Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

А. С. Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, полное отсутствие фразы, постоянную готовность к работе, ясную мысль[12].

 

 

3. Новаторство как инструмент творчества педагога- психолога

Творческая деятельность педагога- психолога связана со способами формирования доминантной мотивации, направленностью на решение оригинальных задач, настойчивостью в достижении цели, целеустремленностью, устойчивостью и широтой познавательных интересов.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества[12]. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Отношение педагогов к собственному творчеству и творчеству подростков зависит от общей мотивации педагогов к педагогической деятельности и творчеству в том числе. Оно выражено в желании самим создавать новое не только для себя, но и для детей, работая как индивидуально творчески, так и в сотворчестве с детьми. Наше исследование показало, что в качестве ведущего, основного условия для творчества педагога является детская заинтересованность, активное встречное движение к сотворчеству педагогов и подростков.

По уровню способностей и отношению к педагогическому творчеству мы также определили дифференцированно группы педагогов. С учетом этого в детском центре и прежде, и в настоящее время, существует, развивается согласно современной воспитательной парадигме центра система воспитательной деятельности педагогов, в которой творчество как ценность занимает одно из ведущих мест; творчество обеспечивает решение задач в различных сферах жизнедеятельности сообщества взрослых и детей в центре дополнительного образования.

Творчество — необходимое условие воспитательной деятельности.

 

— передача подросткам меры ответственности за организацию деятельности своего коллектива, направленную на приобретение ими лидерского и гуманитарного опыта в условиях совместного проживания детей и взрослых, отвечающую их возрастным особенностям и возможностям;

— обеспечение творческого характера видов коллективной и индивидуальной деятельности в целях привлечения подростков к самореализации и участию в жизни детского коллектива, приобретения опыта организации коллективной деятельности и самореализации в ней;

— создание условий для реализации существующих интересов подростков, пробуждения новых интересов, направленных на развитие подростков;

— создание ситуаций в жизни коллектива, требующих принятия осознанных решений и исполнения этих решений;

— формирование чувства ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок на основе культурных норм отношений, общения и деятельности.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.

Можно выделить следующие критерии педагогического творчества[12]:

  • наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление
  • умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия
  • способность к самосовершенствованию и самообразованию
  • разработка новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальное сочетание
  • диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности
  • эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях
  • способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов
  • формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога
  • способность к импровизации, основанной на знаниях и интуиции
  • умение видеть «веер вариантов».

  Н.Д. Никандров  и В. А. Кан-Калик выделяют три сферы творческой деятельности учителя: методическое творчество, коммуникативное творчество, творческое самовоспитание[8].

Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.

М.М. Князева (1995) отмечает, что педагогические инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:

  • создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом, сообществе к инициативам и новшествам;
  • создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;
  • интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В. А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися: творческий потенциал педагог инновационный[8].

  • педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;
  • педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;
  • педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;
  • педагог создает общую концепцию урока, учитывает особенности отдельных учеников, обеспечивает им индивидуальный подход.

Педагогическое проектирование в структуре творческой деятельности проходит этапы: анализ-синтез предыдущего педагогического опыта; вычленение проблем предстоящей творческой деятельности в системе педагог-ребенок; выдвижение творческих мотивов тематики смены; выдвижение новых содержательных творческих идей предстоящей деятельности; постановка творческих задач на предстоящую смену. Последние годы детские лагеря получили право автономии в проектировании педагогического содержания. Анализ проектирования позволяет заметить, что в ходе проектировочной работы существуют объективные проблемы, как то: сложность определения целей и задач программы, основного смысла как педагогической деятельности, так и предполагаемой деятельности подростков. В определении педтехнологий тоже видны затруднения, но в связи с большим потенциалом педагогических возможностей, проверенных практикой существующих технологий, эта проблема менее видна в ходе общего процесса жизнедеятельности сообщества.

На этапе проектирования программ не всегда получается полный анализ социопедагогической ситуации и ситуации развития детского движения в системе «детский лагерь — регион». В определении содержания деятельности, основных педтехнологий, организации практической части программы берут на себя ответственность детские лагеря центра, как главные субъекты реализации педагогической программы.

