Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат
Описание работы
Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.
К важным профессиональным
качествам, по А.К. Марковой, относятся:
педагогическая эрудиция, педагогическое
целеполагание, педагогическое (практическое
и диагностическое) мышление, педагогическая
интуиция, педагогическая импровизация,
педагогическая наблюдательность, педагогический
оптимизм, педагогическая находчивость,
педагогическое предвидение и педагогическая
рефлексия. То, что эти качества близки
к понятию «способность», подтверждается
и самой А.К. Марковой, которая многие из
них именно так и определяет
Рассматривая, как и А.К. Маркова,
профессионально значимые качества педагога
(педагогическую направленность, педагогическое
целеполагание, педагогическое мышление,
педагогическую рефлексию, педагогический
такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя
уровнями педагогических способностей,
по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными.
В исследовании Л.М. Митиной были выделены
более пятидесяти личностных свойств
учителя (как профессионально-значимых
качеств, так и собственно личностных
характеристик). Приведем список этих
свойств вежливость, вдумчивость, взыскательность,
впечатлительность, воспитанность, внимательность,
выдержка и самообладание, гибкость поведения,
гражданственность, гуманность, деловитость,
дисциплинированность, доброта, добросовестность,
доброжелательность, идейная убежденность,
инициативность, искренность, коллективизм,
критичность, логичность, любовь к детям,
наблюдательность, настойчивость, ответственность,
отзывчивость, организованность, общительность,
политическая сознательность, порядочность,
патриотизм, правдивость, педагогическая
эрудиция, предусмотрительность, принципиальность,
самостоятельность, самокритичность,
скромность, справедливость, сообразительность,
смелость, стремление к самосовершенствованию,
тактичность, чувство нового, чувство
собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет
психологический портрет идеального учителя.
Стержнем, сердцевиной этого портрета
являются собственно личностные качества:
направленность, уровень притязаний, самооценка,
образ «Я».
Согласно Н.В.
Кузьминой, личностная направленность
является одним из важнейших
субъективных факторов достижения
вершины в профессионально-педагогической
деятельности. В общепсихологическом
смысле направленность личности
определяется как «совокупность
устойчивых мотивов, ориентирующих
деятельность личности и относительно
независимых от наличных ситуаций.
Личностная направленность характеризуется
интересами, склонностями, убеждениями,
идеалами, в которых выражается
мировоззрение человека».
Весомую роль
в личностной характеристике
учителя играет профессиональное
педагогическое самосознание, в
структуру которого, по А.К. Марковой,
входят: осознание учителем норм,
правил, модели педагогической профессии,
формирование профессионального
кредо, концепции учительского труда;
соотнесение себя с некоторым
профессиональным эталоном, идентификация;
оценка себя другими, профессионально
референтными людьми; самооценка, в которой
выделяются:
а) когнитивный аспект,
осознание себя, своей деятельности;
б) эмоциональный аспект.
Согласно К.К.
Платонову, личность рассматривается
как сложная структура, состоящая из четырех
иерархически расположенных подструктур:
«4-я, низшая, в основном биологически обусловленная
подструктура личности включает темперамент,
возрастные, половые... свойства, которые
формируются путем повторения (тренировки);
3-я подструктура, в которую входят социально
сформированные путем упражнения на основе
биологических задатков индивидуальные
особенности психических процессов как
форм отражения; 2-я подструктура опыта,
в которую входят знания, навыки, умения
и привычки, приобретенные путем обучения;
1-я, высшая, в основном социально обусловленная
подструктура направленности, формируемая
путем воспитания» . В сфере личности педагогическое
творчество проявляется как самореализация
педагога на основе осознания себя творческой
индивидуальностью, как определение индивидуальных
путей своего профессионального роста
и построение программы самосовершенствования.
Педагогическое творчество
само по себе - это процесс, начинающийся
от усвоения того, что уже было накоплено
(адаптация, репродукция, воспроизведение
знаний и опыта), к изменению, преобразованию
существующего опыта. Путь от приспособления
к педагогической ситуации до ее преобразования
составляет суть динамики творчества
учителя.
В связи с уровневой характеристикой
педагогического творчества возникает
вопрос о творчестве молодых педагогов,
не имеющих достаточного социального
и профессионального опыта. Ответы начинающих
и будущих учителей в отличии от учителей,
имеющих некоторый стаж, в подавляющем
большинстве однозначны: творить может
только молодой учитель, не обремененный
чужим опытом. Характерно, что педагогическое
творчество в этом случае нередко отождествляется
с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение
молодых учителей не лишено оснований,
хотя в нем и отражается юношеский максимализм.
