Теоретические основы изучения психологической структуры и функций управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ....docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Человеческое общество немыслимо  вне общения. Общение выступает  необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное  формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения  определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью  других людей. Общение позволяет  организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями  и отношениями между людьми[9].

Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в  изучении явлений материального  мира, оказываются беспомощными в  области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать  правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение  будет эффективно лишь тогда, когда  люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации[1].

 Способность к общению –  важнейшее человеческое качество. Мы относимся с симпатией к  людям: 1) легко вступающим в контакт; 2) умеющим располагать к себе. С замкнутыми людьми мы стараемся: 1) вообще не обращаться; 2) вступать  в ограниченные контакты лишь  в случае крайней необходимости.  Практически все проблемы управления  – связаны с общением. Человеческое  общение - своеобразная пирамида, состоящая из четырех граней. В процессе общения мы: 1) познаем  других людей; 2) обмениваемся с  ними информацией; 3) взаимодействуем  с другими; 4) переживаем собственные  состояния, возникающие в результате  этого. Общение - это процесс: 1) установления контактов между  людьми; 2) развития контактов между  людьми; 3) порождаемый потребностями  в совместной деятельности.   

 

Общение – это специфическая форма  взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное  общение возникает между различными людьми в формах руководитель –  подчиненный – сотрудник –  друг и других более сложных формах общения нескольких людей[6].

Управленческое  общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации. Управленческое общение – служебное общение руководителя с подчиненными. Его цель – отдать распоряжение, посоветовать, получить информацию о выполнении задания, дать оценку исполненного.

Управленческое  общение имеет определенные особенности. Оно исходит из определенных целей  и побуждений (необходимость ставить  задачи, выдавать распорядительную информацию, предъявлять требования и т.д.); включает то или иное его поведение (речь, мимика, жесты), эмоции и чувства (симпатии, антипатии, удовлетворенность, огорчение), познание (восприятие руководимых, мышление, воображение, представление), волю (выдержка, самообладание, саморегулирование), анализ результатов состоявшегося общения[13].

Актуальность  данной темы состоит  в том, что эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.

Для нормальной, эффективной организации труда  и для управления совместной координированной деятельностью большое значение имеет коммуникация, т.е. всё, что  связанно с приёмом, передачей и  переработкой информации. Здесь необходима синхронизированность, правильное и  точное понимание передаваемого, чтобы  последующие действия были также  целенаправленны и эффективны. Многое поэтому зависит от организации, построения коммуникативной связи  и структуры в социальной группе и в организации.

Проблемой курсовой работы является то, что руководителю любого звена важно учитывать индивидуальные особенности подчиненных для  того, чтобы эффективно управлять  коллективом, повышать свой профессиональный уровень, помогать подчиненным понимать, принимать и реагировать на все  изменения в деятельности организации. 

Гипотеза: При проведении исследования  предполагалось, что  главным условием эффективности  делового общения является осознание  руководителем того, что возможность  деятельности предприятия возрастет  если правильно организовать общение  с сотрудниками.

Цель исследования курсовой работы: изучить психологические  структуры и функции управленческого  общения.

Объект исследования: Управленческое общение.  

Предмет исследования: Организация  и методы управленческого общения.

Задачи исследования: 1. описать  понятие общения;  2. рассмотреть  методы исследования управленческого  общения; 3. Изучить основы психологической  структуры и функций управленческого  общения; 

Теоретико-методологическая база: теоретические положения выдвинутые в работах: Афанасьев В. Г., Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В., Кнорринг В. И., Потеряхин А. Л., Чернышев В.Н., Двинин А.П., Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н.

Эмпирическая база исследования: прежде всего, эмпирическую основу курсовой работы составляют результаты управленческих, организационных и психологических  исследований в организации.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников, общий  объем работы составляет         листов 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические основы изучения психологической структуры и функций управленческого общения.

 

1.1. Понятие общения в  психологии.

 

Деятельность и общение  составляют две стороны социального  бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ  жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем  и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Реальность и необходимость  общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим  в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. "Отдельный человек, - писал Л. Фейербах, - как нечто  обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в  единстве человека с человеком, в  единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты".

В психологии установлено, что  развитие человека, его социализация, превращение в "общественного  человека" начинается с общения  с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное  общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой  он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое  место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит  от того, с кем он общается, каков  круг и характер его общения[9].

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в  процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в  процессе общения у ребенка формируются  духовные потребности, нравственные и  эстетические чувства, складывается его  характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения  происходит также через общение. Субъектами педагогического общения  являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные  способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения  человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие  связывания индивидов и вместе с  тем как способ развития самих  этих индивидов. По-видимому, это и  дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану  де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический  образ общения как "единственной роскоши, которая есть у человека"[11].

В психологии принят тезис  о взаимосвязи, единстве общения  и деятельности. Он вытекает из понимания  общения как реальности человеческих отношений. Любые формы общения  есть специфические формы совместной деятельности людей: люди не просто "общаются" в процессе выполнения ими различных  общественных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, даже в процессе "недеяния". Таким  образом, общается всегда деятельный человек: его деятельность неизбежно пересекается с деятельностью других людей. Но именно это пересечение деятельностей  и создает определенное отношение  этого деятельного человека не только к предмету своей деятельности, но и к другим людям.

Факт связи общения  с деятельностью констатируется психологами. Однако характер этой связи  понимается по-разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные  процессы, а как две стороны  социального бытия человека, его  образа жизни. В других случаях общение  понимается как определенная сторона  деятельности: оно включено в любую  деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно  рассматривать как условие и  основание общения[19].

В психологии установлено, что  общение представляет собой сложный  и многогранный процесс, оно есть образование, в котором можно  выделить отдельные стороны, т.е. описать  его структуру. При характеристике структуры общения в ней выделяют три взаимосвязанные стороны:

- коммуникативную;

- интерактивную;

- перцептивную.

Эти стороны общения определяются в качестве функций, которые общение  реализует в совместной жизнедеятельности  людей.

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация, состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению  и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации  общения в малых группах, т.е. в  условиях непосредственного контакта между людьми.

В психологии отсутствует  общепринятое определение общения. Как правило, используется описательное определение, указывающее на основные стороны (функции) общения. Общение - это "сложный и многогранный процесс, который может выступать в  одно и то же время и как процесс  взаимодействия индивидов, и как  информационный процесс, и как отношение  людей друг к другу, и как процесс  их взаимовлияния друг на друга, и  как процесс сопереживания и  взаимного понимания друг друга".

Прямое непосредственное общение является двусторонним и  характеризуется полной и оперативной  обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу[14].

К особому виду общения  относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации.

Массовое общение может  быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение  происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний  характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые  в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих  субъектов, их индивидуальными и  личностными характеристиками, особенностями  ситуации, социальным контролем и  многими другими факторами.

Доминирующими оказываются  ценностные ориентации общающихся и  их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень  общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается  не в том, что реплики просты, а  в том, что за ними нет глубокого  смысла, содержания.

Иногда это уровень  обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения  – информационный.

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень  общения носит обычно стимулирующий  характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при  встрече старых друзей.

Информация о работе Теоретические основы изучения психологической структуры и функций управленческого общения