А. С. Макаренко утверждал,
что ученики простят своим учителям и
строгость, и сухость, и даже придирчивость,
но не простят плохого знания дела. Выше
всего они ценят в педагоге уверенное
и четкое знание, умение, искусство, золотые
руки, не многословие, полное отсутствие
фразы, постоянную готовность к работе,
ясную мысль[12].
3. Новаторство как инструмент
творчества педагога- психолога
Творческая деятельность
педагога- психолога связана со способами
формирования доминантной мотивации,
направленностью на решение оригинальных
задач, настойчивостью в достижении цели,
целеустремленностью, устойчивостью и
широтой познавательных интересов.
Педагогическая деятельность
— процесс постоянного творчества[12].
Но в отличие от творчества в других сферах
(наука, техника, искусство) творчество
педагога не имеет своей целью создание
социально ценного нового, оригинального,
поскольку его продуктом всегда остается
развитие личности. Конечно, творчески
работающий педагог, а тем более педагог
новатор, создает свою педагогическую
систему, но она является лишь средством
для получения наилучшего в данных условиях
результата.
Отношение педагогов
к собственному творчеству и творчеству
подростков зависит от общей мотивации
педагогов к педагогической деятельности
и творчеству в том числе. Оно выражено
в желании самим создавать новое не только
для себя, но и для детей, работая как индивидуально
творчески, так и в сотворчестве с детьми.
Наше исследование показало, что в качестве
ведущего, основного условия для творчества
педагога является детская заинтересованность,
активное встречное движение к сотворчеству
педагогов и подростков.
По уровню способностей
и отношению к педагогическому творчеству
мы также определили дифференцированно
группы педагогов. С учетом этого в детском
центре и прежде, и в настоящее время, существует,
развивается согласно современной воспитательной
парадигме центра система воспитательной
деятельности педагогов, в которой творчество
как ценность занимает одно из ведущих
мест; творчество обеспечивает решение
задач в различных сферах жизнедеятельности
сообщества взрослых и детей в центре
дополнительного образования.
Творчество — необходимое
условие воспитательной деятельности.
— передача подросткам
меры ответственности за организацию
деятельности своего коллектива, направленную
на приобретение ими лидерского и гуманитарного
опыта в условиях совместного проживания
детей и взрослых, отвечающую их возрастным
особенностям и возможностям;
— обеспечение творческого
характера видов коллективной и индивидуальной
деятельности в целях привлечения подростков
к самореализации и участию в жизни детского
коллектива, приобретения опыта организации
коллективной деятельности и самореализации
в ней;
— создание условий
для реализации существующих интересов
подростков, пробуждения новых интересов,
направленных на развитие подростков;
— создание ситуаций
в жизни коллектива, требующих принятия
осознанных решений и исполнения этих
решений;
— формирование чувства
ответственности за собственный выбор,
принятое решение, поступок на основе
культурных норм отношений, общения и
деятельности.
В современной литературе
педагогическое творчество понимается
как процесс решения педагогических задач
в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь
к решению неисчислимого множества типовых
и нестандартных задач, педагог так же,
как и любой исследователь, строит свою
деятельность в соответствии с общими
правилами эвристическою поиска: анализ
педагогической ситуации; проектирование
результата в соответствии с исходными
данными; анализ имеющихся средств, необходимых
для проверки предположения и достижения
искомого результата; оценка полученных
данных; формулировка новых задач.
Между простым педагогическим
мастерством и новаторам часто трудно
бывает провести границу, потому что, овладев
известными принципами и методами, педагог
обычно не останавливается на достигнутом.
Находя и используя все новые и новые оригинальные
приемы или по-новому, эффективно сочетая
старые, педагог-мастер постепенно становится
настоящим новатором.
Можно выделить следующие
критерии педагогического творчества[12]:
- наличие глубоких и
всесторонних знаний и их критическая
переработка и осмысление
- умение перевести теоретические
и методические положения в педагогические
действия
- способность к самосовершенствованию
и самообразованию
- разработка новых методик,
форм, приемов и средств и их оригинальное
сочетание
- диалектичность, вариативность,
изменчивость системы деятельности
- эффективное применение
имеющегося опыта в новых условиях
- способность к рефлексивной
оценке собственной деятельности и ее
результатов
- формирование индивидуального
стиля профессиональной деятельности
на основе сочетания и выработки эталонных
и индивидуально неповторимых черт личности
педагога
- способность к импровизации,
основанной на знаниях и интуиции
- умение видеть «веер
вариантов».
