Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 01:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли кадрового консуль-тирования (консалтинга) в управлении персоналом организации.
Объект исследования - управленческое консультирование.
Предмет исследования – метод кадрового аутсоринга.
Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что глобальные изменения в современной экономике – информатизация, глобализация, международная конкуренция – порождают новые вызовы, управление решает все более и более сложные задачи. Ключевым и наиболее сложным в управлении ресурсом организации является персонал.
Изменения, связанные с постиндустриальным развитием, вызывают принципиальные сдвиги в формах и методах управления человеческими ресурсами, что требует постоянного совершенствования подходов и методов управления персоналом. В последние годы появилось много теорий и принципов, используемых при анализе поведения людей в организации, а также методов, способных повысить эффективность индивидуальной и групповой деятельности сотрудников. В тоже время на сегодняшний день явно прослеживается тенденция к увеличению и усложнению структурного и функционального состава организаций, что неизбежно формирует запрос на внедрение более эффективных форм и методов управления персоналом. Специалисты стали более образованны и подготовлены профессионально, лучше информированы и лучше знают свои права, их уровень занятости и жизненные запросы увеличились, система ценностей кардинально изменилась. Основная задача консультантов в области управления персоналом - содействие руководителям в деятельности по оптимизации привлечения и использования человеческих ресурсов организации.
На макроэкономическом уровне постоянное социально-экономическое, научно-техническое и технологическое развитие является причиной изменений в содержании труда, появлении качественно новых рабочих мест, изменений в образовательном и квалификационном уровнях работников, появлении новых специальностей и профессий, изменений качественных характеристик работников. На микроэкономическом уровне происходящие изменения требуют своевременного выявления инновационных проблемных ситуаций в увязке с проблемами управления персоналом. Среди проблем, возникающих в этой связи, можно отметить противоречия между техническим уровнем нового производства и существующим уровнем квалификации персонала, между качественно новыми задачами развития персонала и недостаточным уровнем подготовки службы управления персоналом к этой работе, между уровнями квалификации и мотивации работников, между существующей организационной структурой и реализуемой стратегией и другие.[16, с.72].
Разрешение этих противоречий
требует постоянного
Таким образом, кадровое консультирование - это комплекс мероприятий, направленный на создание и совершенствование системы управления персоналом в соответствие со стратегией развития и целями организации, которое способно кардинальным образом изменить ее кадровую политику, интегрируя кадровую работу руководителей всех звеньев в целостную систему кадрового менеджмента.
Данная проблема, как правило, рассматривается в работах по управлению персоналом, среди которых можно отметить Т.Ю. Базарова, О.С. Виханского, А.И. Наумова, O.K. Платова, В.И. Лунева, Н.Н. Тренева, И.П. Герчикову, В.К. Тамбовцева, Г.Н. Чернецова. В основном вопросы кадрового консалтинга получают освещение в периодических изданиях.
Целью курсовой работы является изучение роли кадрового консуль-тирования (консалтинга) в управлении персоналом организации.
Объект исследования - управленческое консультирование.
Предмет исследования – метод кадрового аутсоринга.
Гипотеза – технология аутсоринга позволит оптимизировать функционирование организации за счёт фокусирования внимания на основных направлениях деятельности.
Методы исследования - обработка, анализ научных источников;
анализ научной
литературы, учебников и пособий по
исследуемой проблеме.
Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
- определить понятие кадрового
консультирования и выявить
- охарактеризовать аутсорсинг, как метод кадрового консультирования;
- раскрыть особенности
использования аутсорсинга в
органах государственной
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и глоссария.
Глава I. Теоретические основы кадрового консультирования
1.1 Кадровое консультирование: понятие, сущность и содержание
Каждое предприятие имеет на своей базе отдел кадров. Такие отделы ведут учёт всех работающих на предприятии граждан, их приём на работу и увольнение, отправка в отпуск и командировку, проводят повышение по службе и переводят с одного отдела в другой, отслеживают изменения в трудовом и процессуальном кодексах. Все эти вопросы позволяет упростить кадровое консультирование или кадровый консалтинг.
Как вид деятельности кадровое консультирование (кадровый консалтинг) в настоящее время в России находится на стадии институциализации, а как вид бизнеса составляет все более значительный сегмент рынка деловых услуг, что отражает потребность организаций в повышении эффективности управления персоналом. Что же такое кадровое консультирование (кадровый консалтинг) и как его определяют практики и научные специалисты?
Большинство авторов, консультирование и консалтинг признают синонимами. Так, Н. Арефьева отмечает: - система организационно-психологических мероприятий по диагностике и, при необходимости, коррекции организационной структуры и/или культуры предприятия (организации) с целью улучшения производственных показателей, оптимизации социально-психологического климата, усиления мотивации персонала [5].
Специалисты групп компаний ПрофБух под кадровым консалтингом понимают деятельность, направленную на решение сложнейших задач в области управления кадровыми ресурсами на предприятии [11, с.17].
Специалисты HR-капитал [13, с.21] определяют кадровый консалтинг как вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед руководителями высшего звена в области управления человеческим капиталом, с целью увеличения прибыльности бизнеса.
Кадровое консультирование (кадровый консалтинг, HR-consulting, HR-консалтинг) - это вид деятельности, связанный с решением задач, стоящих перед менеджерами высшего звена в области управления человеческими ресурсами, с целью повышения производительности и эффективности труда персонала, заключающейся в разработке практических рекомендаций по всему спектру проблем, возникающих в кадровой работе, на основе анализа деятельности HR-службы, проведения диагностики персонала, с использованием методов исследования, имеющихся в арсенале науки управления [10, с.56].
