Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств и диалогов стоят реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов.

Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов:

  • Творческие возможности человека неограниченны и неисчерпаемы, а творческая деятельность является одним из главных определений человеческой сущности. Именно способность к творческой деятельности характеризует человека, подчеркивает превосходство и своеобразие его психики;
  • Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее;
  • Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации.

Суммировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что творчество педагога - психолога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального нуля.

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками:

- педагог не соотносит  свой творческий процесс с  деятельностью учащихся, творит  для себя и от себя (педагог-«премьер»);

- педагог соотносит свое  творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом (педагог-«дирижер»);

- педагог учитывает нюансы  деятельности отдельных учащихся (педагог-«зеркало»);

- педагог создает общую  концепцию урока, учитывает особенности  отдельных учеников, обеспечивает  им индивидуальную поддержку.

Осознание и принятие педагогом того факта, что формирование творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в темпах развития у разных учащихся - непременное условие самореализации, очень часто становится важным стимулом, мотивом самосовершенствования личности самого педагога. При этом самостоятельные усилия по освоению достижений психолого-педагогической науки, передовой практики, совершенствование оценочной деятельности педагога и руководителей педагогического коллектива, позитивная мотивация педагогического труда, неформальное творческое содружество мастеров педагогического труда - вот те основные факторы, которые влияют на профессиональный рост и мастерство учителя.

Суммировав вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что творчество педагога представляется как высшая форма активной деятельности учителя по преобразованию педагогической действительности, в центре которой стоит Ученик. При этом педагогическое творчество будет иметь место, если преобразовательная деятельность Учителя характеризуется такими показателями, как систематическое переосмысление своей деятельности в свете научных теоретико-педагогических знаний, создание своеобразных и эффективных путей решения профессионально-творческих задач в конкретный момент педагогической действительности, способствующих выработке самостоятельной профессиональной позиции. Это, в свою очередь, ведет к расширению его функционального нуля.

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М. Изд. МГУ, 1986. -96 с.
  2. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. О психологических методах изучения творчества.- М.: Наука, 1971.- 214 с.
  3. Бехтерев В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 475 с.
  4. Батищев Г.С. Диалектика творчества. М., 1984.
  5. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 64 с.
  6. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.-М., 1989.
  7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов н/Д:«Феникс»,1996.-512с.
  8. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 170 с.
  9. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Мысль, 1963. - 341 с.
  10. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. - М. Высшая школа, 1998.- 138 с.
  11. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: АПН РСФСР, 1960.-352 с.
  12. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-280 с.
  13. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.-78 с.
  14. Психологические исследования творческой деятельности. /Под ред. О.К.Тихомирова. -М.: Наука, 1975.
  15. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. -Л.: ЛГУ, 1973.-174 с.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика,1989.-485с.
  17. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.- 529 с
  18. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1989, т. 2, 359 с.
  19. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога и психология творчества».-М.: Знание, 1985. -80 с.
  20. Шумилин А.Г. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.- 143 с.
  21. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала. М.: «Флинта», 1997. - 224 с.
  22. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / Вопросы психологии. 1985. - № 6. - С. 14-26.

 
 
 
 
 
  
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога