Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат
Описание работы
Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.
Педагогика - одна из интереснейших
социальных дисциплин, которая имеет дело
с самыми широкими социальными процессами.
И за всем этим космосом чувств и диалогов
стоят реальные люди, реальные дети, реальные
воспитатели. Педагогический труд нетворческим
не бывает, и быть не может, так как неповторимы
обучаемые, обстоятельства, личность самого
педагога, и любое педагогическое решение
должно исходить из этих всегда нестандартных
факторов.
Проведенное исследование позволило
сформулировать ряд выводов:
Творческие возможности человека
неограниченны и неисчерпаемы, а творческая
деятельность является одним из главных
определений человеческой сущности. Именно
способность к творческой деятельности
характеризует человека, подчеркивает
превосходство и своеобразие его психики;
Творчество определяется как
деятельность человека, создающая новые
материальные и духовные ценности, обладающие
новизной и общественной значимостью,
то есть в результате творчества создается
что-то новое, до этого еще не существующее;
Педагогическое новаторство
является условием развития образования,
поскольку оно вносит в него различного
рода новации.
Суммировав вышеизложенное,
можно сделать вывод о том, что творчество
педагога - психолога представляется как
высшая форма активной деятельности учителя
по преобразованию педагогической действительности,
в центре которой стоит ученик. При этом
педагогическое творчество будет иметь
место, если преобразовательная деятельность
учителя характеризуется такими показателями,
как систематическое переосмысление своей
деятельности в свете научных теоретико-педагогических
знаний, создание своеобразных и эффективных
путей решения профессионально-творческих
задач в конкретный момент педагогической
действительности, способствующих выработке
самостоятельной профессиональной позиции.
Это, в свою очередь, ведет к расширению
его функционального нуля.
Педагог всегда творит в соавторстве
с учениками:
- педагог не соотносит
свой творческий процесс с
деятельностью учащихся, творит
для себя и от себя (педагог-«премьер»);
- педагог соотносит свое
творчество с деятельностью класса,
управляет общим творческим процессом
(педагог-«дирижер»);
- педагог учитывает нюансы
деятельности отдельных учащихся (педагог-«зеркало»);
- педагог создает общую
концепцию урока, учитывает особенности
отдельных учеников, обеспечивает
им индивидуальную поддержку.
Осознание и принятие педагогом
того факта, что формирование творческой
направленности личности должно стать
основной функцией обучения, а учет различий
в темпах развития у разных учащихся -
непременное условие самореализации,
очень часто становится важным стимулом,
мотивом самосовершенствования личности
самого педагога. При этом самостоятельные
усилия по освоению достижений психолого-педагогической
науки, передовой практики, совершенствование
оценочной деятельности педагога и руководителей
педагогического коллектива, позитивная
мотивация педагогического труда, неформальное
творческое содружество мастеров педагогического
труда - вот те основные факторы, которые
влияют на профессиональный рост и мастерство
учителя.
Суммировав вышеизложенное,
можно сделать вывод о том, что творчество
педагога представляется как высшая форма
активной деятельности учителя по преобразованию
педагогической действительности, в центре
которой стоит Ученик. При этом педагогическое
творчество будет иметь место, если преобразовательная
деятельность Учителя характеризуется
такими показателями, как систематическое
переосмысление своей деятельности в
свете научных теоретико-педагогических
знаний, создание своеобразных и эффективных
путей решения профессионально-творческих
задач в конкретный момент педагогической
действительности, способствующих выработке
самостоятельной профессиональной позиции.
Это, в свою очередь, ведет к расширению
его функционального нуля.
Список используемой
литературы
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности.
Методические основы развития личности
в историко-эволюционном процессе. М. Изд. МГУ, 1986. -96 с.
Алексеев Н.Г., Юдин
Э.Г. О психологических методах изучения
творчества.- М.: Наука, 1971.- 214 с.
Бехтерев В.М. Объективная психология.
М.: Наука, 1991. - 475 с.
Батищев Г.С.
Диалектика творчества. М., 1984.
Битянова Н.Р. Психология личностного
роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста
психологов, педагогов, социальных работников.
М.: Международная педагогическая академия,
1995. - 64 с.
Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения
Ростов н/Д:«Феникс»,1996.-512с.
Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое
творчество. М.: Педагогика, 1990. - 170 с.
Ковалев А.Г. Психология личности.
М.: Мысль, 1963. - 341 с.
Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.- 138 с.
Пономарев Я. А. Психология творческого
мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества
и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
Поташник М.М. Как развивать
педагогическое творчество. М.: Знание,
1987.-78 с.
Психологические исследования
творческой деятельности. /Под ред. О.К.Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
Резвицкий И.И. Философские основы
теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ, 1973.-174 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика,1989.-485с.
Рогов Е.Н. Настольная книга
практического психолога в образовании.
М.: ВЛАДОС, 1995.- 529 с
Теплов Б.М. Избранные труды
в 2-х т. М.: Педагогика, 1989, т. 2, 359 с.
Шакуров Р.Х. Творческий рост
педагога и психология творчества».-М.: Знание, 1985. -80 с.
Шумилин А.Г. Проблемы теории
творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
Яковлева Е.Л. Психология развития
творческого потенциала. М.: «Флинта»,
1997. - 224 с.
Ярошевский М.Г. Психология творчества
и творчество в психологии / Вопросы психологии.
1985. - № 6. - С. 14-26.