Н.Д. Никандров
и В. А. Кан-Калик выделяют три сферы
творческой деятельности учителя: методическое
творчество, коммуникативное творчество,
творческое самовоспитание[8].
Педагогическое новаторство
является условием развития образования,
поскольку оно вносит в него различного
рода новации. Последние выражаются в
тенденциях накопления видоизменения
разнообразных инициатив и нововведений
в образовательном пространстве. Их следствием
могут быть как частичные трансформации
в содержании образования и педагогических
технологиях, так и глобальные изменения
в сфере образования.
М.М. Князева (1995) отмечает, что
педагогические инновации - это такие
актуально значимые и системно самоорганизующиеся
новообразования, возникающие на основе
разнообразных инициатив и новшеств, которые
становятся перфективными для эволюции
образования и позитивно влияют на развитие.
Развитие инновационного процесса в образовании
предполагает:
- создание творческой атмосферы
в образовательных учреждениях, культивирование
интереса в педагогическом, сообществе
к инициативам и новшествам;
- создание социокультурных и
материальных (экономических) условий
для принятия и действия разнообразных
нововведений;
- инициирование экспериментальных
образовательных учреждений и механизмов
их всесторонней поддержки;
- интеграция наиболее перспективных
нововведений продуктивных проектов в
реально действующие образовательные
системы и перевод накопленных инновации
в режим постоянно действующих экспериментальных
образовательных учреждений.
Педагог всегда творит в соавторстве
с учениками, что позволило В. А. Кан-Калику
и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества
педагога с учащимися: творческий потенциал
педагог инновационный[8].
- педагог не соотносит свой творческий
процесс с деятельностью учащихся, творит
для себя и от себя;
- педагог соотносит свое творчество
с деятельностью класса, управляет общим
творческим процессом;
- педагог учитывает нюансы деятельности
отдельных учащихся;
- педагог создает общую концепцию
урока, учитывает особенности отдельных
учеников, обеспечивает им индивидуальный
подход.
Педагогическое проектирование
в структуре творческой деятельности
проходит этапы: анализ-синтез предыдущего
педагогического опыта; вычленение проблем
предстоящей творческой деятельности
в системе педагог-ребенок; выдвижение
творческих мотивов тематики смены; выдвижение
новых содержательных творческих идей
предстоящей деятельности; постановка
творческих задач на предстоящую смену.
Последние годы детские лагеря получили
право автономии в проектировании педагогического
содержания. Анализ проектирования позволяет
заметить, что в ходе проектировочной
работы существуют объективные проблемы,
как то: сложность определения целей и
задач программы, основного смысла как
педагогической деятельности, так и предполагаемой
деятельности подростков. В определении
педтехнологий тоже видны затруднения,
но в связи с большим потенциалом педагогических
возможностей, проверенных практикой
существующих технологий, эта проблема
менее видна в ходе общего процесса жизнедеятельности
сообщества.
На этапе проектирования программ
не всегда получается полный анализ социопедагогической
ситуации и ситуации развития детского
движения в системе «детский лагерь —
регион». В определении содержания деятельности,
основных педтехнологий, организации
практической части программы берут на
себя ответственность детские лагеря
центра, как главные субъекты реализации
педагогической программы.
Педагогическое проектирование,
как на уровне детского лагеря, так и на
уровне более малых сообществ внутри его
(центры, содружества, отряды, мастерские,
клубы) осложняется проблемой общекультурного
уровня образованности. У начинающих педагогов
отмечается недостаточное представление
о своих личных возможностях, интересах,
их динамике, о возможностях профессионального
роста. На основе изучения теории и практики
творческой деятельности педагогов, а
также используя конкретные данные, полученные
в ходе исследования проблем творческой
деятельности педагогов в центре дополнительного
образования, мы предлагаем варианты возможных
путей развития и реализации творческих
возможностей педагогов центра дополнительного
образования.
Педагогическое творчество
является одновременно главнейшим условием
и важным фактором развития творчества
подростков в условиях детского сообщества.
