Теоретические основы изучения психологической структуры и функций управленческого общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ....docx

— 71.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Управление организацией представляет собой сложную работу и  особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководители должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с индивидуальными переживаниями, запросами, способностями. Поэтому крайне важно выработать наиболее эффективный стиль управления людьми для улучшения взаимопонимания и общения в коллективе сотрудников.

Источниками нравственно-психологических  болезней трудового коллектива, негативного  поведения являются мысли и чувства  работников. Единственный путь изменения  поведения - это познание руководителем  внутреннего мира человека и овладение  перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая коммуникативность, стиль управления,  психологическая компетентность руководящих кадров.

Главным условием эффективности  делового общения является осознание  руководителем того, что возможность  реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учёт особенностей обратной связи, использование психологических  знаний для преодоления коммуникативных  барьеров, а также правильный выбор  типа коммуникативного воздействия  и некоторые советы по этике общение  существенно сократят затраты времени  как руководителя, так и подчинённого.

На протяжении всей жизни  человек интуитивно осваивает нормы  и правила общения. Но для руководителя этого явно недостаточно. Поэтому  необходимо систематическое обучение руководителей тем аспектам делового общения, которые имеют более  или менее надёжную научную базу. Актуальной задачей является научная  разработка тех вопросов общения, которые  обусловлены спецификой управленческой деятельности.

Джон Д. Рокфеллер, достигнув  вершины успеха, однажды сказал: «Умение общаться с людьми – такой  же покупаемый за деньги товар, как  сахар или кофе. И я готов  платить за это умение больше, чем  за какой-либо другой товар в мире».

С другой стороны, подчинённые  также играют большую роль в межличностном  общении. Они помогают руководителю выбрать правильную тактику общения  и корректируют недоработки начальника.

Таким образом, общение объекта  и субъекта управление представляет собой неразрывную взаимосвязь, и рассматривать её надо целиком, в непосредственной близости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1.  Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: 2009
  2. Бодалев А. А. Личность в общении. – М.: Педагогика, 2011
  3. Бурганова М. А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М,2012
  4. Глущенко Е. В., Захарова Е. В., Тихонравов Ю. В. Теория управления: Учебный курс. – М.: Вестник, 2009
  5. Золотнякова А. С. Проблемы психологии общения. Ростов – на – Дону: Издательство Ростовского университета, 2010
  6. Квиллиам С. Тайный язык жеста и взгляда, пер с англ. – М.: Ниола – пресс, 2010
  7. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2008
  8. Кришанская Ю. С., Третьякова В. П. Грамматика общения, М.: Смысл, 2008
  9. Леонтьев А. А. Психология общения. 3 – е изд. – М.: Смысл, 2010
  10. Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии //Методологические проблемы социальной психологии. М.: 2011
  11. Паламарь А. Мудрость общения, М.: 2008
  12. Петровская Л. А. Компетентность в общении. МГУ, 2009
  13. Потеряхин А. Л. Психология управления, Киев, 2010
  14. Румянцева З. К. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2010
  15. Федосеев В. Н., Капустин С. Н. Управление персоналом организации. Учебное пособие., 2011
  16. Франчук В. И. Общая теория упраления. – М.: 2008
  17. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 2009.
  18. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности. М.: 2012 
  19. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникации. – М.: Проспект, 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение №1

 

Методика В.П. Захарова

Самооценка руководителем  стиля управления

Инструкция: Необходимо в  утвердительной форме объективно ответить на вопросы, касающиеся Вашего характера, привычек, склонностей, обвести кружком номера тех из них, которые соответствуют Вашему поведению и отношению к людям. Если Вы ранее никогда не сталкивались с такими ситуациями, постарайтесь представить, как бы Вы могли повести себя в них.

Опросник

1. В работе с людьми  я предпочитаю, чтобы они беспрекословно  выполняли мои распоряжения.

2. Меня легко увлечь  новыми задачами, но я быстро  охладеваю к ним. 

3. Люди часто завидуют  моему терпению и выдержке.

4. В трудных ситуациях  я всегда думаю о других, а  потом о себе.

5.  Мои родители редко заставляли меня делать то, чего я не хотел.

6. Меня раздражает, когда  кто-то проявляет слишком много  инициативы.

7. Я очень напряженно  работаю, так как не могу  положиться на своих помощников.

8. Когда я чувствую, что  меня не понимают, я отказываюсь  от намерения доказать что-либо.

9. Я умею объективно  оценить своих подчиненных, выделив  среди них сильных, средних  и слабых.

10.   Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение.

11.   Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения.

12.   Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы.

13.   Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений.

14.   Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

15.   Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем.

16.   Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошего, ни плохого.

17.   Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми.

18.   Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

19.   Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок.

20.   Мне часто для эффективной работы не хватает времени.

21.   На грубость подчиненного я старюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликта.

22.   Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

23.   С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения.

24.   Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях.

25.   Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций.

26.   Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него.

27.   Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное достижение.

28.   Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей.

29.   Мне приходится чаще просить, чем требовать.

30.   Я часто теряю от возбуждения контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают.

31.   Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась.

32.   Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам" и увлечениям подчиненных.

33.   Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их.

34.   Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы.

35.   Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями.

36.   Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которые всегда зависят от меня.

37.   Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам.

38.   Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

39.   Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

40.   Я думаю, что управление людьми должно быть гибким — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства.

41.   Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных.

42.   Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки.

43.   Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным.

44.   Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие.

45.   Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество.

46.   Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных.

47.   Главное в руководстве — распределить обязанности.

48.   Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли менеджера.

49.   Подчиненные — безответственные люди, и поэтому их нужно постоянно контролировать.

50.   Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться.

51. Для более качественного  руководства нужно поощрять наиболее  способных подчиненных и строго  взыскивать с нерадивых.

52. Я всегда признаю  свои ошибки и выбираю более  правильное решение.

53. Мне приходится часто  объяснять неудачи в управлении  объективными обстоятельствами.

54.  Нарушителя дисциплины строго наказываю.

55.  В критике недостатков подчиненных я беспощаден.

56.  Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

57.  Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить.

58. Я хорошо взаимодействую  с коллективом и считаюсь с  его мнением.

59. Меня часто упрекают  в чрезмерной мягкости к подчиненным.

60. Если бы мои подчиненные  делали так, как я требую, я  бы достиг гораздо большего.

Подсчитав номера соответствующих  утверждений и войдя в таблицу-«ключ», можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стиля управления.

Таблица – «ключ» к тесту

 

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Номера ответов-утверждений

Сумма ответов

Авторитарный

1,6,7,12,13,18,19,24,25,30,31,36,37,42,43,48,49,54,55,60.

 

Либеральный

2,5,8,11,14,17,20,23,26,29,32,35,38,41,44,47,50,53,56,59.

 

Демократический

3,4,9,10,15,16,21,22,27,28,33,34,39,40,45,46,51,52,57,58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Методика В.В. Бойко

Инструкция: Вам надо прочитать  каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая  согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер  вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь  к своей записи. Будьте внимательны  и искренни:

Опросник

1. Мой принцип в отношениях  с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке  плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

3. Высокопоставленные должностные  лица, как правило, ловкачи и  хитрецы.

Информация о работе Теоретические основы изучения психологической структуры и функций управленческого общения