Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Некоторые первоклассники могут быть очень шумными, крикливыми, они без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей нарушается сон, аппетит, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе в психолого-педагогической литературе………………………………....7
1.2. Причины и факторы, способствующие социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села……………………………………………………….....15
1.3. Социально-педагогические возможности успешной социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях села…………………………………………………………...30
Вывод по 1 главе……………………………………………………………….40
Глава 2. Социально-педагогическая помощь по оптимизации адаптации младших школьников к обучению в школе в условиях сельской школы
2.1 Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в школе…………………………………………….. …………….…43
2.2 Программа социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села………………………………..……………………………………………...
2.3 Реализация программы социально-педагогической помощи школьникам в адаптации к обучению в школе в условиях села……………..
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...57
Заключение………………………………………………………………………59
Литература……………………………………………………………………….61

Файлы: 1 файл

измененная курсовая.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

Важным условием успешной социальной адаптации дошкольника  к школе является психологическая  готовность.

Психологическая готовность:

-умение слушать  речь, объяснения ответы товарищей;

-умение действовать  в соответствии с правилом;

-умение производить  действия в соответствии с  образцом;

-умение действовать по  прямому указанию взрослого;

-умение работать в  группе.

Основная цель педагогического коллектива школы  в направлении социальной адаптации детей дошкольного возраста - создание общего фона, благоприятного для развития детей: физического, интеллектуального, эмоционального. В связи с этим деятельность школы направлена на

-максимальное  обеспечение двигательной активности детей к школе;

- создание в  школе развивающей предметной  среды, являющейся продолжением  той, к которой дети привыкли  в детском саду;

- широкое применение  игровых приемов;

- изменение  стиля взаимоотношения взрослых  и детей с авторитарного на  стиль доверительного сотрудничества;

- введение в  педагогический процесс разнообразных  видов детской творческой деятельности;

- использование  многообразных форм обучения  неурочного типа;

- создание щадящего  режима учебной деятельности.

Чтобы успешно  прошла социальная адаптация дошкольников к школе важную роль играет и соучастие родителей в этом вопросе, однако же родителям при этом важно помнить, что помогая ребенку, они могут на себя взять только то, что ребенок не может выполнить пока еще сам, остальное же предоставить сделать ему самому. По мере же освоения ребенком новых действий родитель постепенно передает их ребенку, веря в ребенка и любя его.

Готовность  ребенка или его неготовность тесно связана с положением его  в семье. Дома и в школе должна быть приятная психологическая атмосфера. Именно она способствует быстрой и успешной социальной адаптации ребенка - дошкольника к школе.

Поэтому смысл  адаптационного периода в школе  состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные  результаты. В этих условиях целью работы педагога-психолога является создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие и психологическое благополучие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Социально – педагогическая помощь по оптимизации     адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы

2.1. Методы и процедуры изучения адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы

Исследование  социально-психологической адаптации  младших школьников к обучению в  условиях сельской школы проводилось в пять  этапов: на первом этапе определялся объект, предмет, задачи исследования, подбирались адекватные методы; на втором — осуществлялась психологическая диагностика младших школьников; на третьем — на основе результатов исследования разрабатывалась социально-педагогическая программа по оптимизации  адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы; на четвертом этапе – проводилась социально-педагогическая программа, направленная на успешную адаптацию младших школьников к школе; на пятом – проводилась повторная диагностика с целью выявления эффективности социально-педагогической программы.

Исследование  проводилось в период с 2012 – 2013 год.

Объект диагностики - младшие школьники (7 - 8 лет), обучающиеся  в МБОУ Гагинская СОШ  в 1 классе. В группу, в которой проводилось исследование, вошли 20 человек, 11 девочек и 9 мальчиков. Учащиеся случайным образом были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В состав контрольной группы вошли 10 учащихся: 6 девочек и 4 мальчика, а в экспериментальной группе – 5 девочек и 5 мальчиков.

Изучая семейную обстановку, было выявлено, что двое детей живут в неполной семье, только с мамой, у двоих детей родители находятся в разводе. Один учащийся живет в малообеспеченной семье. Если брать во внимание состояние здоровья учащихся, то хочется отметить, что первой группы здоровья нет ни у одного ребенка, вторую группу здоровья имеют 16 человек из десяти, что составляет (80%), а в подготовительную группу вошли четыре человека (20%).