Педагог сам должен знать и развивать
в себе ценность творчества как основу
любой профессии. Педагог сам должен быть
свободным человеком в творчестве. Под
свободой в данном случае мы подразумеваем
не только право на собственные мысли
и способ их выражения, но и осознание
педагогом необходимости активного саморазвития,
образования, владения знаниями в области
теории, истории и практики творческой
деятельности, культурными нормами организации
творческой деятельности подростков и
собственной педагогической деятельности.
Педагогическая свобода приобретается
в процессе активной деятельности человека.
Цель программы развития педагогов
может определиться как создание условий
для развития каждого педагога с учетом
его личных способностей, имеющегося опыта,
личных мотивов и ценностей, а также его
самоопределение относительно реально
существующих возможностей. К ведущим
принципам обучения педагогов относятся:
Принципы обучения педагога
творчеству
— дифференцированное участие
педагогов, имеющих различный стаж (общий
и педагогический), опыт творческой деятельности,
в подготовке и организации творческой
деятельности различного уровня сложности;
— принцип самоопределения
педагога относительно уровня содержания
обучения при наличии обязательных базовых
образовательных компонентов в знаниях
педагога;
— принцип сотрудничества и
преемственности более опытных педагогов
и начинающих (в соответствии с личным
педагогическим опытом и личной программой
более опытного педагога).
Содержательные аспекты программы
творческого развития педагогов выстраиваются
с учетом следующих положений:
а) материалов анализа участия
подростков в целесообразных для них видах
деятельности текущих смен года;
б) осознания проблем собственной
деятельности каждым педагогом;
в) наличия в центре и детском
лагере специалистов из регионов, работающих
по программе смены, а также сотрудничеством
с отделами, службами, учебно-методическим
центром и колледжем «Орленка».
Формы творческой работы по
профессиональному развитию педагогов
Формами совместной коллективно-творческой
и индивидуальной творческой работы по
профессиональному развитию могут быть:
— лекции и тематические сообщения;
— встречи-обсуждения по текущим
проблемам смены, проблемам образования,
культуры, искусства;
— тематические семинары по
проблемам реализации программ года в
различных сменах;
— тематические семинары по
подготовке к предстоящим программам
и их совместной разработке;
— участие опытных педагогов
детского центра в обучении начинающих
коллег;
— обмен опытом работы (по периодам
года или локально по конкретной проблеме);
— целевые взаимопосещения
(планерки, отрядные и дружинные дела);
— накопление личной методической
копилки педагога-организатора;
— индивидуальная работа педагога-организатора
с методистами по осмыслению и описанию
опыта работы;
— ведение индивидуальной карты
развития педагога (по желанию);
— разработка и презентация
авторских программ педагогов (индивидуально,
профессиональными парами, авторскими
творческими группами).
Выделение групп педагогов
по отношению к творческой деятельности
и саморазвитию
На этапе организации творческого
процесса педагоги осуществляют отбор
средств, методов, приемов и форм реализации
идей, выдвинутых на этапе педагогического
проектирования. В практике детских лагерей
центра каждая из 11 смен года имеет свою
педагогическую программу. Для решения
тактических задач программы с первых
лет «Орленка» и по сегодняшний день в
организации педагогического процесса
используется творческая группа. В функции
творческой группы, состоящей из нескольких
педагогов (от 3 до 5), входит разработка
и проведение больших дел в масштабах
детского лагеря (праздники, сборы, линейки,
вечера; сюжетно-ролевые, спортивные игры
и т.д.), а также последующий анализ выполнения
поставленных задач и способов их решения.
4. Личностные качества
педагога в структуре педагогической
деятельности
Как было отмечено
в отечественной педагогической
психологии еще в конце XIX в. П.Ф.
Каптеревым, одним из важных факторов
успешности педагогической деятельности
являются «личностные качества» учителя.
Отмечается обязательность таких качеств,
как целеустремленность, настойчивость,
трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Специально подчеркивается необходимость
остроумия, а также ораторских способностей,
артистичности натуры. Особенно важна
готовность к эмпатии, то есть пониманию
психического состояния учеников, сопереживанию,
и потребность в социальном взаимодействии.
Большое значение придается исследователями
и педагогическому такту, в проявлении
которого выражается общая культура учителя
и высокий профессионализм его педагогической
деятельности.