Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что эти особенности в той или иной мере проявляются в групповом и индивидуальном управленческом общении руководителя. Вне общения невозможно организовать общую деятельность, обмениваться необходимой для ее успеха информацией. В процессе общения выражается отношение руководителя к подчиненным, устанавливается взаимопонимание и эмоциональное единство, передаются по механизму внушения и подражания его психические состояния, готовность к сотворчеству и сотрудничеству.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом[9].
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций.
1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности.
В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности.
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).
2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы.
Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами.
Концептуальная идея такого
деления функций лежит в
Таким образом, выяснилось,
что общение – это форма
деятельности, осуществляемая между
людьми как равными партнерами и
приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт
1.2. Управленческое общение.
Без общения нельзя обеспечить
взаимосвязь компонентов
Проблема соотношения управленческой деятельности и управленческого общения является отражением более общей проблемы — соотношения деятельности и общения. Одни исследователи считают, что общение есть специфический вид деятельности, другие исходят из того, что оно возникает на основе совместной деятельности и поэтому является чем-то производным от нее.
Проблема эта представляет теоретический интерес. А на практике мы редко обращаемся к теоретическим изысканиям. Нам не важно, что такое общение — условие успешной деятельности или ее компонент. Общение происходит, мы в нем участвуем и умудряемся понимать друг друга, и это — главное. Вот почему лучше не углубляться в теоретический анализ проблемы, а определить, что именно мы будем обозначать термином «управленческое общение», и сосредоточить внимание на практических аспектах этого явления.
Управленческое общение можно определить как особый вид общения, целым и результатом которого является решение специфическим управленческих задач.
Известно, что управленческое общение, как и любое другое, имеет три стороны:
коммуникативную (обмен информацией);
перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);
интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения)[1].
Понятно, что в реальном
процессе общения все они переплетены
и взаимно обусловливают друг
друга. Уже поэтому общение нельзя
считать компонентом
В результате исследований было установлено, что практически от 2/3 до 3/4 рабочего времени тратится на различные виды общения.
Недостаток информации в процессе деятельности - один из самых мощных стрессов.
Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. И, наоборот, отсутствие умений и навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры руководителя ставят под вопрос успешную работу и его самого, и подчиненных. Овладеть приемами, умениями и навыками управленческого общения, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.
Общение, управленческое по форме, может быть не управляющим по существу.
Вот почему наше определение
управленческого общения можно
дополнить следующим образом[5]
Управленческое общение — это особый, специфический вид общения, в ходе и в результате которого:
а) решаются управленческие задачи;
б) его участники получают
возможности для
Только при выполнении этих двух условий управленческое общение будет эффективным по существу.
Познакомимся теперь с видами управленческого общения. Существует несколько классификаций. Первая из них очень проста: выделяются формальные и неформальные виды управленческого общения. Кстати сказать, вам, всегда, следует помнить, что руководитель, даже когда он общается неформально, в глазах своих подчиненных, всегда, остается руководителем. Конечно, вы можете попросить своих подчиненных в неформальной обстановке (например, на дружеской вечеринке) общаться с вами «без Церемоний и без чинов», но не обольщайтесь на этот счет. Пусть за столом все равны, но вы — первый среди равных, и подчиненные своим поведением дадут вам это понять. Если вы пытаетесь в неформальной обстановке определить сильные и слабые стороны своих сотрудников, то и они делают то же самое по отношению к вам. Это вполне нормально. Любое ваше действие будет обсуждаться коллегами и подчиненными, и просто великолепно, если они раскритикуют не каждое ваше действие.
Вторая классификация подразделяет виды управленческого общения на индивидуальные и групповые. К индивидуальным видам относятся беседы (при приеме на работу, при увольнении, при делегировании, при контроле и т. д.). К групповым — совещания, переговоры, публичные выступления и т. д. Индивидуальные и групповые виды отличаются друг от друга количеством участников, формой организации и проведения и целями.
Третья классификация есть своего рода гибрид двух первых. Ее сторонники выделяют следующие группы управленческого общения:
- индивидуальные формальные;
- индивидуальные неформальные;
- групповые формальные;
- групповые неформальные.
Отсюда следует, что с
точки зрения и структурного подхода,
и функционального, управленческое
общение считается
Управленческое общение имеет свою специфику и структуру
Управленческое общение становится полноценным, если оно ориентировано не только на решении управленческой задачи, но и на человека, на реализацию его возможностей.
Таким образом, управленческое общение является исключительно важным и необходимым. Оно имеет свою специфику и структуру. Управленческое общение становится полноценным, если оно ориентировано не только на решение управленческой задачи, но и на человека, на реализацию его возможностей.
1.3. Структура и функции управленческого общения.
Прежде чем приступить к рассмотрению
содержания и особенностей общения руководителя
и подчинённого, необходимо ввести понятие управленческого
В общении руководителя и подчинённого ярко выражен ролевой характер, неравномерно распределены инициативы и обязанности, ответственности, определяющие зависимость одного участника общения от другого.
Таким образом, управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Общение руководителя с подчинённым неразрывно связано с управленческой деятельностью вообще. Идея «вплетённости общения» в управление позволяет детально рассмотреть вопрос о том, что именно в деятельности руководителя определяет общение. И это же можно констатировать, что посредством общения организуется и реализуется управление. Благодаря присущей ему функции воздействия, общение позволяет согласовывать действия различных его участников[7].
Как правило, в общении
выделяют три стороны: коммуникация,
понимая в узком смысле слова
как обмен информацией между
субъектом и объектом управления;
интеракция – их взаимодействие, предполагающее
определённую форму организации
совместной деятельности; межличностная
перцепция – процесс
Коммуникативная сторона.
Не менее важен также осуществляемый в ходе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией, настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.
Специфика коммуникативных
процессов проявляется в
С точки зрения эффективности
управления, для руководителя очень
важно понимание этих
Каждая в отдельности
знаковая система являет собой некий
рычаг в установлении правильного
(корректного), зависящего от ситуации,
контакта с подчинёнными, умение влиять
на его психику и его внутреннее
состояние без
Интерактивная сторона.
В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим. И задача взаимодействия усложняется тем, что объект управления должен её воспринять на уровне побуждения к действию. Стратегии общение, избранные руководителем (в большинстве случаев неосознанно), определяет стиль общения и управления. Существует пять основных типов управляющих, в зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:
1.«либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
2.«организатор» (высокая
ориентация на эффективную
3.«манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
4.«пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).
Перцептивная сторона.
С точки зрения эффективности
управления, процесс восприятия объекта
и субъекта управления друг другом
не являются равноценным. Каждый руководитель
понимает, насколько важно сформировать
необходимый образ у