Целью кадрового консультирования (консалтинга) является обеспечение организации-клиента новейшими и самыми эффективными способами работы с человеческими ресурсами.
Этот вид консалтинговых услуг направлен на удовлетворение функций, относящихся к сфере кадровых служб, а именно:
- разработку стратегии предприятия в области кадров;
- создание службы персонала на предприятии;
- формирование корпоративной культуры;
- создание социально-
- поиск, подбор и адаптацию персонала;
- разработку системы зарплат,
вознаграждений и системы
- подготовку, обучение, аттестацию персонала;
- выполнение специальных
исследований и обзоров в
Как любой другой вид консультирования, кадровое консультирование может осуществляться в двух парадигмах:
1) по ресурсам - консультант
проводит экспертизу
2) по процессу - консультант
организует процесс решения
Выбор парадигмы работы определяется, как правило, самим консультантом, исходя, прежде всего, из особенностей заказа и профессионального инструментария, которым он владеет. Типы заказов на кадровое консультирование можно разделить на заказы-задачи и заказы-проблемы (табл. 1).
Таблица 1 - Типы заказов на кадровое консультирование
Основания разделения на типы заказов |
Типы заказов | |
заказ-задача |
заказ-проблема | |
Цели обращения заказчика к консультанту |
Тактические (решение конкретной задачи) |
Тактические или стратегические (пот-ребность в разрешении проблемной ситуации) |
Степень определенности представления заказчика об итоговом продукте консультирования |
Называет конкретный продукт консультирования |
Описывает образ желаемого будущего |
Основная потребность заказчика |
Решение задачи |
Овладение способами и средствами решения проблем |
Парадигма консультирования по ресурсам, как правило, применяется в тех случаях, когда заказ формулируется в виде задачи, для решения которой необходимо лишь подобрать и использовать уже имеющийся инструментарий.
Консультирование по процессу обычно применяется, когда заказ формулируется как проблема и консультант должен либо обучать заказчика использованию специальных средств решения кадровых проблем, либо одновременно с этим создавать новые средства для ее решения [20, с.16-51].
Кадровый консалтинг предусматривает решение следующего спектра задач.
1. В области подбора персонала: анализ потребности в кадрах, определение должностных обязанностей, определение источников поступления кандидатов, технологии отбора кадров.
2. В области адаптации
новых сотрудников: последовательность
действий для создания
3. В области оценки персонала: концепции, методы и критерии оценки сотрудников, аттестация персонала.
4. В области обучения и развития персонала: определение потребностей в обучении, разработка системы обучения, проведение учебных мероприятий.
5. В области мотивации
персонала: создание моделей
6. В области системы
оплаты труда: основные принципы
и этапы построения, традиционные
и нетрадиционные системы
7. В области формирования
и развития корпоративной
8. В области выявления
и предотвращения конфликтных
ситуаций в организации, оценка
уровня конфликтности и
9. В области кадрового делопроизводства: анализ состава кадровой документации, движение кадров.
10. В области трудового
права: анализ документации на
соответствие положениям
11. В области обеспечения безопасности: оценка надежности персонала и партнеров, технология хранения коммерческой тайны.
12. В области оценки
стиля руководства и выявления
лидерства в коллективе, оценка
эффективности групповой
13. В области разработки кадровой политики компании: диагностика текущей ситуации в области кадровой политики фирмы, разработка общей идеологии управления персоналом, наилучшей для достижения стратегических целей фирмы, определение (коррекция) стиля управления, исходящего из стратегических целей компании.
1.2 Развитие кадрового консалтинга в России
Ситуация рынка консалтинговых услуг и HR-консалтинга в России за последние годы носила очень неоднородный характер. Анализ рынка консалтинга в целом показывает, что кадровый консалтинг на этом рынке не является лидером, в то же время уже началась новая тенденция - снижение спроса на IT-консалтинг и увеличение - на управленческий консалтинг, включая и HR.
Развитию кадрового консалтинга в России способствует усиливающийся дефицит кадров. Наиболее известный элемент кадрового консалтинга в России – это рекрутинг или подбор персонала. Эта функция, в силу своей неоспоримой значимости, давно уже получила существенное развитие, причем как в форме специализированных отделов внутри самих частных компаний, так и в форме специализированных кадровых агентств, бизнес которых – это поиск и продажа трудовых ресурсов, соответствующих требованиям потенциального работодателя.
Этот рынок настолько зрел, что внутри самих агентств давно уже происходит еще более узкая специализация: некоторые из них подбирают только торговый или только производственный персонал, другие (особенно филиалы крупных иностранных кадровых агентств) – поставляют высоко стандартизированный персонал исключительно для работающих в России западных компаний и т.д.
Другим элементом кадрового консалтинга, который также достаточно давно и успешно развивается и претерпевает все большую специализацию аналогично сегменту рекрутинга – это сегмент обучения персонала и повышения его квалификации (курсы, тренинги и семинары различных направлений для улучшения знаний и навыков персонала в конкретных бизнес-областях). В данном направлении кадрового консалтинга также существует довольно большое количество компаний, как высокопрофессиональных, так и тех, чья работа на этом рынке вызывает определенные нарекания в силу недостаточной профессиональной подготовки. Специализация тренинговых компаний выражается в концентрации на улучшении той или иной бизнес-функции в компании заказчика (чаще всего - продаж).
Информация о работе Теоретические основы кадрового консультирования