Педагогическое проектирование, как на уровне детского лагеря, так и на уровне более малых сообществ внутри его (центры, содружества, отряды, мастерские, клубы) осложняется проблемой общекультурного уровня образованности. У начинающих педагогов отмечается недостаточное представление о своих личных возможностях, интересах, их динамике, о возможностях профессионального роста. На основе изучения теории и практики творческой деятельности педагогов, а также используя конкретные данные, полученные в ходе исследования проблем творческой деятельности педагогов в центре дополнительного образования, мы предлагаем варианты возможных путей развития и реализации творческих возможностей педагогов центра дополнительного образования.

Педагогическое творчество является одновременно главнейшим условием и важным фактором развития творчества подростков в условиях детского сообщества. Педагог сам должен знать и развивать в себе ценность творчества как основу любой профессии. Педагог сам должен быть свободным человеком в творчестве. Под свободой в данном случае мы подразумеваем не только право на собственные мысли и способ их выражения, но и осознание педагогом необходимости активного саморазвития, образования, владения знаниями в области теории, истории и практики творческой деятельности, культурными нормами организации творческой деятельности подростков и собственной педагогической деятельности. Педагогическая свобода приобретается в процессе активной деятельности человека.

Цель программы развития педагогов может определиться как создание условий для развития каждого педагога с учетом его личных способностей, имеющегося опыта, личных мотивов и ценностей, а также его самоопределение относительно реально существующих возможностей. К ведущим принципам обучения педагогов относятся:

Принципы обучения педагога творчеству

— дифференцированное участие педагогов, имеющих различный стаж (общий и педагогический), опыт творческой деятельности, в подготовке и организации творческой деятельности различного уровня сложности;

— принцип самоопределения педагога относительно уровня содержания обучения при наличии обязательных базовых образовательных компонентов в знаниях педагога;

— принцип сотрудничества и преемственности более опытных педагогов и начинающих (в соответствии с личным педагогическим опытом и личной программой более опытного педагога).

Содержательные аспекты программы творческого развития педагогов выстраиваются с учетом следующих положений:

а) материалов анализа участия подростков в целесообразных для них видах деятельности текущих смен года;

б) осознания проблем собственной деятельности каждым педагогом;

в) наличия в центре и детском лагере специалистов из регионов, работающих по программе смены, а также сотрудничеством с отделами, службами, учебно-методическим центром и колледжем «Орленка».

Формы творческой работы по профессиональному развитию педагогов

Формами совместной коллективно-творческой и индивидуальной творческой работы по профессиональному развитию могут быть:

— лекции и тематические сообщения;

— встречи-обсуждения по текущим проблемам смены, проблемам образования, культуры, искусства;

— тематические семинары по проблемам реализации программ года в различных сменах;

— тематические семинары по подготовке к предстоящим программам и их совместной разработке;

— участие опытных педагогов детского центра в обучении начинающих коллег;

— обмен опытом работы (по периодам года или локально по конкретной проблеме);

— целевые взаимопосещения (планерки, отрядные и дружинные дела);

— накопление личной методической копилки педагога-организатора;

— индивидуальная работа педагога-организатора с методистами по осмыслению и описанию опыта работы;

— ведение индивидуальной карты развития педагога (по желанию);

— разработка и презентация авторских программ педагогов (индивидуально, профессиональными парами, авторскими творческими группами).

Выделение групп педагогов по отношению к творческой деятельности и саморазвитию

На этапе организации творческого процесса педагоги осуществляют отбор средств, методов, приемов и форм реализации идей, выдвинутых на этапе педагогического проектирования. В практике детских лагерей центра каждая из 11 смен года имеет свою педагогическую программу. Для решения тактических задач программы с первых лет «Орленка» и по сегодняшний день в организации педагогического процесса используется творческая группа. В функции творческой группы, состоящей из нескольких педагогов (от 3 до 5), входит разработка и проведение больших дел в масштабах детского лагеря (праздники, сборы, линейки, вечера; сюжетно-ролевые, спортивные игры и т.д.), а также последующий анализ выполнения поставленных задач и способов их решения.

 

4. Личностные качества  педагога в структуре педагогической  деятельности

  Как было отмечено  в отечественной педагогической  психологии еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна готовность к эмпатии, то есть пониманию психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога