Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
ФГАОУ ВПО «СЕВЕРО-КАВКАЗКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК 
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине

«Теории обучения и воспитания»

на тему: 
«Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога»

 

 

Выполнила:

Смоляк Маргарита Александровна

студентка 2 курса группы ___

направления подготовки:

психолого-педагогическое образование

заочной формы обучения

________________________ 
(подпись) 

 

Руководитель работы:  
Недоповз Ирина Ивановна

 

 

Работа допущена к защите _______________________             ______________ 
                                              (подпись руководителя)                             (дата)

Работа выполнена и 
защищена с оценкой ______________________  Дата защиты______________

Члены комиссии: ________________      __________        _______________ 
                                    (должность)               (подпись)          (И.О. Фамилия) 
                  

            ________________    _______________     _______________ 
            ________________    _______________    _______________

 

 

Ставрополь, 2014 г

Содержание

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

В настоящее время становится все более очевидным, что осуществление процессов модернизации образования с необходимостью требует актуализации личностного и профессионального потенциала педагогов. Именно концентрация сил на создании условий для понимания и принятия педагогами целей и содержания обновления образовательной сферы, включения педагога в самостоятельный, личностно значимый процесс профессионального развития становится механизмом реальных изменений в педагогической практике.

Для характеристики творческого характера педагогической деятельности наиболее применимо понятие «созидание». Учитель-воспитатель с помощью творческих усилий и труда вызывает к жизни по- тенциапьные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и совершенствования неповторимой личности.

Психолого-педагогической наукой разработана фундаментальная база проблемы развития творческой индивидуальности педагога. С одной стороны, имеются работы, посвященные разработке понятийно-терминологического аппарата творчества как феномена, описанию видов и процессуальных черт творческой деятельности, изучению его психологических механизмов и др. (Т.С.Альтшуллер, В.И.Андреев, Г.С.Батищев, А.Бергсон, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, С.О.Грузенберг, К.Дункер, В.Н.Дружинин, И.П.Калошина, Н.С.Лейтес, Б.А.Лезин, В.И.Нечаев, Р.М.Персианов, Я.А.Пономарев, Ж.А.Пуанкаре, С.Л.Рубинштейн, Ю.А.Самарин, Б.М.Теплов, Е.Торранс, П.К.Энгельмейер, В.А.Яковлев и др.). С другой - исследования, направленные на изучение личности как субъекта творческой деятельности и формирование творческой индивидуальности (К.А.Абульханова-Славская, А.Адлер, Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Д.А.Белухин, Н.П.Дубинин, Н.С.Коган, Г.Келли, Р.Кеттел, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, В.С.Мерлин, И.И.Резвицкий, С.Л.Рубинштейн).

Объектом исследования деятельность педагога- психолога.

Предмет исследования творческая деятельность педагога- психолога.

Целью данной работы является изложение некоторых вопросов исследовательской работы по проблеме творческой деятельности педагогов-психологов.

Для достижения намеченной в исследовании цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и структуру творчества;
  2. Проанализировать источники и предпосылки развития педагогического творчества;
  3. Инновационные подходы в работе педагога- психолога;

Гипотеза исследования. Приступая к исследованию, мы исходили из предположений, что на развитие профессионального творчества преподавателя психологии существенное влияние оказывает структура, содержание, место преподаваемой им науки в системе учебных дисциплин. Эффективность данного процесса в значительной степени предопределяется условиями, учитывающими взгляд современной науки на творчество, как на сложный процесс, который не исчерпывается какой-либо одной стороной, а существует как синтез различных сфер человеческого сознания, тесно связанный со свойствами личности

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

1. Понятие и структура творчества

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные). Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

 

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с  целью выявления в нем специфических  сторон и указания на общий  характер соответствующих им закономерностей.

2. Синтез итогов  специальных исследований каждой  из выделенных сторон с целью  создания возможностей рационального  управления ходом конкретной  творческой деятельности, расчетом  творческого потенциала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

- временная «спресованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

- сопряженность  творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

- отсроченность результата и необходимость его прогнозировать;

- атмосфера публичного выступления;

- необходимость  постоянного соотнесения стандартных  педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую деятельность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и д

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее[6].

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество - это «способность создавать любую принципиально новую возможность».

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству.

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах: продукт творчества - это то, что создано; процесс творчества - как создано; процесс подготовки к творчеству - как развивать творчество.

Продукты творчества - это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические - развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др[16].

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Творчество является основой человеческой жизни, источником всех материальных и духовных благ.

Общие проблемы исследования механизмов творчества можно сформулировать следующим образом[16]:

1. Анализ творчества, как конкретного явления с  целью выявления в нем специфических  сторон и указания на общий  характер соответствующих им  закономерностей.

2. Синтез итогов  специальных исследований каждой  из выделенных сторон с целью  создания возможностей рационального  управления ходом конкретной  творческой деятельности, расчетом  творческого потенциала.

В общей структуре творческой деятельности, рассматриваемой, как системе, можно выделить несколько основных подсистем.

Это - процесс творческой деятельности, продукт творческой деятельности, личность творца, среда и условия, в которых протекает творчество. В свою очередь в каждой из названных подсистем можно выделить их составляющие. Процесс деятельности может иметь такие основные составляющие, как формирование замысла и его реализация. Личность творца характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога