Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 13:17, реферат

Описание работы

Актуальность. На современном этапе развития общества, и особенно в связи с глобальными изменениями, происходящими в сфере образования, изучение культурологических и психологических аспектов формирования и развития педагогической культуры приобретает особую важность и актуальность в связи с возросшими объективными требованиями к качественным характеристикам личности педагога и его деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2.docx

— 78.79 Кб (Скачать файл)

     К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия. То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет

Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога (педагогическую направленность, педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическую рефлексию, педагогический такт), Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых качеств, так и собственно личностных характеристик). Приведем список этих свойств вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, политическая сознательность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость,  стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я».

     Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность  является одним из важнейших  субъективных факторов достижения  вершины в профессионально-педагогической  деятельности. В общепсихологическом  смысле направленность личности  определяется как «совокупность  устойчивых мотивов, ориентирующих  деятельность личности и относительно  независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется  интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается  мировоззрение человека».

     Весомую роль  в личностной характеристике  учителя играет профессиональное  педагогическое самосознание, в  структуру которого, по А.К. Марковой, входят: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального  кредо, концепции учительского труда; соотнесение себя с некоторым  профессиональным эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально референтными людьми; самооценка, в которой выделяются:

 а) когнитивный аспект, осознание себя, своей деятельности;

б) эмоциональный аспект.

     Согласно К.К. Платонову, личность рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически расположенных подструктур: «4-я, низшая, в основном биологически обусловленная подструктура личности включает темперамент, возрастные, половые... свойства, которые формируются путем повторения (тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических процессов как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я, высшая, в основном социально обусловленная подструктура направленности, формируемая путем воспитания» . В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя.

В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличии от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм.

     Педагогическая  функция – предписанное педагогу  направление  применения профессиональных  знаний  и  умений[12].   Главными   направлениями   приложения педагогических усилий являются обучение, образование,  воспитание,  развитие и  воспитание  учащихся.  В  каждом  из  них  учитель  выполняет   множество конкретных действий,  так  что  функции  его  часто  спрятаны  и  не  всегда подразумеваются явно. Главная функция преподавателя – управление  процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

     Не учить, а  направлять учение, не воспитывать, а руководить  процессами воспитания призван учитель. И чем он отчётливее понимает  эту  свою  главную функцию, тем больше  самостоятельности,  инициативы,  свободы  предоставляет своим ученикам.

    Первая функция  педагога  –  целеполагание.  Цель  это  ключевой  фактор педагогической  деятельности,  она  идеально  предвосхищает   и   направляет  движение общего труда учителя и его учеников  к  их  общему  же  результату. Сущность управленческого процесса и заключается в том, чтобы  координировать действия по лини совпадения цель – результат, сводя  к  минимуму  неизбежные рассогласования в силу высокой динамичности  и  непредсказуемости  поведения участников   педагогической   системы.   Управление    процессом    обучения основывается на знании учащихся: уровне их  подготовленности,  возможностей, воспитанности,  развития.  Это  достигается  диагностированием.  Без  знания особенностей  физического  и  психического  развития  учащихся,  уровня   их умственной и нравственной воспитанности  нельзя  осуществить  ни  правильной постановки цели, ни выбрать средства её достижения.

    В неразрывной  связи с диагностированием осуществляется  прогнозирование. Оно выражается  в умении педагога предвидеть  результаты своей деятельности  в имеющихся конкретных условиях и  определить  стратегию  своей  деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного  количества и качества.

    Проективная  функция  учителя  заключается  в  конструировании   модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в  заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении  конкретных  этапов достижения цели, формирования для каждого из них частных задач,  определении видов и форм оценки полученных результатов и так далее.

    Диагностика, прогнозирование  и планирование –  педагогические  функции, выполняемые  преподавателями  на  подготовительном  этапе  каждого   проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

    На   следующем   этапе   реализации   намерений    учитель    выполняет информационную, организационную,  оценочную,  контрольную  и  корректирующую функции.  Организационная деятельность учителя связана в основном  с  вовлечением учащихся  в  намеченную  работу,  сотрудничеством  с   ними   в   достижении намеченной цели.

Сущность информационной функции  такова:  учитель  –  главный  источник информации для  обучаемых.  Он  знает  всё  обо  всём,  а  своим  предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве.

    На завершающем  этапе любого педагогического  проекта  учитель  выполняет аналитическую  функцию,  главным   содержанием   которой   является   анализ  завершённого дела: какова эффективность, почему она ниже намеченной,  где  и почему возникли, как  избежать этого в дальнейшем  и так далее.     Многообразие  функций,  выполняемых  учителем,  привносит  в  его  труд компоненты  многих специальностей –  от  актёра,  режиссёра  и  менеджера  до аналитика, исследователя и селекционера.