Педагогическая
функция – предписанное педагогу
направление применения профессиональных
знаний и умений[12]. Главными
направлениями приложения педагогических
усилий являются обучение, образование,
воспитание, развитие и воспитание
учащихся. В каждом из них
учитель выполняет множество
конкретных действий, так что
функции его часто спрятаны
и не всегда подразумеваются явно.
Главная функция преподавателя – управление
процессами обучения, воспитания, развития,
формирования.
Не учить, а
направлять учение, не воспитывать,
а руководить процессами воспитания
призван учитель. И чем он отчётливее понимает
эту свою главную функцию, тем больше
самостоятельности, инициативы,
свободы предоставляет своим ученикам.
Первая функция
педагога – целеполагание. Цель
это ключевой фактор педагогической
деятельности, она идеально
предвосхищает и направляет
движение общего труда учителя и его учеников
к их общему же результату.
Сущность управленческого процесса и
заключается в том, чтобы координировать
действия по лини совпадения цель – результат,
сводя к минимуму неизбежные
рассогласования в силу высокой динамичности
и непредсказуемости поведения
участников педагогической
системы. Управление процессом
обучения основывается на знании учащихся:
уровне их подготовленности, возможностей,
воспитанности, развития. Это
достигается диагностированием.
Без знания особенностей физического
и психического развития учащихся,
уровня их умственной и нравственной
воспитанности нельзя осуществить
ни правильной постановки цели, ни
выбрать средства её достижения.
В неразрывной
связи с диагностированием осуществляется
прогнозирование. Оно выражается
в умении педагога предвидеть
результаты своей деятельности
в имеющихся конкретных условиях и
определить стратегию своей
деятельности, оценить возможности получения
педагогического продукта заданного
количества и качества.
Проективная функция
учителя заключается в конструировании
модели предстоящей деятельности, выборе
способов и средств, позволяющих в
заданных условиях и в установленное время
достичь цели, выделении конкретных
этапов достижения цели, формирования
для каждого из них частных задач, определении
видов и форм оценки полученных результатов
и так далее.
Диагностика, прогнозирование
и планирование – педагогические
функции, выполняемые преподавателями
на подготовительном этапе каждого
проекта (цикла) учебно-воспитательной
деятельности.
На следующем
этапе реализации намерений
учитель выполняет информационную,
организационную, оценочную, контрольную
и корректирующую функции. Организационная
деятельность учителя связана в основном
с вовлечением учащихся в намеченную
работу, сотрудничеством с
ними в достижении намеченной
цели.
Сущность информационной функции
такова: учитель – главный
источник информации для обучаемых.
Он знает всё обо всём,
а своим предметом, педагогикой,
методиками и психологией владеет в совершенстве.
На завершающем
этапе любого педагогического
проекта учитель выполняет аналитическую
функцию, главным содержанием
которой является анализ
завершённого дела: какова эффективность,
почему она ниже намеченной,
где и почему возникли, как
избежать этого в дальнейшем
и так далее. Многообразие
функций, выполняемых учителем,
привносит в его труд компоненты
многих специальностей – от
актёра, режиссёра и менеджера
до аналитика, исследователя и селекционера.
Личность педагога
и его творческий потенциал
выступают в качестве ведущего
фактора интеграции языкового
и образовательного пространства,
а также реализации стратегической
линии обучения творчеству творчеством,
направленной на формирование готовности
ученика к постоянному поиску в полиязыковом
информационно-образовательном пространстве
и на развитие в дальнейшем личностного
языкового тезауруса, интеллекта и статуса.
При разработке
данного принципа представляется
необходимым обращение к вопросам
педагогического творчества как
к источнику обогащения и развития
разрабатываемой нами концепции
языкового образовательного пространства.
В психологии
педагогическая деятельность рассматривается
как длительно существующий комплекс
профессиональных требований, которые
предъявляются к тому, кто выбирает
данный вид деятельности[12]. Совокупность
взаимосвязанных заданий, типичных для
него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную
структуру. Сущность педагогического
творчества чаще всего видят в сочетании
умения действовать самостоятельно и
при этом адекватно в неповторимых учебных
ситуациях со способностью осмысливать
свою деятельность в свете научно-теоретических
педагогических знаний, а также в определении
правильной меры соотношения автоматизированных
и неавтоматизированных компонентов.
