Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа
Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие
социально-психологической адаптации
младших школьников к обучению в школе
в условиях села……………………………………………………….....
1.3. Социально-педагогические
возможности успешной социально-психологической
адаптации младших школьников к обучению
в школе в условиях села…………………………………………………………...
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической
помощи школьникам в адаптации к обучению
в школе в условиях села………………………………..………………………………
2.3 Реализация программы
Вывод по 2 главе……………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.
Конечно, не у
всех детей адаптация к школе
протекает с подобными
Значительная
часть детей (50-60%) адаптируются в
течение первых двух-трех месяцев
обучения. Другим детям (примерно 30%) требуется
больше времени для привыкания к
новой школьной жизни. Они могут
до конца первого полугодия
В каждом классе есть примерно 15% ребят, у которых к значительным трудностям в учебной работе прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую реакцию протеста, проявляющуюся в дезадаптивном поведении.
То есть, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.
В процессе изучения вопроса социально-психологической адаптации к школе будущих первоклассников, возникает противоречие между необходимостью изучения социально-психологической адаптации детей к школе и не достаточной практической и методической разработанностью данного вопроса в деятельности социального педагога.
На основе выявленного противоречия нами была сформулирована проблема исследования: необходимость изучения возможностей социально-психологической адаптации младших школьников к школе.
Для решения данной проблемы была поставлена цель исследования: изучение возможностей успешной адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села.
Объект исследования: учащиеся начальных классов средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс успешной адаптации младших школьников в начальной школе.
Для проведения данного исследования нами была сформулирована гипотеза: своевременная диагностика особенностей социально-педагогической адаптации первоклассников к школе позволит разработать программу социально-педагогической помощи первоклассникам в адаптации к школе.
Чтобы проверить сформулированную гипотезу нам потребуется решить следующие задачи:
Методологической основой исследования послужили общефилософские принципы, принцип гуманистической направленности педагогического процесса, принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, принцип обучения и воспитания детей в коллективе.
Теоретической основой послужили работы Я.Л. Коломинского (Коломинский Я.Л.,1988), Ф.Б. Березина (Березин Ф.Б., 1999), Г.М. Чуткиной (Чуткина Г.М., 1987), раскрывающие особенности социально-психологической адаптации первоклассников к школе; исследования М.Г. Битяновой (Битянова М.Г., 1998), Н.И. Гуткиной (Гуткина Н.И., 2008), раскрывающие возможности успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме адаптации детей к школе;
- Эмпирические – тестирование, беседа. В качестве психодиагностических методов были использованы:
- тест-опросник «Чувства в школе» по Т.А. Нежновой (Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д., 2001);
- «Анкета для определения школьной мотивации учащихся»
- «Анкета для
родителей учащихся первых
Опытно-экспериментальная база: исследование проводилось на базе МОУ «Гагинская средняя общеобразовательная школа». В состав испытуемых вошли учащиеся 1 класса в количестве 20 человек в возрасте 7-8 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что был изучен, систематизирован и обобщён материал по проблеме социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе; раскрыты возможности успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изучены возможности социально-психологической адаптации первоклассников к школе; разработана программа социально-педагогической помощи первоклассникам в адаптации к школе.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-педагогической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-педагогической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется динамичностью и изменчивостью. Но люди по-разному реагируют на изменения, происходящие как в обществе, так и их личной жизни, то есть отличаются по степени приспособляемости.
«Адаптация» - это междисциплинарное понятие, поэтому оно рассматривается многими исследователями. Данное понятие охватывает различные адаптивные системы. Термин "адаптация" происходит от латинского слова adaptatio -приспособление. Может быть, поэтому многие авторы дают его дефиницию через перевод и определяют адаптацию как приспособление организма к условиям среды [41, c.67].
Адаптация - результат (и процесс)
взаимодействия живых организмов и окружающей
среды, который приводит к оптимальному
их приспособлению к жизни и деятельности.
Понятие адаптации возникло в XIX в. и поначалу
использовалось главным образом в биологии.
Затем это понятие стали применять не
только к различным сторонам жизнедеятельности
организмов, но и к личности человека и
даже коллективному поведению.[39,c.21].
Адаптация компенсирует недостаточность
привычного поведения в новых условиях.
Благодаря ей создаются возможности ускорения
оптимального функционирования организма,
личности в необычной обстановке. Если
адаптация не наступает, возникают дополнительные
затруднения в освоении предмета деятельности,
вплоть до нарушений ее регуляции. Различают
следующие два вида адаптации: биофизиологическую
и социально-психологическую [29, c.63].
Адаптация социально-психологическая
- процесс приобретения людьми определенного
социально-психологического статуса
овладения теми или иными социально-
По своим
результатам социально-
В процессе первой стадии — ознакомления, происходит освоение индивидом норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и т.д. на когнитивном и эмоциональном уровне. Когнитивный уровень позволяет внешние нормы и требования сделать внутренними, «своими». Это освоение получило название интернализации (интериоризации) (от лат. internus, interior — внутренний)[24,с76].
Эмоциональный уровень ознакомления позволяет с помощью чувств подкрепить и активно усвоить нормы, ценности, стереотипы данной группы, а значит, и быть в нее включенным. Это подкрепление получило название идентификации (от лат. identificare — отождествлять).
В процессе второй стадии — ролевой ориентации происходит принятие сложившихся форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, соседских, партнерских, семейных отношений и др.), принятие форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения работы). В ходе второй стадии социально-психологическая адаптация призвана привести к формированию социально и профессионально значимых средств общения, поведения и деятельности, принятых в группе, с помощью которых личность могла бы реализовать себя, свои потребности, склонности, умения и т.д.
В процессе третьей стадии — самоутверждения происходит первоначально индивидуализация, а затем интеграция адаптирующегося сотрудника.
Процесс индивидуализации предусматривает совмещение усвоенных личностью социальных требований, норм, предписаний, ожиданий со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности индивидов, то есть персонифицированная форма реализации социальных функций[32,с 22].
Показателями успешной социально-психологической адаптации являются:
При неудовлетворительной адаптации происходят перемещения индивида в другую социальную среду, группу, учащаются проявления отклоняющегося поведения и др.