     Личность педагога  и его творческий потенциал  выступают в качестве ведущего  фактора интеграции языкового  и образовательного пространства, а также реализации стратегической  линии обучения творчеству творчеством, направленной на формирование готовности ученика к постоянному поиску в полиязыковом информационно-образовательном пространстве и на развитие в дальнейшем личностного языкового тезауруса, интеллекта и статуса.

     При разработке  данного принципа представляется  необходимым обращение к вопросам  педагогического творчества как  к источнику обогащения и развития  разрабатываемой нами концепции  языкового образовательного пространства.

     В психологии  педагогическая деятельность рассматривается  как длительно существующий комплекс  профессиональных требований, которые  предъявляются к тому, кто выбирает  данный вид деятельности[12]. Совокупность взаимосвязанных заданий, типичных для него, составляет ее пoлифyнкциoнaльную структуру. Сущность педагогического творчества чаще всего видят в сочетании умения действовать самостоятельно и при этом адекватно в неповторимых учебных ситуациях со способностью осмысливать свою деятельность в свете научно-теоретических педагогических знаний, а также в определении правильной меры соотношения автоматизированных и неавтоматизированных компонентов. Специфику педагогического творчества видят в том, что оно всегда имеет целенаправленный характер: способствует взаимообогащению, творческому сотрудничеству обучающего и обучаемого. С одной стороны, непосредственное участие педагога ведет к развертыванию, протеканию и завершению познания обучаемого. С другой стороны, он сам неизбежно осваивает исторические этапы науки о мышлении, познании, основные закономерности его развития. При этом педагогическое самосознание — ключ к решению многих задач, связанных с наличием у педагога потребности в постоянном самосовершенствовании.

Творчество проявляется не только в постановке педагогических задач, но и в характере принимаемых решений. Для понимания творческих аспектов педагогической деятельности важное значение приобретают выделенные Ю.Н. Кулюткиным иерархически организованные уровни педагогических решений: первый из этих уровней - уровень ведущих идей, которые определяют общую направленность деятельности учителя. Таковы идеи повышения воспитательного потенциала обучения, идеи развития учащихся в процессе их активной учебной деятельности, идеи проблемного обучения, идеи дифференциации и индивидуализации обучения. Второй уровень,  образующий категориальную систему мышления учителя, Ю.Н. Кулюткин называет  уровнем  конструктивно-методических схем, в которых конкретизируются общие идеи и принципы. Это разработка учебных заданий разной степени  трудности,  определенные меры помощи учащимся с разной подготовкой, поэтапная отработка у учащихся умения самостоятельно выполнять все более сложные задания. Третий  и  наиболее конкретный уровень мышления учителя как раз связан с  многообразными  техническими  приемами  реализации конструктивно-методических схем  в конкретных педагогических ситуациях. Практическая деятельность учителя есть искусство исполнения, искусство реализации конструктивных решений,  принимаемых учителем .

Все эти  стороны  педагогической деятельности, пронизанные, как и  любая  другая  коммуникативная  деятельность,  перцептивно-рефлексивными процессами, детерминируют формирование творческой личности учителя.  Мы считаем,  что психологическая  природа творчества учителя  определяется  спецификой педагогической деятельности, творческой по своей  сущности.  Именно  особенностями педагогической деятельности определяются социально-психологические аспекты педагогического творчества и прежде всего проявления его в области социальной перцепции учителя.

Творчество в педагогической,  как и во всякой  другой  деятельности, разнообразно,  оно проявляется в нестандартных подходах,  в  разработке  новых  методов,   форм, средств, приемов и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении видеть варианты решения одной и той же проблемы. Все проявления педагогического творчества  в высокой степени  зависят от того,  насколько творческой является социальная перцепция учителя,  направленная на основной  объект педагогической деятельности – ученика.  
Заключение

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идеи, умении и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта отдельных педагогов и целых педагогических коллективов.

Выше описанные характеристики личности педагога вообще  должен  иметь, в частности, преподаватель психологии. Ведь личностное развитие,  включающее в  себя  и  профессиональное,  играет  огромную  роль  в  осуществлении   им эффективной деятельности. Для осуществления  такой  деятельности  преподавателю  необходимы  все важные качества (свойства)  педагога  (психофизиологические  и  личностные), педагогические способности, направленность. В современном цивилизованном обществе преподаватель является  фигурой, которая  требует  особого  внимания,  и  там,   где   его   место   занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь  страдают ученики.  Это  требует  от  общества  создания  условий  для  личностного  и профессионального   развития   преподавателей,   которые   наиболее    будут подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми.

Информация о работе Теоретические особенности развития творческой деятельности педагога-психолога