Специфику педагогического творчества
видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный
характер: способствует взаимообогащению,
творческому сотрудничеству обучающего
и обучаемого. С одной стороны, непосредственное
участие педагога ведет к развертыванию,
протеканию и завершению познания обучаемого.
С другой стороны, он сам неизбежно осваивает
исторические этапы науки о мышлении,
познании, основные закономерности его
развития. При этом педагогическое самосознание
— ключ к решению многих задач, связанных
с наличием у педагога потребности в постоянном
самосовершенствовании.
Творчество проявляется не
только в постановке педагогических задач,
но и в характере принимаемых решений.
Для понимания творческих аспектов педагогической
деятельности важное значение приобретают
выделенные Ю.Н. Кулюткиным иерархически
организованные уровни педагогических
решений: первый из этих уровней - уровень
ведущих идей, которые определяют общую
направленность деятельности учителя.
Таковы идеи повышения воспитательного
потенциала обучения, идеи развития учащихся
в процессе их активной учебной деятельности,
идеи проблемного обучения, идеи дифференциации
и индивидуализации обучения. Второй уровень,
образующий категориальную систему мышления
учителя, Ю.Н. Кулюткин называет уровнем
конструктивно-методических схем, в которых
конкретизируются общие идеи и принципы.
Это разработка учебных заданий разной
степени трудности, определенные
меры помощи учащимся с разной подготовкой,
поэтапная отработка у учащихся умения
самостоятельно выполнять все более сложные
задания. Третий и наиболее конкретный
уровень мышления учителя как раз связан
с многообразными техническими
приемами реализации конструктивно-методических
схем в конкретных педагогических
ситуациях. Практическая деятельность
учителя есть искусство исполнения, искусство
реализации конструктивных решений,
принимаемых учителем .
Все эти стороны педагогической
деятельности, пронизанные, как и любая
другая коммуникативная деятельность,
перцептивно-рефлексивными процессами,
детерминируют формирование творческой
личности учителя. Мы считаем, что
психологическая природа творчества
учителя определяется спецификой
педагогической деятельности, творческой
по своей сущности. Именно особенностями
педагогической деятельности определяются
социально-психологические аспекты педагогического
творчества и прежде всего проявления
его в области социальной перцепции учителя.
Творчество в педагогической,
как и во всякой другой деятельности,
разнообразно, оно проявляется в нестандартных
подходах, в разработке новых
методов, форм, средств, приемов
и их оригинальных сочетаний; в эффективном
применении имеющегося опыта в новых условиях;
в умении видеть варианты решения одной
и той же проблемы. Все проявления
педагогического творчества в высокой
степени зависят от того, насколько
творческой является социальная перцепция
учителя, направленная на основной
объект педагогической деятельности –
ученика.
Заключение
Педагогическая деятельность
— процесс постоянного творчества. Но
в отличие от творчества в других сферах
(наука, техника, искусство) творчество
педагога не имеет своей целью создание
социально ценного нового, оригинального,
поскольку его продуктом всегда остается
развитие личности. Конечно, творчески
работающий педагог, а тем более педагог
новатор, создает свою педагогическую
систему, но она является лишь средством
для получения наилучшего в данных условиях
результата.
Однако творчество творчеству
рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом
личности, который, если вести речь о педагоге,
формируется на основе накопленного им
социального опыта, психолого-педагогических
и предметных знаний, новых идеи, умении
и навыков, позволяющих находить и применять
оригинальные решения, новаторские формы
и методы и тем самым совершенствовать
исполнение своих профессиональных функций.
С другой стороны, опыт убеждает, что творчество
приходит только тогда и только к тем,
для кого характерно ценностное отношение
к труду, кто стремится к повышению профессиональной
квалификации, пополнению знаний и изучению
опыта отдельных педагогов и целых педагогических
коллективов.
Выше описанные характеристики
личности педагога вообще должен
иметь, в частности, преподаватель психологии.
Ведь личностное развитие, включающее
в себя и профессиональное,
играет огромную роль в осуществлении
им эффективной деятельности. Для осуществления
такой деятельности преподавателю
необходимы все важные качества (свойства)
педагога (психофизиологические
и личностные), педагогические способности,
направленность. В современном цивилизованном
обществе преподаватель является фигурой,
которая требует особого внимания,
и там, где его место
занимают недостаточно профессионально
подготовленные люди, в первую очередь
страдают ученики. Это требует
от общества создания условий
для личностного и профессионального
развития преподавателей,
которые наиболее будут
подготовлены интеллектуально и морально
к работе с детьми.