Выбирая психодиагностический инструментарий для изучения неуспеваемости младших  школьников, мы руководствовались следующим: время проведения массового обследования не должно превышать45 минут; каждая из используемых методик  выбраны не случайно, они были полифункциональны, т.е. затрагивали разные стороны психического, личностного развития детей; достоверность получаемых выводов была обеспечена при условии сопоставления данных, полученных каждой отдельной методикой, с результатами других методик, а также успеваемостью учащихся, характеристиками, которые дают им учителя.

Диагностирование  учащихся в целях определения  особенностей социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в условиях сельской школы проводилось с помощью ряда методик: опросника «Чувства в школе», «Анкета для определения школьной мотивации учащихся» и «Анкета для родителей учащихся первых классов».

Опросник «Чувства в школе» [32] позволил выяснить, как  школьник чувствует себя на занятиях и в школьном коллективе. Исследование лучше проводить с группой  первоклассников –10-15 человек, детей  желательно рассадить по одному. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю. При проведении тестирования соблюдается правило анонимности, которое обговаривается с учащимися, чтобы ответы были максимально честны.

Процедура исследования состоит из одного задания – заполнить бланк (см. Приложение 1), отметив знаком «плюс» те утверждения, которые верны для учащегося. В бланке представлено 16 утверждений относительно чувств опрашиваемых, которые они могут испытывать в школе: спокойствие, усталость, скуку, радость, уверенность в себе, беспокойство, неудовлетворенность собой, раздражение, сомнение, обиду, чувство унижения, страх, тревогу за будущее, благодарность, симпатию к учителям, желание приходить сюда.

Для определения  школьной мотивации первоклассников использовалась анкета [32]. Анкета состоит из 10 вопросов - такое количество оптимально подходит для диагностики детей данного возраста(см. Приложение 2). Вопросы имеют три варианта ответа, каждому из которых причисляется определенное количество балов. В соответствии с набранными балами могут возникнуть следующие варианты мотивации:

- высокий уровень  школьной мотивации, учебная активность.

- хорошая школьная  мотивация.

- положительное  отношение к школе, но школа  привлекается больше вне учебными сторонами.

- низкая мотивация.

- негативное  отношение к школе, школьная  дезадаптация.

«Анкета для  родителей первых классов» [32] с целью  выявления признаков дезадаптации у детей.

В анкете представлено 17 утверждений относительно поведения  учащихся дома во время выполнения домашних заданий, сборов в школу, и др. Респондентам дается инструкция, отметь, какие проявления особенностей поведения и учебной деятельности вашего ребёнка вы замечаете последнее время.

Таким образом, выбранный психодиагностический инструментарий является  достаточно эффективным как экспресс-диагностика, то есть за короткое время они могут дать важную информацию о ребенке, которая помогает вовремя выявить не успешность в социально-психологической адаптации к обучению младшего школьника.

Результаты  по опроснику «Чувства к школе» наглядно представлены на рисунке 1.

Рис.1 опросник «Чувства к школе»

Здесь мы видим, что большая часть учащихся как в контрольной, так и в экспериментальной группе отметили такие показатели как усталость, скуку, обиду, страх. Как мы видим на Рис.1 в контрольной группе больший процент выбора отдан усталости – 60%(6 человек), обида – 40%(4 человека), желание приходить сюда – 40%(4 человека), радость -40%(4 человека), скука – 20%(2 человека). По результатам экспериментальной группы: усталость – 62%(6 человек), скука – 23%(2 человека), обида – 40%(4 чел), страх – 36%(3 чел), желание приходить сюда – 41%(4 чел), радость – 39%(4 человека). И в контрольной и в экспериментальной группах лишь 40% от общего числа опрошенных обозначили желание приходить в школу, симпатию к учителю отметили те же учащиеся. Следует отметить, что во время проведения исследование у школьников возникали вопросы относительно таких понятий как «чувство унижения» и «тревога за будущее». Чувство страха выражали учащиеся перед плохой оценкой, перед учителем, или перед последствиями после неудовлетворяющей родителей оценки.

Анкетирование для определения школьной мотивации  учащихся позволило выявить у  учащихся контрольной и экспериментальной групп уровень мотивации. На рисунке 2 представлены полученные результаты исследования.

Условные обозначения: 1 – высокий уровень школьной мотивации, учебная активность; 2 –  хорошая школьная мотивация, 3 –  положительное отношение к школе, но школа привлекает; 4 - низкая мотивация.

