 10 8 -0.7 16.1

9 4 5 2 3 3 5 5 6 3.1 5.1

10 9 7 10 7 8 9 9 8 0.3 1.1

11 5 6 6 6 6 4 7 6 0.4 -0.4

12 3 2 4 3 2 1 3 3 1.7 -1.7

13 8 7 7 6 4 8 7 10 6.1 3.5

14 7 3 4 6 8 5 8 13 2.5 10.3

15 6 2 5 7 9 6 9 12 -2.3 10.3

16 6 3 4 3 4 3 5 4 2.7 1.7

17         0 0

18 1 3 2 5 4 3 2 3 -4.4 -1.4

19 4 7 4 6 5 4 8 9 3.2 4

20 7 6 5 2 4 4 6 5 6.5 1.7

21 2 1 1 2 12 4 5 3 -11.4 6.8

22 3 6 8 1 2 0 4 0 4.5 -8.9

4,86 3,91 4,41 3,82 5,68 4,27 6,05 6,41 

30,40 24,43 27,56 23,86 35,51 26,70 37,78 40,06

 

 

 

Сводная таблица результатов  исследования

№ 

Ф.И.  

Возр 

Профессия 

Результаты исследования

 

Тест ЛИРИ 

Тест Томаса

1 Л.В. 30 воспитатель Авторитарный Соперничество

2  29 воспитатель - сотрудничество

3 Ю.С. 27 психолог - компромисс

4 С.Н. 54 воспитатель 

Авторитарный

 

Дружелюбный

 

Подчиненный Альтруистический Соперничество

5 М.В. 26 воспитатель 

Подчиненный

 

Альтруистический избегание

6 Л.Л 55 воспитатель Подчиненный приспособление

7 О.В. 29 воспитатель Альтруистический сотрудничество

8 И.А. 47 маровед Дружелюбный компромисс

9 Т.А. 52 воспитатель - компромисс

10 Ф.Р. 24 воспитатель 

Авторитарный

 

Агрессивный

 

Зависимый

 

Дружелюбный Соперничество

11 Н.Г. 45 воспитатель - сотрудничество

12 Л.А. 31 воспитатель - избегание

13 И.В. 38 музыкант Альтруистический компромисс

14 Т.В. 26 воспитатель Альтруистический компромисс

15 Ю.С. 32 физрук 

Дружелюбный

 

Подчиненный Альтруистический сотрудничество

16 М.В. 26 воспитатель - приспособление

17  52 воспитатель - сотрудничество

18 Т.В. 32 воспитатель - сотрудничество

19  48 воспитатель Альтруистический приспособление

20 Т.В. 34 воспитатель - сотрудничество

21 Л.А. 25 воспитатель Подчиненный приспособление

22 Е.С. 32 воспитатель - приспособление

 

 

 

Заказывайте: рефераты - 150 р. курсовые - 700 р. дипломы - 2500 р.


Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы межличностных конфликтов и их регуляции