Рис. 2 Уровень мотивации учеников

Таким образом, выявлена низкая мотивация в контрольной группе у 20% (2 человека), а в экспериментальной группе – 25% (2 человека) от общего числа учащихся. В контрольной группе 20%(2 человека) и 23%(2 человека) в экспериментальной группе имеют положительное отношение к школе, но при этом школа привлекает их вне учебными сторонами. Хороший и высокий уровни мотивации -  по 30% (по три человека) учащихся в контрольной группе и 34%(3 чел) в экспериментальной группе. При этом у 10% учащихся (1 человек) с положительным отношением к школе всего один бал превышает низкую мотивацию. Так же и у 10% (1 человек) учащихся с хорошей школьной мотивации всего один бал превышает результаты по шкале положительной мотивации. Соответственно можно констатировать, что у большинства учащихся как в контрольной, так и в экспериментальной группе не сформирована положительная школьная мотивация.

Качественный анализ проведенного анкетирования родителей учащихся позволил нам выявить признаки проявления дезадаптации у группы первоклассников. Обозначенные родителями признаки соотносятся с теми показателями чувств, которые подчеркивали сами школьники. Подтвердилось наличие усталости, страха, нежелание посещать школу. Вместе с тем и положительное отношение к школе и социальной ситуацией в которой находится ребенок на данном своем этапе развития. Распространенные ответы контрольной и экспериментальной групп представлены на рисунке 3.

          Отказывается по утрам идти в школу, не проявляет интереса к занятиям, без напоминаний не садится за уроки, бросает работу над заданием, столкнувшись с трудностями – отметили 30% опрошенных родителей контрольной группы. Такие признаки как: со страхом идёт в школу, плохо засыпает, подавлен, плаксив, часто болеет - обозначили 30% родителей. Очень долго выполняет домашнее задание, слишком волнуется по поводу своих успехов в школе подчеркнули 10% респондентов. По ответам 10% родителей их дети без напоминаний не садятся за уроки. 20% родителей не отметили никакого признака. В экспериментальной группе результаты не на много отличаются от результатов контрольной группы: отказывается по утрам идти в школу – 33%, со страхом идет в школу – 32%, очень долго выполняют домашнее задание – 15%, без напоминания не садятся за уроки – 12%, никакой признак не отметили – 16% родителей.

Так, например, Витя имеет низкую мотивацию к обучению, отмечает усталость и скуку в школе. Его родители так же выражают беспокойство по поводу его отношения к школе: по их словам он не хочет ходить в школу, не садится за уроки без напоминания родителей, делает их долго и без особого интереса.

Первоклассник Гена, наоборот, по всем изучаемым показателям проявляет высокую мотивацию к обучению, что является нормативным поведением данного возраста. Он с интересом посещает занятия, положительно отзывается об учителе, с интересом делает домашние задания. Его родители никаких признаков дезадаптации в анкете не подчеркнули, в его поведении они не заметили ничего, на что следовало бы обратить беспокойство.

Обида подчеркнутая в анкете учащимся первого класса Ромой, была, видимо вызвана неудовлетворяющими его оценками, он не чувствует успеха в учебной деятельности, соответственно испытывает определенный уровень социально-психологической дезадаптации к школьному обучению, мотивация на грани низкой. Родители этого ученика обозначают его страх ходить в школу, по их мнению у ребенка довольно плохой сон, нет интереса к урокам и посещению школы.

Выделяется  группа детей, не столь благополучно прошедших этап адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чужими или недоступными для усвоения. Для многих «камнем  преткновения» становится собственно учебная деятельность. Развивается комплекс неуспешности, который в свою очередь порождает неуверенность, разочарование, потерю интереса к учёбе, иногда познавательной деятельности вообще. Неуверенность у некоторых переходит в агрессию, озлобленность на тех, кто поставил в такую ситуацию, «погрузил» в море неуспеха и лишил поддержки. Другим не даются отношения со сверстниками, педагогом. Не успешность в общении приводит к необходимости защищаться – уходить в себя, внутренне отворачиваться от других. Ухудшается здоровье, нормой становятся слёзы или температура по утрам и больной живот по вечерам, появляются странные неприятные «привычки»: тики, заикание, покусывание ногтей, волос.

Информация о работе Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации младших школьников к обучению в школе